Босния и Герцеговина, устремлённая в НАТО, чревата новой войной?..
Некая «Буря негодования» в Сараево насчет высказываний главы МИДа РФ С.Лаврова, о фактическом внешнем протекторате — протекторате Запада над Боснией и Герцеговиной — вполне понятна (подробнее см. https://lenta.ru/news/2020/12/15/lavrov_reactsiya/ ). Поскольку эклектичность этого государства обусловлена отработкой новых вариантов этно-территориальных разделов где-либо. И, похоже, эти варианты будут множиться?..
Скрупулёзно-изощрённое расчерчивание Западом этнических границ внутри Б и Г, вкупе с полуконфедеративным устройством этой страны, при котором в любой момент возможны новые сепаратистские эксцессы и межконфессиональные разборки, — это реальный результат небезызвестных Дейтонских (США) соглашений 1995 года, определивших столь хрупкий статус Б и Г. И основанных на том же стародавнем принципе — «разделяй и властвуй». Сами же Дейтонские соглашения стали возможны «благодаря», напомним, чудовищно кровавым репрессиям в первой половине 90-х проНАТОвской хорватско-мусульманской антанты против сербов.

Причем именно в мусульманских и католических (т.е. в хорватских) районах Б и Г сосредоточены основные крупные запасы руд цветных металлов, ртути, графита, химического сырья. А их фактически контролируют, опять же, западные компании.
И ведь что ещё интересно: границы Б и Г, особенно с Хорватией, — постоянный стимул конфликтов. Особенно из-за того, что этот регион издавна — с начала 20 века ( ! ) — имеет символический — «переулочный» выход к Адриатике: только в 19 км. Точнее, почти всё её югославское (уже экс-югославское) побережье принадлежит — с австро-венгерских времён — Хорватии. Что всегда провоцировало конфликты Б и Г и Черногории с Хорватией, с центральными властями монархической и титовской Югославии.
А некоторые «эксперты» в Хорватии и сегодня продолжают периодически выступать за то, чтобы лишить Боснию и Герцеговину даже микроскопического выхода к Адриатике ( у городка Неум). В обоснование таких требований говорится, что, дескать, этот выход «географически разрывает территориальное единство Хорватии».
В связи с этим надо напомнить, что в 1946 году в единой Югославии хорватские власти пролоббировали строительство порта Плоче на крайнем юго-востоке Хорватии - вблизи её приморской границы с Боснией. Это было необходимо, чтобы укрепить присутствие Хорватии в Южной Адриатике. Порт был построен уже к 1952 году, но власти Б и Г настаивали на его передаче этой республике, ввиду её миниатюрного выхода к Адриатике у курортного местечка Неум.
Однако Загреб упорствовал, а в Белграде не рисковали обострять отношения с хорватами. В середине 60-х годов была построена железная дорога из Сараево к Плоче, что облегчило внешнеторговые связи Боснии и Герцеговины, хотя и под транзитным контролем Хорватии: этот контроль сохраняется поныне. Босния и Герцеговина и поныне пользуется беспошлинным транзитом через Плоче, но в в БИГ периодически проводятся кампании за непризнание границ с Хорватией вблизи побережья.

Что же касается устремленности Б и Г в НАТО, это неудивительно в контексте западного, точнее — турецко-западного авторства Дейтонских соглашений. Вдобавок, вступление Б и Г в НАТО завершит создание единой военно-коммуникационной сети этого блока на Балканах.
Сербы в Б и Г выступают против участия страны в НАТО, но не у них решающий голос и в этом вопросе. Потому резонно предположить, что вступление Б и Г в НАТО может привести к новому военному конфликту с сербами в этой стране. А опыта «умиротворения» сербов в бывшей Югославии не занимать ни НАТО, ни хорватско-мусульманским союзникам этого блока...
А.Чичкин
- Подробности
-
Категория: Новости НЭП
-
Опубликовано 17.12.2020 12:41
-
Просмотров: 479