О проекте сохранения озера Байкал

             О проекте сохранения озера Байкал  - фото 1    Мы привыкли слышать и повторять, как мантры, слова: «Байкал – колодец планеты с пресной водой», «… это 20% запасов пресной воды планеты», «… это стратегический запас питьевой воды России».

В настоящее время, в связи с угрозой экологического кризиса, на озере Байкал, возникла острая необходимость в выполнении проекта Сохранения озера Байкал – Первого этапа – создание Первого эко-корабля Байкала «Трофим Яскин».

     Главной причиной экологического кризиса оз. Байкал учёные считают поступление в водоём неочищенных сточных, фекальных, нефтесодержащих жидких отходов (вызывают бурный рост зелёной нитчатой водоросли спирогира и сине-зелёных водорослей, характерных  для болотистых водоёмов и имеющих ген, отвечающий за производство токсинов – крайне опасных для здоровья человека веществ; показатель проб на кишечную палочку, в районах населённых пунктов, превышен в 140 раз и более)  с турбаз, гостиниц, посёлков, городов прибрежной зоны озера Байкал,  с кораблей Байкальского флота (по данным Федерального бюджетного учреждения «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» и ОАО «Восточно-Сибирское речное Пароходство, в 2013 году за 30 дней навигации было принято на судно комплексной переработки судовых отходов «Самотлор» 600 тонн жидких отходов, в то время, как эксплуатируемыми кораблями за этот же период было выработано 26 400 тысяч тонн жидких отходов).

     По результатам прокурорской проверкис очисткой сточных вод не справляется ни одно из действующих очистных сооружений – жидкие отходы поступают в водоём не очищенными. Химический состав жидких отходов - 1 грамм фосфора (содержится в 500 литрах сточных вод) даёт рост 700 кг зелёной нитчатой водоросли «спирогира», превращающей Байкал в болото. 

 

 О проекте сохранения озера Байкал  - фото 2

 

 О проекте сохранения озера Байкал  - фото 3

 

В результате, в Лиственничном заливе катастрофа уже произошла, - говорят Лимнологи. Гибнут эндемичные Байкальские виды, 65% которых обитает на мелководье. Ушёл с мест своего нерестилища бычок-желтокрылка, рачки гамарусы, кормовая база омуля. Погибла на 70-100% Байкальская губка – эндемик Байкала, фильтр воды озера (растёт 1 см в год – для восстановления понадобится 150-200 лет). Домашние животные уже не пьют воду из озера.

Спасти ситуацию может только прекращение поступления сточных, фекальных, нефтесодержащих вод в священное озеро. Этим мы лишим «спирогиру» питания и Байкал сможет восстановить свой экологический баланс.

      На решение прекращения поступления сточных вод с кораблей, прибрежной зоны озера, а также решение проблемы с твёрдыми бытовыми отходами направлен проект Сохранения озера Байкал, его 1 Этап «Первый эко-корабль Байкала «Трофим Яскин».

Корабль «Трофим Яскин» представляет собой пилотный проект Эко-корабля, на котором для прекращения сброса сточных, фекальных, нефтесодержащих вод устанавливается Обогащённое углеродистое НАНОэмульгирование (дополнительно даёт 40-60% экономии топлива; увеличивает мощность двигателя на 8-15%; увеличивает срок службы двигателя более, чем в 2 раза). С применением Катализатора Выхлопных газов в атмосферу будут попадать только Азот, Углекислый газ и пары Воды.

 Подходит для любого вида двигателя. За навигацию можно докомплектовать двигатели более 100 кораблей.

 

 

 

Может использоваться:

а) корабль

б) туристический комплекс

в) посёлок

г) город

Для создания прецедента и в целях создания Первого пилотного Экологического корабля, на «Трофиме Яскине» планируется установить полный цикл новейших Российских разработок; нанотехнологий, которые помогут значительно снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду Байкальского региона. Предусмотрено тиражирование данного опыта на другие регионы России и мира.

Технологии и средства, которые будут применяться на эко-корабле «Трофим Яскин»:

  1. Гибридный двигатель УГЭМ 120 (работает большую часть времени на электричестве и 2 часа для подзарядки на топливе).
  2. Обогащенное углеродистое НАНОэмульгирование (увеличивает срок службы двигателя более, чем в 2 раза; экономия топлива 40-60%; нет жидких отходов).
  3. Печь Утилизатор-инсенератор – решает проблему ТБО + воспроизведение тепловой и электрической энергии.
  4. Ветроэнергетическая установка – экономия потребляемых природных ресурсов.
  5. Жидкое керамическое теплоизоляционное покрытие – решает проблему конденсата, увеличивает площадь отсеков корабля.
  6. Нетоксичная краска.
  7. Атермальная плёнка – не позволяет обмерзать и нагреваться стёклам.
  8. Водосберегающие насадки на краны – экономия потребляемых ресурсов.
  9. Винт «Касатка» - увеличивает скорость судна.
  10. Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) – экологический мониторинг оз. Байкал.
  11. Подводная видеокамера – наблюдение за подводным миром озера.
  12. Пандусы, подъёмник, трап для людей с ограниченными физическими возможностями – восстановление здоровья и доступ к средствам отдыха и лечебным источникам Байкала.
  13. Использование без фосфатных моющих средств и эко-товаров различных видов деятельности человека.

    О проекте сохранения озера Байкал  - фото 4

     О проекте сохранения озера Байкал  - фото 5 О проекте сохранения озера Байкал  - фото 6

 

 

Остро стоит проблема ТБО, вывоз которых на Байкале затруднён. На корабле будет установлена печь Утилизатор-инсенератор ТБО, который работает по пиролизной технологии с функцией дожига газов и катализатором горения. Аналогов данной технологии в мире нет. Очистка газов составляет 99,8%. Полученная при сжигании мусора энергия используется для отопления, или получения электрической энергии. Данные печи установлены в ряде городов РФ, в том числе в городе-наукограде Обнинск.

 

 О проекте сохранения озера Байкал  - фото 7

 

 

     Может использоваться:

а) корабль

б) туристический комплекс

в) посёлок

г) город 

    Резолюции Общественных слушаний, прошедших при Общественной палате Иркутской области 23.04.2015г. (http://www.youtube.com/watch?v=-2kAqiYtNIw&index=62&list=WL)   и при Общественной палате РФ 10.06.2015 года (https://www.oprf.ru/ru/press/conference/1696) указывают на необходимость работ по 1 Этапу проекта Сохранения озера Байкал - созданию пилотного Эко-корабля Байкала «Трофим Яскин» для дальнейшего оснащения всех судов речного флота на озере Байкал оборудованием по очистке и переработке нефтесодержащих, сточных вод, что предусматривается  дальнейшей работой по проекту Сохранения озера Байкал – создание Байкальского Эко-Флота.

 

     Проект Сохранения озера Байкал состоит из нескольких этапов.

Первый этап включает в себя деятельность по созданию прецедента в виде Первого эко-корабля Байкала «Трофим Яскин», который будет представлять из себя полигон экологических НАНОтехнологий Российского производства, позволяющих значительно снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду.

Главной задачей проекта является сокращение и впоследствии прекращение поступления жидких отходов в озеро Байкал, с целью предотвратить дальнейшее загрязнение озера и, следовательно,  эвтрофикацию (заболачивание) водоёма.

     В результате произведённых работ получится экологическое судно, способное перерабатывать отходы собственной деятельности в альтернативную энергию.

 Обогащённое углеродистое НАНОэмульгирование позволит прекратить сброс сточных, фекальных, нефтесодержащих вод в озеро Байкал. При этом мощность двигателя увеличивается на 8-15%, срок службы двигателя увеличивается более, чем в 2 раза, экономия топлива составит 40-60%.

 С применением Катализатора Выхлопных газов в атмосферу будут попадать только Азот, Углекислый газ и пары Воды.

 Твёрдые бытовые отходы будут использоваться для получения электрической и тепловой энергии, при этом, очистка газов при их пиролизном сжигании будет составлять 99,8%.

Ветроэнергетическая установка, водосберегающие насадки на краны позволят экономить потребление природных ресурсов.

Жидкое керамическое теплоизоляционное покрытие решит проблему конденсата на судах и увеличит площадь корабельных отсеков.

С помощью БПЛА (беспилотный летательный аппарат) будет осуществляться экологический мониторинг оз. Байкал и его прилегающих территорий, поиск пропавших в тайге, под завалами людей, обнаружение лесных пожаров, незаконных вырубок леса.

В обслуживании эко-корабля «Трофим Яскин» будут применяться только без фосфатные моющие средства, средства гигиены и другие эко-товары, необходимые для жизнедеятельности человека.

Пандусы, подъёмник, трап, устанавливаемые для людей с ограниченными физическими возможностями, предоставят этим людям возможность восстановления здоровья и обеспечат доступ к средствам отдыха и лечебным источникам Байкала.

     Проект Сохранения озера Байкал включает в себя решение проблемы сброса сточных, фекальных, нефтесодержащих вод с кораблей Байкальского флота (создание Байкальского Эко-Флота),  прибрежной зоны оз. Байкал (гостиницы, турбазы, посёлки) всего Байкальского региона. 

Сокращение и впоследствии прекращение поступления неочищенных сточных вод в оз.Байкал позволит решить проблему эвтрофикации (заболачивания) мелководной зоны озера.

 Решает проблему твёрдых бытовых отходов в Байкальском регионе, других регионах России и мира.

Значительно снизит загрязнение всего Байкальского региона.

          Корабль назван в честь дедушки капитана-судовладельца Андрея Кононенко. Трофим Николаевич Яскин - Почетный гражданин г.Шелехов, ветеран ВОВ, который первым в Иркутской области создал поисковый отряд «Дань памяти» и им лично было восстановлено более 17 000 имён участников Великой Отечественной войны, погибших за победу над фашизмом.

          24 июня 1944 года Трофим Яскин с группой из 20 бойцов, по собственной инициативе, переправился через Днепр в районе села Добрейка, на главном Могилевском направлении – занял и удержал плацдарм, чем обеспечил переправу основных наших войск для победы над гитлеровской Германией.

     И сейчас, уже корабль «Трофим Яскин» открывает дорогу в чистое, ясное, экологическое будущее Байкала и Планеты.

 

Екатерина Удеревская

Категория: Наш Байкал
Опубликовано 06.08.2015 10:17
Просмотров: 2131