Госдума России в 2013 году рассмотрит проект поправок к Кодексу об административных правонарушениях, согласно которому водители будут избавлены от уплаты штрафов за нарушения правил дорожного движения, совершенные по вине коммунальных служб. Как пишет газета "Известия", речь идет о нарушениях, на которые водители вынуждены идти из-за плохого состояния дорожного полотна или отсутствия дорожных знаков.
Проект поправок в Госдуму намерен внести первый заместитель председателя по конституционному законодательству Александр Агеев. По его словам, в настоящее время водители "фактически платят дважды": транспортный налог, который направляется на поддержание дорог в хорошем состоянии, и штрафы за нарушения, спровоцированные плохим состоянием дорог. В последнем случае, считает Агеев, ответственность должны нести коммунальщики.
По словам депутата "Единой России" Вячеслава Лысакова, в России 20-30 процентов дорожно-транспортных происшествий случаются не по вине водителя, из-за неудовлетворительного состояния дорог. В Федерации автомобилистов России полагают, что одного только смягчения наказания недостаточно. Необходимо также пересмотреть методы работы сотрудников ГИБДД, как правило полагающих, что водитель всегда виноват.
В январе-ноябре 2012 года в России произошло 187 тысяч ДТП, в которых погибли более 25 тысяч человек и более 237 тысяч - получили ранения.
Следует отметить, что в последнее время власти настроены на некоторую либерализацию дорожного законодательства. В частности, с 1 января 2013 года в силу вступит закон, смягчающий наказание за первый выезд на встречную полосу (только штраф в размере пяти тысяч рублей без лишения водительских прав), а также позволяющий объезд препятствия по трамвайным путям встречного направления.
- Сейчас водители фактически платят дважды: транспортный налог, взимаемый с них в том
числе на поддержание дорог в хорошем состоянии, и штрафы за правонарушения, спровоцированные плохим состоянием дорог. Из-за недобросовестности чиновников автовладельцы становятся нарушителями поневоле, - объясняет свою инициативу «эсер». - Водители не должны платить за правонарушения, вызванные плохим состоянием дорог.
В «Единой России» инициативу поддерживают.
- Здравый смысл в этом есть, - соглашается депутат Вячеслав Лысаков. - Некоторые правонарушения допускаются водителями не по их вине, а из-за недостатков, плохого качества дорог, дорожной инфраструктуры, отсутствия там знаков. Как минимум солидарную ответственность должны в этом случае нести дорожники.
Эта проблема стоит в стране очень остро, подчеркнул единоросс. Он утверждает, что от 20 до 30% ДТП происходят из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна.
В Федерации автомобилистов России воодушевление депутатов не разделяют. Там отмечают, что одной либерализацией законодательства проблемы не решить. Гораздо важнее снижать количество злоупотреблений среди инспекторов ГИБДД, которые часто действуют, фактически исходя из презумпции виновности водителей.
- Надо ставить вопрос не о пропаганде правомерного поведения граждан, а о пропаганде порядочности инспекторов ГИБДД. Сотрудникам ГИБДД сегодня принадлежит решающее слово в расследовании нарушений ПДД. И они старательно уклоняются от признания прав самих водителей, - поясняет юрист Федерации автомобилистов России Равиль Ахметжанов. - Правоприменительная практика направлена на то, чтобы лишить лицо, в отношении которого ведется производство по делу, каких бы то ни было прав. Ему оставлена только роль жертвы. Он имеет возможность
признаваться, ознакомляться, но любые замечания с его стороны трактуются как попытка уйти от ответственности.
Получить комментарий ГИБДД по поводу инициативы депутатов не удалось.