Афганистан теперь — географическое понятие. Но трансафганские артерии нужны Пакистану, Западу, Китаю...

В этой стране  множатся  проекты трансафганских железных дорог,  частично они реализуются. Поскольку афганская  территория — это кратчайший маршрут между Средней Азией, Пакистаном и, в целом,  Индостаном. Как и между Китаем и Ираном (см. 

https://zen.yandex.ru/media/infojdru/afganistan-odna-iz-dvuh-ostavshihsia-v-evrazii-stran-chetvertogo-mira-s-nedavnih-por-imeet-jeleznye-dorogi-60158e11d3c91450c6ebdd61 ).   Эти артерии могли быть созданы с помощью СССР и работать под советским  контролем. Но советское руководство  совершило  в 70-х-середине 80-х стратегические ошибки в Афганистане...    

         Король Афганистана  Мохаммед Захир-Шах,  неоднократно  посещая СССР (ещё  с  середины 50-х), добился в 60-х — начале 70-х разработки, совместно с советскими  специалистами, первичной  программы развития железных дорог в  стране. А затем  — корректировки этой программы с  акцентом на развитие  железнодорожного сообщения с соседними Ираном и Пакистаном. Причем планировалось советско-афганское управление этой системой в рамках 10-12-летней  концессии.
         Афганистан теперь  — географическое понятие.   Но трансафганские артерии нужны Пакистану, Западу, Китаю... - фото 1
    Афганистан теперь  — географическое понятие.   Но трансафганские артерии нужны Пакистану, Западу, Китаю... - фото 2
    Захир-Шах и Хрущев подпитывали друг друга…  (1958 г.)
 Афганистан теперь  — географическое понятие.   Но трансафганские артерии нужны Пакистану, Западу, Китаю... - фото 3
  Захир-Шах и Брежнев, 1971 г.
      Но ухудшение  советско-пакистанских  отношений в начале 70-х привело к застою в реализации упомянутой  программы. Чем был недоволен  король Афганистана, обращаясь к КНР и  даже  к США за помощью в реализации  той  же  программы. В Москве   же заподозрили  готовность  Захир-Шаха к переориентации на Пекин  и Запад.  Но трансафганские   стальные магистрали потенциально-географически  выходили на недружественные Москве  Пакистан, Китай и на «непредсказуемый»  Иран. Потому в Москве  под разными предлогами отодвигали сроки сооружения таких артерий.
    В результате, в  1973-м КГБ СССР поддержал антимонархический — вроде бы просоветский  переворот в стране. Но внутриполитическая  зыбкость нового режима вынудила Москву наращивать  его финансовую поддержку, сопровождая  это частыми военными переворотами. Чтобы  добиться  утверждения у власти в Кабуле  сугубо  просоветских группировок. 
    Вскоре,  у Москвы  не оставалось иного выхода,  кроме  прямого военного  вторжения в Афганистан в   конце 1979-го. Причем в недостаточной  степени   подготовленного в военном и материально-техническом  отношениях.  Так  что с середины  70-х  афганцам  и Москве было  не  до железнодорожного   строительства в Афганистане. 
      Между  тем,   ещё в начале 1910-х  Россия,  Афганистан и Великобритания  договорились о создании трансафганской железной  дороги Кушка (российский  Туркестан) — Торагунди-Герат-Фарах-Кандагар (Афганистан) - Кветта (Британская  Индия). Это была бы первая   стальная  магистраль  между  Великобританией и  Россией. Но ситуация  на фронтах Первой мировой войны,  с «добавкой» политической нестабильности в ряде районов  Афганистана,   не  позволили  реализовать столь   стратегический  проект. 
 
 Афганистан теперь  — географическое понятие.   Но трансафганские артерии нужны Пакистану, Западу, Китаю... - фото 4
        
Судя по  происходящему в этой  стране с  середины 1970-х, существующей   ныне  «номинально», — организованное  СССР  свержение  короля Захир-Шаха было весомой  стратегической ошибкой  Москвы.  Хотя бы  потому,  что в  столь длительный период  его правления  -  1934-1973 гг. —  Афганистан был искренне дружественным СССР, не участвовал ни  в каких  антисоветских комбинациях, интернировал  практически все  антисоветские группы эмигрантов из России-СССР. А всё более  тесное и многоотраслевое сотрудничество  Афганистана с приграничными союзными республиками  Средней Азии в тот период   фактически включило Афганистан в советскую экономическую систему. 
   Теперь те  же проекты —  по геополитическим причинам —  хотя и медленно, но реализуются с  помощью США, Пакистана, Китая. Ирана. Зато границы нынешней России —  как и в 18 веке  — за тысячи километров от Афганистана...  
--
Алексей Чичкин
Категория: Новости НЭП
Опубликовано 07.02.2021 08:27
Просмотров: 617