Авиация. Мечты о полете

Авиация. Мечты о полете - фото 1В сентябре 2022 года на ВДНХ в центре «Космонавтика и авиация» открылась новая постоянная экспозиция «Авиация. Мечты о полете». Выставка посвящена истории развития авиации.

Экспозиция «Авиация. Мечты о полете» общей площадью более 2 тыс кв.м расположилась на двух этажах центра «Космонавтика и авиация». Обширная выставка охватывает все значимые вехи в истории развития авиации и воздухоплавания – от первого летательного аппарата до массового производства самолетов и вертолетов в наши дни. Акцент сделан на интерактивных и мультимедийных объектах, с которыми можно активно взаимодействовать


Первый зал выставки посвящен мечтам человека о полете, мифам и легендам разных культур с главными героями, владеющими искусством полета. Затем посетитель попадает в пространство, в котором рассказывается о первых попытках человека воспарить над землей, используя специальную технику. Сначала ученые, следуя примеру птиц, хотели подняться в воздух, размахивая «крыльями». Первый подобный проект принадлежит Леонардо да Винчи, придумавшему орнитоптер. Для взмахов крыльями на этом устройстве нужно было использовать и силу рук, и силу ног «пилота». Однако опыт доказал, что летать с помощью силы мышц люди не могут. Тогда начали внимательнее наблюдать за природой и внимать технике таких природных «летательных аппаратов», как семена одуванчиков или разносимые ветром крылатки. Теме полетов в мире флоры посвящена мультимедийная инсталляция, повествующая о том, как важно наблюдать за окружающими нас явлениями.
Постепенно изобретатели пришли к такому способу полета, как планирование с неподвижным крылом. На выставке представлено изображение планера Отто Лилиенталя. Он первым заявил, что полет человека возможен, но не с помощью взмахов импровизированных крыльев, а с применением неподвижных плоскостей. У Лилиенталя была целая система подготовки к взлету с его приспособлением - он сначала подпрыгивал с планером, далее долго бегал по большой территории. К сожалению, попытки Лилиенталя полететь тоже не увенчались успехом - он погиб, как раз пытаясь воспарить в воздухе.

Авиация. Мечты о полете - фото 2Авиация. Мечты о полете - фото 3

Авиация. Мечты о полете - фото 4Авиация. Мечты о полете - фото 5Авиация. Мечты о полете - фото 6

Следующее пространство экспозиции также посвящено попыткам полететь - уже на моторном самолете. Здесь можно увидеть самолет Александра Можайского. Этот самолет был абсолютно плоским. Размах крыла - 20 м. Но как раз из-за своей плоскости полететь он не смог. Аэроплан был с паровым двигателем. На тот момент эти двигатели были самыми легкими в мире.
Еще один занимательный экспонат - макет хеликоптера Игоря Сикорского. Когда он понял, что технологии не позволяют, и вертолет не полетит, он разобрал его и создал летающий самолет».
На одной из стен выставочного пространства представлены модели первых винтов - они изготавливались из бамбука или ясеня. Такой материал выбирался потому, что лопасти должны быть гибкими, но прочными. При этом раньше винты являлись крайне уязвимыми частями самолета - первая авиакатастрофа произошла из-за неисправности именно этой детали. В 1910 году в мотор попала лопнувшая часть самолета, за штурвалом которого находился Лев Мациевич. Это происшествие вдохновило Глеба Котельникова на создание первого ранцевого парашюта в 1912 году с целью обеспечить безопасность пилота.
Не забыт и основоположник высшего пилотажа - Петр Николаевич Нестеров. 27 августа 1913 года в Киеве самолёт «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л.с., пилотируемый П.Н. Нестеровым, выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости. 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1914 года в районе городка Жолква он совершил первый в мире таран и уничтожил австрийский самолёт-разведчик «Альбатрос». Это не было актом самопожертвования: как считают специалисты, русский пилот намеревался нанести шасси своего аэроплана удар по краю несущей плоскости противника. Но полёты велись с высокой интенсивностью, П.Н. Нестеров был переутомлён и допустил смертельную ошибку.
Внимания заслуживает «Илья Муромец»: Игорь Сикорский построил его в 1913 году, когда ему было 23 года. «Илья Муромец» был оснащен четырьмя моторами и специальной рейкой, по которой экипаж мог подходить ко всем двигателям, чтобы устранять неполадки. Внутри были спальные места, туалет и даже кухня. Это был первый в мире самолет такого типа с незакрытым фюзеляжем. Именно он дал начало стратегической авиации в России.

Авиация. Мечты о полете - фото 7Авиация. Мечты о полете - фото 8Авиация. Мечты о полете - фото 9Авиация. Мечты о полете - фото 10Авиация. Мечты о полете - фото 11Авиация. Мечты о полете - фото 12
Заключительный зал представляет посетителям разные виды и модели современных самолетов. Здесь представлены уникальные экспонаты - в том числе серийные макеты и единичные, такие как летающая лодка Андрея Туполева. Тут же можно увидеть Ан-22 – самый большой в мире турбовинтовый самолет, макет сверхзвукового пассажирского Ту-144 и кабину пилотов МС-21. В конце выставочного пространства посетителей ожидает модель вертолета Николая Камова Ка-62 в натуральную величину – единственного советского вертолета, применявшегося исключительно для мирных целей.
Энциклопедичная и современная экспозиция «Авиация. Мечты о полете» наглядно демонстрирует, насколько развитие науки и технологий способствует воплощению в жизнь сокровенной мечты человека, существующей с незапамятных времен, – мечты о полете. Несомненно, она сможет вдохновить каждого посетителя расширить границы возможного, выйти за рамки созданного, достичь большей свободы в стремлении к чему-то новому и недоступному – вдохновить следовать за своей мечтой.

Сергей Козлов

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Новости НЭП
Опубликовано 20.12.2022 10:30
Просмотров: 213