Голубев: Нужна гуманизация окружающей среды

Голубев: Нужна гуманизация окружающей среды - фото 1Презентация персонального блога Владимира Голубева. Главный научный сотрудник 

Лаборатории системного анализа и информационных технологий в медицине и экологии Института системного анализа РАН (ИСА РАН)

 Генеральный директор Фонда "Институт глобальных проблем энергоэффективности и экологии" (ИГПЭЭ)

 

Профессиональная деятельность.

А. Развиты основы нового научного направления в геохимии "Динамика
геохимических процессов"

Моделируется протекание геохимических процессов в пространстве и времени. Исследуется проблема масс образующихся в геохимических процессах веществ и длительности времени протекания процессов.

Главные оригинальные результаты.

Разработана теория динамики основных геохимических процессов: метасоматоза, магматизма, эпигенетического рудообразования, гипергенных процессов.

Предложена концепция и развита теория подвижных геохимических барьеров. Теоретически и экспериментально исследовано явление сопряженного концентрирования рудных элементов на подвижных геохимических барьерах.

Разработана математическая модель подземного выщелачивания руд на подвижном геохимическом барьере.

Построена теория фильтрации, гидродинамической дисперсии и динамики сорбции в пористой среде с проточными и застойными зонами.

 

В.С.Голубев

 

Нужна гуманизация окружающей среды

 

Многолетние усилия экологов по информированию общественности о проблемах окружающей среды принесли свои очередные плоды: 2013 год объявлен в России «годом охраны окружающей среды». Проблема окружающей среды с каждым годом становится все более актуальной. Но содержание этой проблемы отнюдь не сводится к «охране», а имеет несколько иной характер.


Действительно, от кого надо «охранять» окружающую среду, «защищать» природу? От человека!? Но человек – сам выдвижение биосферы. У человека имеется своя биосферная функция (иначе он бы не появился) - функция поддержания устойчивости биосферных систем и сохранения биосферы в целом. Появление человека означало включение новых антропогенных механизмов поддержания устойчивости биосферы. Некоторые из них уже выполняются, другие ориентированы на будущее.


Человек задействовал, по крайней мере, два механизма поддержания устойчивости биосферы: сжигание ископаемого топлива и экохозяйствование (лесоводство, рыбоводство, пчеловодство, возобновляемые промыслы, заповедное хозяйство и др.).

 

Ископаемое топливо (каменный уголь, нефть, газ и др.), по существу, являются «материальным богатством» биосферы, отложенном про запас. Сжигая ископаемое топливо и основывая на этом свою индустриальную мощь, человечество вводит в атмосферу углекислый газ – «пищу» растений. В современную эпоху биосфера функционирует в режиме «голодания» относительно углекислого газа. Известно, что в тропическом лесе фотосинтез в жаркий полдень прекращается из-за нехватки углекислого газа. В то же время «удобрение» углекислотой (до 1% объемных) в теплицах значительно (до 2 раз) увеличивает биопродуктивность.


В геологическом прошлом содержание углекислого газа в атмосфере было существенно выше, чем в современную эпоху. Из-за постепенного затухания в геологическом времени глубинных процессов (вулканизм, магматизм) уменьшалось поступление углекислого газа из недр Земли в атмосферу. Это в определенной степени стихийно компенсировалось пожарами в лесах и на болотах. С выдвижением же человека, сжигающим сначала древесину, потом ископаемое топливо, механизм компенсации стал антропогенным: человек ввел в оборот отложенное про запас «материальное богатство» биосферы.


Экохозяйство в целом является включением хозяйственной деятельности человека в природный цикл углерода – сотворчеством человека и природы. Главный принцип экохозяйствования – сколько человек берет от природы, столько ей и отдает. Экохозяйствование обеспечивает, с одной стороны, сохранность биосферных систем, а с другой, обеспечивает человека пищей и оздоровливает среду жизнеобитания.


Экохозяйство может стать приоритетной для России областью производства. И это – не возврат от тонких технологий к древним «славянам и печенегам». Ибо в экохозяйстве используются самые тонкие технологии, выработанные природой за миллионы лет эволюции. Такие ресурсы, как чистая вода, воздух, пища и другие прямые и побочные результаты экохозяйствования имеют значение для всего человечества.


Примером будущих механизмов поддержания устойчивости биосферы может служить ракетно-ядерный потенциал человечества, ориентированный не на самоуничтожение, а для предотвращения столкновений Земли с космическими объектами (астероидами), чреватыми глобальной экологической катастрофой.


Постановка проблемы «охрана окружающей среды» не состоятельна также и благодаря следующему обстоятельству. Фундаментальное свойство жизни – изменять среду обитания с тем, чтобы сделать ее максимально приспособленной для жизни. Классический пример этого - сукцессия на свежем лавовом потоке вулкана, когда изначально безжизненная лава превращается в богатую почву и наполняется все более полной и яркой жизнью. То же самое делает и человек в отношении среды жизнеобитания, только в существенно большем масштабе.


Антропогенное изменение окружающей среды – закономерное, неизбежное и даже желательное явление. Нужно лишь, чтобы это изменение было на пользу человека. А это имеет место быть, если изменение имеет определенные масштабы, не превышающие «антропогенного предела Земли» – предельной антропогенной нагрузки, при превышении которой Экос (глобальная система природа-человек-общество) деградирует. Существование антропогенного предела следует из общих законов развития. Согласно диалектике, развитие есть единство противоположностей прогресс-регресс. Преобразование природной среды до определенного предела - прогресс Экоса. Он сменяется регрессом при превышении этого предела.


Поэтому нужна не «охрана окружающей среды». Нужна гуманизация среды жизнеобитания, ее оптимальное преобразование, что способствует росту качества человека, увеличению человеческого капитала, включая капитал здоровья, интеллекта и духовности.


Что для этого надо и как этого достичь – ответ дает учение социогуманизма. Согласно социогуманизму жизнь – высшая ценность бытия. Социогуманизм подразумевает бережное, трепетное отношение к феномену жизни как главной ценности и значимости бытия вообще и собственной жизни в частности. Жизнь есть творчество Природы, противостоящее процессам рассеяния, обесценивания энергии. Ценность неизмеримой работы Природы по становлению человека несоизмеримо велика по сравнению с ценностями материального плана, приобретаемыми человеком в процессе жизни. Оттого главное богатство человека заключено в нем самом, в его единственной и неповторимой жизни. С этим не могут сравниться никакие приобретенные блага: богатство, власть, слава. Человек, который это осознает и в соответствии с этим строит свою жизнь, и есть «Человек Духовный».


Социогуманитарное государство ставит в центр человека, его гармоничное развитие, опережающий рост человеческого капитала. При этом приоритетными становятся гуманитарные ценности (семья, дети, человеческие качества и т.д.) по сравнению с материальными; в любом случае, эти ценности должны гармонично сочетаться. Так, упомянутой выше триаде ценностей материализма богатство-власть-слава социогуманизм противопоставляет другую: умеренность-свобода-достоинство.


Итак, если мы ставим в центр человека, то окружающая среда становится не целью (биоцентризм), а средством гармоничного развития человека. Последнее подразумевает согласованный, сопряженный рост составляющих человеческого капитала: витальной (характеристика физического здоровья человека), интеллектуальной и духовной (характеристики человека как работника и носителя нравственности).


Согласно «формуле здоровья» ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) здоровье человека на 20-25% определяется факторами окружающей среды (а также образом жизни, наследственностью и состоянием системы здравоохранения) соответственно на 50-55%, 15-20% и 10-15%. Окружающую среду, в традиционном понимании, воспроизводит биота – вся совокупность живых организмов, населяющих Землю. Поэтому необходимо бережное отношение человека к природным системам. Но оно должно быть и творческим, ибо человек через экохозяйство улучшает качество среды жизнеобитания.


Такие взаимоотношения между человеком и природой формируются мировоззрением социогуманизма, поскольку при благоприятной природной среде, согласно ВОЗ, увеличивается витальный капитал, улучшается физическое здоровье человека. Но надо иметь в виду также интеллектуальное и духовное здоровье. Несомненно, что чистая, облагороженная человеком природа способствует этому. Но этого недостаточно.


СРЕДА ЖИЗНЕОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА это не только преобразованная им биотическая среда, но и культурная среда – ноосфера (от греческого ноос – разум). И от того, какова эта среда, каким содержанием она насыщена, зависит интеллектуальный и духовный прогресс человека. Приобретает решающее значение качество информации, воспринимаемой человеком. Информация о прогрессивных процессах развития позитивна, а регрессивных – негативна. Первая способствует формированию в человеке «позитивной духовности», вторая – «негативной духовности».


Рост информации в целом благоприятен для интеллектуального и духовного развития человека. Но если при этом в информационном потоке растет доля негативной информации, происходит рост «негативной духовности» и снижение духовности социума в целом.
Не это ли происходит в России, начиная с 90-х годов прошлого века?! Нельзя идеологию, культуру пускать в «свободное плавание», в рынок. Вместе с тем, надо иметь в виду и следующее: массированная идеологическая и культурная политика государства способна, в зависимости от ее направленности, дать рост как позитивной духовности (СССР), так и негативной (Германия, 1930-1940г.г.). Но во всем должна быть «золотая середина» («золотая пропорция»). Чрезмерное государственное регулирования культуры, согласно диалектике, имеет негативный эффект, что и наблюдалось в СССР в предреформенные годы прошлого столетия.


Таким образом, окружающая среда для человека – это не просто биотическая среда, а биотическая среда, преобразованная человеком и дополненная его культурой, - ноосфера. Биотический компонент ноосферы характеризуется количественно экокапиталом, а антропогенный – культурным капиталом. Прогресс Экоса имеет место, если растет его удельный (в расчете на одного человека) капитал, являющийся потенциалом развития. Наши расчеты показали, что по экокапиталу Россия занимает первое место в мире. Поэтому Россия по существу является мировой экодержавой. Что касается культурного капитала, то методы его расчета пока отсутствуют.


Гуманизация окружающей среды – необходимое условие прогресса глобальной системы природа-человек-общество.

Сведения об авторе: Голубев

Владимир Степанович, доктор геолого-минералогических и кандидат химических наук, академик РАЕН (и др.), главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, тел. 963-652-57-11 (м.), E-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

 

Категория: Социогуманизм c Владимиром Голубевым
Опубликовано 18.12.2012 12:15
Просмотров: 3684