Корабль «дураков», а также безумцев, невежд, умников

Корабль  «дураков», а также безумцев,  невежд,  умников - фото 1Немецкий просветитель ХУ века Себастьян Брант в   книге «Корабль дураков» дал замечательную критику глупости и пороков своих современников - критику на века. Глупость современных «цивилизационных» веков куда масштабнее.  

Как назвать мир, создавший оружие (ракетно-ядерное, биологическое) тотального уничтожения? Мир, в котором миллионы людей голодают, а элита пресыщена благами и уже не знает, чем еще себя утешить? Мир, в котором «ноги» футболиста ценятся в тысячи раз больше, чем «мозги»?   Мир, в котором продолжает царствовать «Господин Пфенниг» (ставший «Господином Долларом»)?

Как назвать страну, в которой кучка либералов порушила государство и народное хозяйство; порушила с одной целью – овладеть властью и капиталом? Страну, в которой наибольшая скорость выращивания миллионщиков и беспрецедентное разграбление ими национального богатства? Страну, в которой природный капитал (принадлежащий всему народу) нещадно эксплуатируется в ущерб интересам потомков, служа обогащению элиты? Страну, в которой воровство казны (смущенно называемое коррупцией) достигло невиданного миру масштаба?

Прошли века с выхода книги С.Бранта. «Дураки» на корабле Земля остались. Это – все простые люди, которые терпят элиту безумцев, невежд, умниковБезумцы – это те, кто изобретает и изготовляет оружие, готовясь к войне. Кто инициирует и ведет войны. Смысл жизни – жизнетворение. Безумцы – люди антисмысла, смысла со знаком минус. Ошибка Природы. Невежды – лица, принимающие решения. Но не знающие истины, не владеющие внутренней гармонией развития. Поэтому принимаемые решения оказываются ложными, не отвечающими законам бытия. Умники(они же фефелы и фефелки) – те, кто считает себя умнее всех. И в этом абсолютно убеждены. Особенно любопытны из умников те, кто «познает» непознаваемое,   формируя иррациональное знание.

«Дураки» легко обманываются. Полагаю, что символом элиты может   служить   образ Циннобера, героя немецкого романиста Э.Т.А.Гофману. Его пригладила фея (СМИ), и, безобразный, он стал казаться красавцем. Любое достойное похвалы дело приписывается ему. И наоборот, стоит ему сделать что-либо отвратительное или постыдное, людям   кажется, что это сделал не он, а кто-то другой.

Еще раз подчеркнем негатив либерализма как предыстории человечества. Его установки:

- бытие определяет сознание;

- рост бытия опережает рост сознания;

- цель бытия – борьба, победа.

Этот путь не отвечает естеству, требованиям прогресса на современном этапе. Он противоречат естественным законам развития, являясь заблуждением человечества. Установки и законы предыстории («антропогенные законы») сформулированы дисгармоничным человеком.

Естественные законы развития даются эргодинамикой   (наукой об энергетических основах развития) и гармонологией. Установки истинной истории, которая лишь начинается, другие:

- не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие;

- рост сознания сопряжен с ростом бытия;

- цель бытия – гармония, компромисс.

Развитие мира шло по первому пути. Негативные последствия этого демонстрирует вся история, заполненная войнами, революциями, классовой борьбой и прочими язвами человечества. Материальный прогресс заведомо опережал гуманитарный – рост эволюционного качества человека. Главные причины неблагополучия современного мира - «антропогенные законы»: диадная парадигма развития как «борьба» противоположностей и материализм. Установка материализма «бытие определяет сознание»   не содержит обратной связи, ответственной за устойчивость социоприродных систем.

Сформулируем основные признаки либерализма:

- «борьба» противоположностей;

- материализм с его установкой «бытие определяет сознание»;

- частная собственность на орудия и средства производства;

- социальное расслоение – «элита» и народ;

- страновое неравенство;

- техно-гуманитарный дисбаланс;

- государство для «элиты»;

- «дурной» рост капитала экономической «элиты»;

- приоритет материальных ценностей по сравнению с социогуманитарными;

- общество потребления с его культом богатства;

- конкуренция, не сопряженная с кооперацией;

- свобода, не сопряженная с обязанностями;

- культура регресса на службе капитала;

- расчеловечивание человека;

- милитаризм, гонка вооружений, ВПК;

- войны.

Уже перечисленного достаточно для понимания ущербности либерализма и его практической реализации в капитализме.   Современный кризис мировой системы   свидетельствует о том, что эпоха либерализма заканчивается.

Законы жизни описывает эргодинамика и гармонология. Эргодинамика – естественно-гуманитарная наука об энергетических основах функционирования и развития глобальной системы природа-человек-общество и локальных социоприродных систем. Гармонология – наука о гармонии, когда «все в меру». Следование этим законам в государственной политике означает, по крайней мере, следующее.

Требуется новая социально-экономическая политика, которая обеспечит гуманизацию экономики - даст преимущество коллективистской форме собственности, снимая тем самым противоположность богатые-бедные. Противоположность сырьевое - не сырьевое развитие снимется через пост сырьевое развитие. Культурная политика – для гармоничного развития человека. Цель внешней политики - снятие межгосударственных противостояний через механизмы разумного компромисса. Приоритет внешней политики - борьба за мир.

В истории человечества царствуют добро и зло. Их взаимодействие протекает в трех отношениях: единства, «борьбы» и гармонии. Единство: одно перетекает в другое – чрезмерное добро становится злом. «Борьба» - победа добра или зла. Гармония – разрешение противоположности добро-зло через разумное добро («добро с зубами»).

Современный человек дисгармоничен (в массе своей). В нем идет «борьба» добра со злом. Чаще побеждает зло. Предыстория – темное царство дисгармоничного человека. Подлинная история - светлое царство «человека гармоничного». Но она еще не наступила. Все проблемы человечества, как настоящие, так прошлые и будущие, упираются в проблему эволюционного качества человека. Особенно, элит. И решаются через нее.

Проиллюстрируем это на примере ряда аспектов геополитики. Главный позор либерализма – войны. Ранее [1] анализировалась экономическая природа войн. Война – явление античеловеческое, поскольку сопряжена с гибелью людей – военнослужащих и мирного населения. Смысл человеческой жизни – жизнетворение [1-3]. Другого смысла нет и не может быть. Поэтому истинным смыслом жизни обладают не все люди, а лишь те из них, чья деятельность направлена на самосохранение и развитие жизни. И наоборот, кто способствует или участвует в деградации и уничтожении жизни, тот не владеет истинным смыслом жизни. Это «человек распадный»   – носитель антисмысла, смысла со знаком минус.

            Вся властная, экономическая и прочая элита; все эти короли, цари, президенты, премьеры, миллионеры, миллиардеры, военщина; все те из них, кто инициировал и вел войны, порождал в мире насилие, несправедливость…; все они – враги жизни. Они – «нечеловеки» и «недочеловеки», духовно больные люди, ошибка Природы.

                Захватнические войны порождает властная элита «нечеловеков». Страна, подвергшая нападению, ведет   освободительную войну, абсолютно справедливую. К освободительным относят и колониальные войны – войны за независимость. Истинным инициатором этих войн следует считать   властную элиту недочеловеков метрополий, не способную найти компромисс в своих взаимоотношениях с колонией (в пределе, мирным способом предоставить ей независимость).

            Является ли антиколониальная война абсолютно справедливой? Затрудняюсь дать ответ на этот вопрос. Вероятно, в общем случае это - относительно справедливая война. Она становится абсолютно справедливой, если исчерпаны все средства мирного решения проблемы независимости колонии. Но так ли это на деле? Однозначного ответа нет. Изложенное относится и к другим войнам (в частности, к специальной военной операции на Украине).

            Войны – неизбежный спутник предыстории мира, когда  развитие происходит в соответствии с диадной парадигмой  борьбы противоположностей [1,3,4]. С приходом истинной истории, отвечающей триадной парадигме гармонического разрешения противоположностей, войны отомрут сами собой.

            Научным базисом геополитики станет наука о гармонии [1-4]. Согласно одному из ее законов, одна из составляющих противоположности, чрезмерно развиваясь («дурной» рост), превращается в другую ее составляющую.   Так, чрезмерное «добро» становится «злом». Разум, не сопряженный с гуманизмом, при своем развитии в пределе становится неразумением. Этим можно объяснить феномен ракетно-ядерного оружия и происходящую на наших глазах легализацию ядерной войны. Движение за эмансипацию женщин, развиваясь, имеет результатом перерождение противоположности мужчина – женщина: мужчина становится «женщиной» и наоборот (феномен ЛГБТ). Несоблюдение законов гармонии удаляет «корабль» мира от естества.

            Пусть читатель сам решит, как назвать существующий мир. Назовет ли он его, следуя С. Бранту и другому немецкому романисту Э.Т.А.Гофману, «кораблем дураков с капитаном Циннобером» или по другому, читателю виднее. Но этот корабль продолжает мчаться по волнам житейского океана. Поглотит ли его океан? Мир сохранится и разовьется, если деятельность конструкторов социальной политики и геополитики станет согласовываться с объективными законами социоприродного развития. Будущее строится настоящим. Требуется гигантская работа человечества по усовершенствованию бытия. Человеческий Дом должен стать чистым и светлым.

Литература

1. Голубев В.С. Очерки экосоциогуманизма. М., ЛЕНАНД, 2021.

2. Голубев В.С. Природа-человек-общество: Развитие и гармония. М., ЛЕНАНД, 2016.

3. Голубев В.С. Гармония спасет мир. – М., ЛЕНАНД, 2017.

4. Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД, 2022.

 

Фото из интернета

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Социогуманизм c Владимиром Голубевым
Опубликовано 23.01.2023 11:10
Просмотров: 264