Активная работа с информацией – источник инновационных идей и проектов

Активная работа с информацией – источник инновационных идей и проектов - фото 1Олег Волков специально для журнала Экоград.

Текущая должность: зам. директора по повышению квалификации в ЧЕБОКСАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВПО "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ИМ. В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА"

Образование: Чувашский государственный университет.

Кредо: Жизнь пройти так, чтобы не было ни минуты сомнения, что Жизнь - прекрасна!

9. Активная работа с информацией – источник инновационных идей и проектов

Развивая модель образов антиномии руководства, рассмотрим, с самыми грубыми допущениями, как могут проявляться различные государственно-общественные взаимоотношения в такой системе. От шкалы, как линейной формы антиномии руководства, перейдем к двухмерной, а лучше сразу к объемной модели. Условно, горизонтальной линией разделим пространство на нижнюю (1/10 от общего объема) и верхнюю части. Поверхность, на которую опираются различные организации, построенные либо как пирамиды, или по типу движущегося волчка, мы рассматриваем как «Поле ресурсов». Почему? Потому что все наши основные материальные и энергетические ресурсы находятся в земле. Нефть, газ, природные ископаемые мы добываем из недр Земли. Реки и те формируются из подземных озер и морей. Но чтобы взять все нужные для наших потребностей ресурсы, необходимо острым буром врыться в то место, где находятся ресурсы.

Но в нашей модели общества нижнюю часть, содержимое «Поля ресурсов», мы представляем как ресурсы наработанные, накопленные и контролируемые государством. Что следует понимать под этим? В первую очередь, это нормативно-правовые условия, обязательства и требования (конституция, кодексы законов, указы, постановления и др.). Далее, это, конечно, государственные финансовые ресурсы (бюджет страны и банковская сфера). В третьих, это правовые формы обеспечения и пользования сырьевыми ресурсами (водные, лесные, энергетические, минерально-сырьевые обязательства). Ну, и последнее в списке, но не последнее по значению – информационные ресурсы (условия для открытости базы библиотек, архивов, СМИ и Интернета). То есть, если, совсем однозначно, то нижняя часть предлагаемой схемы – само государство.

А что, в рамках нашей модели, лежит на этой горизонтальной линии? Соответственно – все общество. Элементами гражданского общества, которому и должно служить государство, являются всевозможные институты, представленные самыми различными типами общественных организаций. От административно командных «пирамидок», до синергетически эффективных «волчков» всех типов, форм и размеров. И конечно, отдельные люди, мужчины и женщины. Но на что нужно обратить внимание в первую очередь, так это на то, что поверхность у государства на всем ее протяжении не всегда, скажем мягко, твердая ровная площадка, на которой для всех созданы одинаковые возможности для «закручивания своего дела». Скорее всего, основа его – это песок-плывун, который сверху прикрыт тонким листом ватмана, на котором прописаны законы государства российского. Как опираться на такую основу миллионам предпринимателей, малых, средних и крупных предприятий? Правда, кое-где для «своих» существуют островки оазиса, где и асфальт правильно положен на специально подготовленный фундамент закона, и заграждения от рейдерства надежные выставлены.

Основой и центром любой организации в рыночном мире является ее лидер, не обязательно являющийся ее владельцем-учредителем, но который, самостоятельно переворачивая себя с ног на голову под воздействием идей и запросов, навеянных обществом и потребителями, готов закрутить свое Дело. Устойчивое и продолжительное движение возможно только на хорошей ровной площадке. Поэтому лишь когда значительные и устойчивые запросы потребителей войдут в резонанс с возможностями предпринимателя и гарантированными условиями, которые готово предоставить государство, может быть принято решение о создании новой компании. И тогда закрученный волчок качественного менеджмента будет производить новую продукцию и услуги, востребованные потребителями.

Но это еще не все. Воздух, эфир общественного взаимодействия никогда не бывает безветренным и спокойным. Его переполняют разряды молний социальных настроений и сотрясают буйные шторма народного мнения. А сколько в обществе постоянно меняющихся факторов внешнего воздействия: социальных, технологических, экономических, экологических и политических (СТЭЭП-факторы)? И все они норовят побольнее ударить, чаще всего, в самый неподходящий момент, когда ваша организация только-только закрутилась, и еще не обрела основательности и устойчивого темпа движения. А тут и соседи-конкуренты, которые не спят и готовы столкнуться с вами на одном поле интересов, чтобы занять более выгодную позицию для себя, а ваше движение затормозить и опрокинуть в состояние пирамиды (обанкротить). Сила умного и мудрого руководителя как раз и заключается в умении удержать свою вертикаль в ежедневной битве за выживание и отстоять позиции компании-волчка на своей площадке рынка. Цель – остаться живым и продолжать радовать людей, которым служишь: своих работников и клиентов.

Не будем пока говорить о том, на что влиять не можем – о государстве. Лучше рассмотрим алгоритм шагов, который приводит Энди Грин в своей книге «Креативность в паблик рилейшнз». Он уверенно полагает, что лидеры – индивидуумы с большим интеллектуальным капиталом, способны, используя предложенный им принцип «5 I» (информация, инкубация, иллюминация, интеграция и иллюстрация) регулярно, с завидным постоянством, рождать новые идеи.

Давайте разберемся, как работает этот принцип? Первый шаг – информация. Для того чтобы сказать что-то свое новое в любой сфере деятельности, надо в основных чертах изучить и познать данный предмет. При этом, как ни странно, не требуется обязательно быть ученым и даже лучшим специалистом, главное понимать его принципиальную суть и что-то знать о иных подходах к его описанию и применению. Далее, начальная информация об этом предмете попадает в «темное теплое место инкубатора», которым является ваша голова. Вот тут можно и даже нужно как бы перенести свое внимание и интересы на какой-то совсем другой объект. Может быть, даже на несколько дней заняться физической деятельностью, чтобы в условной тишине в самом главном вашем сервере проходила «инкубация» процесс созревания, запущенный интересом к полученной информации о предмете. И тогда есть шанс, конечно же не на 100%, что на вас снизойдет озарение и яркая вспышка новой Идеи, как будто иллюминация осветит небо вашего сонного сознания. Идеи – это мысли, а мысли мимолетны. Поэтому, чтобы свет мысли не растаял с приходом солнечных лучей, надо приложить усилия, чтобы в это время проснуться и сделать все для документальной фиксации своей идеи на бумаге.

Затем начинается самый трудный и самый долгий период: интеграция – посвящение себя служению идеи и ее развитию. Часто то, что было первоначальной идеей настолько сильно отличается от конечного результата, что порой удивляешься, почти как Анна Ахматова: «Когда б Вы знали, из какого сора растут» идеи. Но чтобы ее вырастить, надо отдать ей все свободное время и, возможно, ни один год, а даже значительную часть своей жизни. Снова и снова, в своем сознании заочно просчитывать все возможные столкновения новой идеи с различными препятствиями консервативного большинства, укреплять ее позиции, путем выстраивания надежных аргументов защиты и нападения. Лишь когда Вы будете уверены, что знаете ответы на большинство ожидаемых вопросов и обвинений в несостоятельности идеи, тогда наступает не менее важный и сложный этап «иллюстрации» – написание статей, брошюр, множественные яркие презентации Идеи, чтобы привлечь на свои позиции сторонников, тех, кто еще вчера был ярым приверженцем прошлой классической теории.

После такого краткого ознакомления своих курсантов и студентов с алгоритмом «Как рождаются идеи», я обычно задаю вопрос: «Какой этап этого принципа является самым важным, самым лимитирующим?» Обычно, все как один верно называют – «информация». Далее я делюсь со слушателями своей находкой, предварительно тестируя их на креативность, спрашивая, что из известного им напоминают эти пять этапов вхождения в жизнь новой идеи. Редко, но все же, после моих конкретных подсказок, кто-то из аудитории замечает яркий метафорический образ – зачатие, рождение и первые годы жизни ребенка. И с этой моделью приходит понимание и осознание первостепенности мужского начала в Жизни. Еще ни одна реальная женщина не смогла зачать и родить без мужской «информации». А это значит, что хотя женщина, как земля, основа жизни, мужчина, как пахарь и сеятель – источник жизни. Как после такой аргументации «расправляются плечи-крылья» у мужчин, Вы бы только это видели, но ненадолго…

Потому что у меня на очереди другой вопрос: «Поднимите руку те, кто раз в неделю…, раз в месяц…, раз в квартал…, раз в полгода…, раз в год читает профессиональные журналы по своей специальности, которые выписывают у вас на работе?» И вот тут все, едва начавшись, почти сразу и заканчивается. Чаще всего на группу профессионалов в 15-25 человек редко находится более 2-3 специалистов, которые, с регулярностью хотя бы раз в год, специально и внимательно знакомились с современным состоянием и новыми научными и техническими достижениями в своей профессии. И тогда звучит контрольный выстрел в голову: «А теперь скажите, кто из вас, в соответствие с этой моделью, способен к рождению новой Идеи?» В воздухе повисает напряженное молчание.

Хочется привести слова великого русского писателя и философа Федора Достоевского: «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное».

 

         Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары

Категория: Город Мастеров с Олегом Волковым
Опубликовано 13.02.2013 00:52
Просмотров: 1662