Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях

Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях  - фото 119 мая 2021 года в Информационном центре Правительства Москвы (Новый Арбат, д. 36) состоялась пресс-конференция на тему: «Авиационные технологии на страже безопасности столицы».

В пресс-конференции приняли участие:
- Иванов Андрей Игорьевич, заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы;
- Святенко Кирилл Витальевич, директор ГКУ «Московский авиационный центр»;
- Катальшев Олег Юрьевич, заместитель директора по организации летной работы ГКУ «Московский авиационный центр»;
- Панормов Александр Юрьевич, начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения ГКУ «Московский авиационный центр».

Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях  - фото 2Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях  - фото 3
Открыл пресс-конференцию А.И. Иванов: «18 лет назад, 13 мая 2003 года Правительством Москвы было принято решение развивать авиационные технологии для обеспечения безопасности населения. Для этого был создан Московский авиационный центр, основными задачами которого было тушение крупных пожаров и участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Сначала в авиацентре было 3 пожарных вертолета и 7 площадок для обеспечения полетов. Через 5 лет была поставлена задача развития санитарной авиации, поступили специализированные вертолеты с медицинским оборудованием и в больницах города обустроили специальные площадки. Освоение новых типов вертолетов требовало качественной подготовки летчиков и обеспечения безопасности полетов.
Применение вертолетов в мегаполисе помогает оперативно решать многие задачи и имеет преимущество перед другими транспортными средствами при проведении специальных работ, а также в случае возникновения происшествий или чрезвычайных ситуаций.
Авиационный центр входит в состав Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и является подведомственным учреждением Департамента по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям города Москвы.
В авиацентре находится 11 вертолетов - один - Ми-26Т, четыре вертолета среднего класса - Ка-32А, которые оборудованы для тушения пожаров, пять многоцелевых ВК117С-2 для оказания медицинской помощи пострадавшим и один легкий вертолет Bell-429.
За время работы авиацентра было спасено более 6,6 тыс человек, из них 6,3 тыс доставлено в лечебные учреждения столицы экипажами санитарных вертолётов и более 300 пострадавшим помогли спасатели МАЦ. С помощью пожарных вертолётов было ликвидировано свыше 200 крупных пожаров.
В 2019 году в Московском авиацентре создано аварийно-спасательное подразделение. Спасатели выполняют задачи по поиску людей, оказывают помощь пострадавшим в ДТП и на других происшествиях, а также могут эвакуировать людей из труднодоступных мест с помощью беспарашютного десантирования.
Сегодня ежедневно на дежурство в Москве заступает семь экипажей вертолетов - три пожарных и четыре санитарных. В случае чрезвычайных происшествий они способны добраться до любой точки мегаполиса в течение 10-20 минут, оперативно оказать помощь, ликвидировать угрозы, тушить пожары и эвакуировать пострадавших. Для работы авиации в оперативном управлении находится 26 вертолётных площадок.
Неделю назад Московский авиацентр представил новейшие авиационные технологии на Международном салоне средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность», который проходил в столице с 11 по 16 мая. На выставке были представлены пожарный и| санитарный вертолеты, а также современное снаряжение и оборудование для проведения аварийно-спасательных работ. В ходе демонстрационных учений пилоты и спасатели авиацентра показали работу воздушных судов, а также гидравлической системы ГРАПЛ, которая позволяет на внешней подвеске вертолета оперативно перенести легковой автомобиль в безопасную зону, что актуально для восстановления движения при ДТП в условиях дорожной обстановки мегаполиса.

Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях  - фото 4Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях  - фото 5Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях  - фото 6
Деятельность авиационного центра неоднократно отмечалась на федеральном и региональном уровне в лучшую сторону. За успешную работу в прошлом году более 40 сотрудников поощрены Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация), Правительством Москвы, МЧС России и Департаментом ГОЧСиПБ.
Специалисты Московского авиационного центра постоянно совершенствуют систему работы и используют эффективные авиационные технологии в области защиты населения города Москвы. Более подробно об этой работе расскажет директор ГКУ «МАЦ» Кирилл Святенко и его заместители».
Как сообщил К.В. Святенко: «За 18 лет сотрудники нашего центра много сделали для развития авиашюинмй безопасности столицы. В самом начале в ГКУ «МАЦ» было всего три вертолета (два Ка-32 и один Ми-26), которые привлекались для тушения крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
В 2008-2009 годах авиацентр получил первые три санитарных вертолета и приступил к выполнению медицинской эвакуации пострадавших. В то время один вертолет осуществлял дневное дежурство при ГКБ №15 в ВАО. В 2015 году Правительство Москвы передало еще два санитарных вертолета ВК117С-2. С присоединением к Москве территории ТиНАО в оперативное управление авиацентра были переданы вертолетные площадки, расположенные в этих округах и появилась новая задача - осуществлять вылеты к соматическим больным. Пациентов с инфарктами, инсультами и другими тяжелыми состояниями экипажи стали доставлять из ТиНАО в специализированные столичные больницы.
Уникальность санитарных вертолетов заключается в их оснащении реанимационным медицинским оборудованием, которое позволяет авиамедицинской бригаде врачей, оказывать помощь больному во время полета.
В 2018 году Московский авиацентр приступил к круглосуточном) дежурству санитарных вертолётов. Сегодня круглосуточное дежурство экипажи осуществляют при 1КЬ 79, в дневное время дежурят при ГКБ №15 и №20, а также детской тушинской больнице им. З.А. Башляевой. Кстати, дежурство в больнице №20 было организовано в этом, 2021 году.
Со времени присоединения к столице Новых округов, санитарными вертолетами было эвакуировано и доставлено в лечебные учреждения свыше 3,4 тыс пострадавших без потерь» в воздухе.
Пожарные вертолеты авиацентра с 2016 года несут в Москве круглосуточное дежурство. Ранее, когда экипажи дежурили только днем, в случае ночного вызова им на подготовку необходим был час времени. Сейчас вертолет поднимается в воздух через 10-15 минут после вызова и оперативно прибывает к месту пожара. Решение о применении пожарной авиации принимается в штабе пожаротушения, на месте ЧС.
Для ликвидации возгораний на вертолеты устанавливается специальное водосливное устройство ВСУ-5 на Ка-32А (объемом 5 тонн), а на Ми-26 устанавливают ВСУ-15 (объемом 15 тонн), которое крепится на внешней подвеске. Также используется система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения - специальная водяная «пушка». Она удобна в городе для ликвидации возгораний на большой высоте. Например, пилоты Московского авиацентра могут попасть с помощью «пушки» в окно горящего здания 70х40 см. с расстояния 40 м. Система эта была установлена у нас на вертолет Ка-32А в 2009-2010 годах.
До недавнего времени она была единственная в России. Свою эффективность система горизонтального, бокового и вертикального пожаротушения доказала в 2010 году при тушении пожара на заводе Алмаз-Антей; в 2012 году - при сложнейшем пожаре в башне Федерация Москва-Сити. В данное время в Московском авиацентре ведутся работы по дополнительному усовершенствованию «пушки», и в ближайшем будущем планируется ее установка на новый пожарный вертолет. По общему признанию специалистов новый Ка-32А11ВС, это один из лучших противопожарных вертолетов во всем мире. Он «быстрее, выше и сильнее» предшественника, оснащен современными системами локации и авионики.
В этом году экипажи пожарных вертолетов освоили новую технику забора воды при низких температурах из искусственно созданной проруби, что в будущем позволит тушить пожары зимой в любом округе столицы даже при замерзших водоемах. Это ювелирная техника, требующая высокого профессионализма и на зимних тренировках все пилоты совершенствовали свое мастерство.

Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях  - фото 7Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях  - фото 8
Хочется отметить, что в весенне-летний период экипажи Московского авиацентра проводят разведку паводковой и пожароопасной обстановки. В этом году уже совершено более 155 полетов. С 6 марта экипажи контролировали прохождение половодья, а с 1 мая приступили к мониторингу пожароопасной обстановки.
Использование вертолетов в Москве дает большое преимущество перед другими транспортными средствами в проведении специальных спасательных работ, поэтому в 2019 году, при поддержке Правительства Москвы и Департамента ГОЧСиПБ в Московском авиацентре было создано уникальное спасательное подразделение. Воздушные спасатели ГКУ «МАЦ» обучены и подготовлены для помощи людям в любых чрезвычайных ситуациях, включая самые сложные. Спасатели могут прибыть на место происшествия на специальном спасательном автомобиле или прилететь на вертолёте в зону ЧС и десантироваться беспарашютным способом с необходимым оборудованием.
В перспективе мы планируем дальнейшее развитие аварийно-спасательных технологий в условиях городской среды - это применение новых устройств для ликвидации пожаров, использование передовых методов спасения людей из труднодоступных мест и совершенствование навыков беспарашютного десантирования спасателей.
Сегодня в Московском авиацентре работает более 300 сотрудников, включая летный состав, инженеров, техников, наземные службы и воздушных спасателей. В авиапарке 11 вертолетов: 5 санитарных ВК117С-2, 4 пожарных Ка-32А, один самый большой в мире тяжеловес Ми-26Т и многофункциональный Bell-429. Также у нас в оперативном управлении находится 26 вертолетных площадок, 4 из которых на территории лечебных учреждений Москвы, одна на 35 км МКАД и 21 вертолетная площадка размещена в Троицком и Новомосковском административных округах».
В своем выступлении А.Ю. Панормов рассказал о работе аварийно-спасательного подразделения Московского авиацентра: «Аварийно-спасательное подразделение было создано в 2019 году в рамках развития авиационно-спасательных технологий в городе Москве.
С присоединением Троицкого и Новомосковского административных округов возник вопрос оперативного реагирования на происшествия и обеспечение безопасности людей на большой территории. Создание спасательного отряда, который может быстро на вертолете прибыть к месту происшествия, решило данную задачу.
На сегодняшний день в авиацентре работает 26 спасателей, которые дежурят круглосуточно группой по четыре человека. Все спасатели прошли отбор и специальную подготовку, обучены беспарашютному десантированию, что позволяет им, в зависимости от происшествия, прибывать к месту ЧС на вертолете или на специальном автомобиле. Если происшествие недалеко, они выезжают на аварийно-спасательном автомобиле и оказывают необходимую помощь пострадавшим. А если расстояние большое, куда на машине добираться час и более, тогда спасателей доставляет вертолёт.
Вызовы бывают самые разные - ДТП с заблокированными в автомобилях людьми, оказание первой помощи пострадавшим; поиск людей в лесу; социальные выезды, оказание помощи пожилым людям, детям и даже животным.
В прошлом году наши спасатели прошли специальную подготовку и получили допуск на проведение аварийно-спасательных работ на пожаре. Это боевая работа включает поиск и эвакуацию пострадавших из горящего здания; оказание первой помощи; обеспечение доступа пожарных к месту горения; взаимодействие подразделений и обеспечение безопасности участников ликвидации чрезвычайной ситуации. Кстати, использование авиационных технологий на пожаре дает нам возможность с помощью вертолета спасать людей с верхних этажей и крыш. Наши спасатели уже не раз выезжали на пожары, для этого у них имеется специальное снаряжение и аппараты для защиты органов дыхания в агрессивной и опасной среде.
СПАСО - это спасатели-универсалы высокого класса, которые постоянно тренируются и повышают свое мастерство. В этом году спасатели отрабатывают десантирование на природные и инженерные объекты с высот 30 - 60 м с помощью специального спускового устройства и бортовой лебедки. Воздушные тренировки проходят на новых вертолетах Ка-32А11ВС, где совершенствуются навыки спуска спасателей и подъема пострадавших, а также взаимодействие с экипажем, что крайне важно при проведении спасательных работ. С 2019 года было проведено 115 воздушных тренировок, в ходе которых совершено свыше 2 тыс десантирований. Спасатели отметили, что на новых вертолетах есть дополнительные точки крепления и страховки десантников на борту, присутствует вторая дверь, которая увеличивает обзор с воздуха, что максимально упрощает разведку территории и поиск пострадавших.
Стоит отметить, что во время выезда на происшествия спасатели всегда имеют связь с экипажем дежурного санитарного вертолета и могут вызвать его при необходимости оказания пострадавшему медицинской помощи и эвакуации его в больницу.
В заключение хочу сказать, что работа спасателей Московского авиационного центра проводится оперативно, безопасно и эффективно. За время своей работы сотрудниками СПАСО спасено более 330 человек, из них в этом году 60 пострадавших. В распоряжении воздушных спасателей находится современное оборудование и снаряжение. При необходимости мы готовы прийти на помощь 24 часа в сутки!».
Тему продолжил О.Ю. Катальшев: «Ежегодно вертолеты ГКУ «МАЦ» совершают около 4 тыс полетов на тушение пожаров, ликвидацию происшествий и оказание медицинской помощи пострадавшим. В условиях мегаполиса, где большое количество высотных зданий, башенных кранов, линий электропередач и сложной инфраструктуры от летчиков требуется высокое мастерство пилотирования. Экипажам санитарных вертолетов часто приходится выполнять посадки на ограниченные площадки, подобранные с воздуха, а при тушении пожаров с вертолета необходима ювелирная техника забора и сброса воды. Данные обстоятельства требуют особой подготовки лётного состава.
В начале становления Московского авиацентра нам необходимо было подготовить 5 экипажей и в приоритете были военные летчики, которые имели боевой опыт в Афганистане и «горячих» точках. Сегодня у нас уже около 30 экипажей и при подборе летного состава мы выбираем лучших профессионалов, как военных, так и пилотов гражданской авиации.
Понимая важность выполняемых задач и ответственность за безопасность, обучению летного состава предъявляются особые требования. Все летчики авиацентра проходят переподготовку на вертолеты, которые есть в центре и до автоматизма отрабатывают практические действия. В этом помогают тренажеры, так как на вертолете не сделаешь того, что можно выполнить на тренажере, например, действия в экстренной ситуации. Летчики получают допуск к самостоятельным полетам в качестве командира примерно через два года, поэтому, в буквальном смысле, каждый пилот ГКУ «МАЦ» - на вес золота. Раз в год весь лётный состав проходит аттестационную комиссию и подтверждает своё право к полетам над Москвой. Для полетов над столицей мы используем надежные двухдвигательные вертолеты, экипажи формируются из двух командиров воздушного судна.
Кратко остановлюсь на сезонной подготовке. Полёты в весенне-летний период характеризуются присутствием высоких температур, мощно-кучевой облачности, грозовым фронтом в районе работ и наличием пыли на неподготовленных площадках. Зимой мы сталкиваемся с плохой видимостью, низкой облачностью, обледенением, а также со свежевыпавшим снегом, который легко подхватывается потоком воздуха от несущего винта и создаёт условия практически нулевой видимости. Чтобы пилоты были готовы ко всем подобным условиям во время сезонной подготовки проводятся теоретические занятия, а также лётные тренировки по специальным упражнениям. Поэтому наши пилоты могут выполнять задачи днём и ночью даже в сложных метеоусловиях.

Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях  - фото 9Экипажи «Московского авиационного центра» придут на помощь в самых сложных ситуациях  - фото 10
В 2018 году Московским авиационным центром было организовано круглосуточное дежурство санитарных вертолетов, для осуществления которого была разработана методика полетов в ночное время. Летчики получили допуски к полетам ночью, к посадкам на площадки с самостоятельным подбором с воздуха и к ночным авиационным работам, а площадки при больницах были оснащены специальным световым оборудованием. Для выполнения авиационных работ ночью мы сейчас используем 11 вертолетных площадок: 6 в ТиНАО, 4 при ГКБ и 1 на МКАД. В будущем планируем расширить это количество.
Лётная подготовка проводится постоянно для поддержания профессионального мастерства и освоения новых видов авиационных работ. Так, за последние два года мы обучили транспортировке крупногабаритных грузов на внешней подвеске вертолетов. В авиации подобные операции считаются высшим пилотажем и вертолетчикам ГКУ «МАЦ» он необходим, ведь для доставки грузов в труднодоступные районы при ЧС, например, в паводковый или пожароопасный период требуется совершенная техника пилотирования.
Ежегодно ряды авиацентра пополняются молодыми пилотами, и наши летчики- инструкторы передают им свой опыт, знания и мастерство. Москвичи могут быть уверены в том, что экипажи ГКУ «МАЦ» придут на помощь в самых сложных ситуациях».
Далее участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.

Сергей Козлов

Категория: Новости НЭП
Опубликовано 19.05.2021 16:28
Просмотров: 509