Афганистан теперь — географическое понятие. Но трансафганские артерии нужны Пакистану, Западу, Китаю...
В этой стране множатся проекты трансафганских железных дорог, частично они реализуются. Поскольку афганская территория — это кратчайший маршрут между Средней Азией, Пакистаном и, в целом, Индостаном. Как и между Китаем и Ираном (см.
https://zen.yandex.ru/media/infojdru/afganistan-odna-iz-dvuh-ostavshihsia-v-evrazii-stran-chetvertogo-mira-s-nedavnih-por-imeet-jeleznye-dorogi-60158e11d3c91450c6ebdd61 ). Эти артерии могли быть созданы с помощью СССР и работать под советским контролем. Но советское руководство совершило в 70-х-середине 80-х стратегические ошибки в Афганистане...
Король Афганистана Мохаммед Захир-Шах, неоднократно посещая СССР (ещё с середины 50-х), добился в 60-х — начале 70-х разработки, совместно с советскими специалистами, первичной программы развития железных дорог в стране. А затем — корректировки этой программы с акцентом на развитие железнодорожного сообщения с соседними Ираном и Пакистаном. Причем планировалось советско-афганское управление этой системой в рамках 10-12-летней концессии.
Захир-Шах и Хрущев подпитывали друг друга… (1958 г.)
Захир-Шах и Брежнев, 1971 г.
Но ухудшение советско-пакистанских отношений в начале 70-х привело к застою в реализации упомянутой программы. Чем был недоволен король Афганистана, обращаясь к КНР и даже к США за помощью в реализации той же программы. В Москве же заподозрили готовность Захир-Шаха к переориентации на Пекин и Запад. Но трансафганские стальные магистрали потенциально-географически выходили на недружественные Москве Пакистан, Китай и на «непредсказуемый» Иран. Потому в Москве под разными предлогами отодвигали сроки сооружения таких артерий.
В результате, в 1973-м КГБ СССР поддержал антимонархический — вроде бы просоветский переворот в стране. Но внутриполитическая зыбкость нового режима вынудила Москву наращивать его финансовую поддержку, сопровождая это частыми военными переворотами. Чтобы добиться утверждения у власти в Кабуле сугубо просоветских группировок.
Вскоре, у Москвы не оставалось иного выхода, кроме прямого военного вторжения в Афганистан в конце 1979-го. Причем в недостаточной степени подготовленного в военном и материально-техническом отношениях. Так что с середины 70-х афганцам и Москве было не до железнодорожного строительства в Афганистане.
Между тем, ещё в начале 1910-х Россия, Афганистан и Великобритания договорились о создании трансафганской железной дороги Кушка (российский Туркестан) — Торагунди-Герат-Фарах-Кандагар (Афганистан) - Кветта (Британская Индия). Это была бы первая стальная магистраль между Великобританией и Россией. Но ситуация на фронтах Первой мировой войны, с «добавкой» политической нестабильности в ряде районов Афганистана, не позволили реализовать столь стратегический проект.

Судя по происходящему в этой стране с середины 1970-х, существующей ныне «номинально», — организованное СССР свержение короля Захир-Шаха было весомой стратегической ошибкой Москвы. Хотя бы потому, что в столь длительный период его правления - 1934-1973 гг. — Афганистан был искренне дружественным СССР, не участвовал ни в каких антисоветских комбинациях, интернировал практически все антисоветские группы эмигрантов из России-СССР. А всё более тесное и многоотраслевое сотрудничество Афганистана с приграничными союзными республиками Средней Азии в тот период фактически включило Афганистан в советскую экономическую систему.
Теперь те же проекты — по геополитическим причинам — хотя и медленно, но реализуются с помощью США, Пакистана, Китая. Ирана. Зато границы нынешней России — как и в 18 веке — за тысячи километров от Афганистана...
- Подробности
-
Категория: Новости НЭП
-
Опубликовано 07.02.2021 08:27
-
Просмотров: 617