Российские эксперты по устойчивому развитию обсудили кадровый дефицит в промышленности в рамках выездной бизнес-миссии Ассоциации менеджеров и компании «Северсталь». Встреча состоялась в городе Череповце, где находится флагманское предприятие компании «Северсталь» – Череповецкий металлургический комбинат
Сегодня на российском рынке труда наблюдается серьезный дефицит кадров при сохранении рекордно низкой безработицы. Продолжается отток трудоспособного населения из моногородов, который усиливает острую нехватку квалифицированных сотрудников и управленцев на градообразующих предприятиях, делая монопрофильную экономику города более уязвимой.
На примере успешных практик компаний «Северсталь», Магнитогорского металлургического комбината (ММК), «ОТЭКО», управляющей морскими терминалами на Юге России, и других российских предприятий эксперты обсудили вызовы, возникающие при борьбе с оттоком молодежи из индустриальных моногородов, а также актуальные вопросы улучшения городской среды и экологии. В рамках бизнес-миссии приглашенные эксперты также приняли участие в экскурсии с посещением инфраструктурных и производственных объектов города Череповца, деловых сессиях и воркшопах.
Модератором открывающей деловой сессии мероприятия выступила Людмила Гусева, советник генерального директора дивизиона «Северсталь Российская сталь». «Компании серьезно конкурируют за людей и реализуют схожие практики развития территорий присутствия и сохранения кадрового потенциала с учетом региональной адаптации. Сегодня на первый план выходит корпоративная культура, поскольку отражает те ценности, которые человек сопоставляет со своим внутренним компасом, со своими жизненными принципами. Дальнейшее ценностное развитие корпоративной культуры должно стать следующим шагом в нашей работе», – подчеркнула эксперт.
Евгений Виноградов, генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» отметил: «Городская среда безусловно влияет на культурный код человека и формирование его внутренних потребностей. От этого зависит, насколько люди хотят и готовы выбирать свой город для жизни. Самореализация и вовлеченность людей, бывших, действующих и будущих сотрудников в том числе зависит и от нас. Сегодня вместе с властями, местными жителями и другими заинтересованными сторонами мы создаем город-бренд, развиваем инфраструктуру и активно наполняем её социальной жизнью. Этими подходами мы открыто делимся с профессиональным сообществом, в том числе из конкурирующих организаций и других регионов».
Даниил Ермолаев, директор по развитию «ВЦИОМ-консалтинг» представил результаты исследования «Забота об экологии как фактор удержания рабочих», проведенного весной 2025 года. Данные опроса свидетельствуют: две трети населения России (61%) живут рядом с крупными промышленными предприятиями, однако 42% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет не хотят работать в промышленности. 38% россиян в городах с населением до 100 тысяч человек полагают: их земляки хотят, чтобы их дети и внуки нашли другое место для жизни, и это может быть напрямую связано с ограниченными возможностями по развитию персонального образовательного и карьерного трека. 38% респондентов в возрасте от 18 до 34 лет считают, что их земляки хотят или скорее хотят переехать из своего населенного пункта.
Ярослава Врубель, директор по устойчивому развитию и связям с инвесторами ММК, сопредседатель Комитета по устойчивому развитию и ESG Ассоциации менеджеров, поделилась опытом и успешными практиками предприятия: «Целенаправленное формирование будущего Магнитогорска как города, в котором промышленный потенциал сочетается с высоким качеством жизни – приоритетное направление деятельности ММК в области устойчивого развития. Инвестиции компании в социальную сферу за последние 12 лет составили 32,6 миллиардов рублей, еще 110 миллиардов за последние 10 лет ММК потратил на реализацию экологической программы. Благодаря системной интеграции экологических, социальных и управленческих практик Магнитогорск в прошлом году вошел в ТОП-30 городов России по индексу качества жизни Финансового университета при Правительстве РФ.
Кроме того, на личные средства председателя совета директоров ПАО «ММК» Виктора Филипповича Рашникова в Магнитогорске реализуется уникальный по масштабу и функциональности проект – городской курорт «Притяжение» площадью 400 Га. Проект ставит амбициозные цели: придание индустриальному городу статуса культурного и образовательного центра, повышение деловой и туристической активности, расширение возможных сфер для реализации образовательного, научного и технологического потенциала жителей, а также привлечение в город высококвалифицированных специалистов».
Продолжил дискуссию Александр Бурмака, директор по корпоративной социальной ответственности компании «ОТЭКО»: «Усилиями нашей компании на Черноморском побережье Краснодарского края в порту Тамань создан индустриально-портовый хаб мирового уровня. Компания является точкой притяжения, в том числе для маятниковой миграции, причем не только на уровне края. На определенном этапе мы пришли к выводу, что необходимо «растить» кадры, начиная со школьной скамьи, поэтому запустили большой профориентационный проект «ТелеПорт в будущее». Еще один наш ключевой проект для школьников называется «ОТЭКО. Точка роста»: мы создаем в школах классы по перспективным специальностям, которые интересны компании для дальнейшего трудоустройства. Более того, кроме привлечения и удержания сотрудников, крупным компаниям сегодня необходимо поддерживать и развивать инфраструктуру территории присутствия: это строительство, ремонт и обслуживание дорожной сети, развитие и ремонт коммуникаций, реконструкция и строительство социальных и спортивных объектов, развитие учреждений в рамках социального договора и многое другое».
Анна Смирнова, генеральный директор InterComm, сопредседатель Комитета по внутренним коммуникациям Ассоциации менеджеров, резюмировала: «HR-бренд сегодня испытывает давление по нескольким направлениям: во-первых, демографическая яма девяностых привела к дефициту трудоспособного населения в возрасте от 25 до 35 лет, который исчисляется миллионами. Во-вторых, поколенческие особенности бумеров, поколения Х, миллениалов и зумеров требуют дифференцированного подхода ко всем HR-практикам. В-третьих, сегодня уже не только компании и корпорации, но и города формируют бренды работодателей, конкурируя за соискателей. И теперь уже, кроме серьезных усилий по привлечению персонала, работодатель обязан действительно «быть, а не казаться» лучшим, если не хочет получить огромную текучесть уже на испытательном сроке».
Обменяться опытом и поделиться успешными кейсами участникам удалось в ходе работы воркшопов, которые прошли в формате живой дискуссии. Каждый из них был посвящен поиску путей решения проблемы кадрового голода: «Комплексное развитие городов присутствия: инфраструктурные и социальные проекты», «Развитие HR-бренда и роль коммуникаций: лучшие практики привлечения и удержания сотрудников», «Социальная политика и экологическая повестка как ключевой фактор благополучия населения промышленных городов».
Подводя итоги дискуссии, спикеры и гости мероприятия согласились, что бизнесу необходимо активно вовлекаться в стратегии развития малых городов, находиться в диалоге с местными властями и сообществами. В рамках выездной бизнес-экспедиции эксперты также посетили промплощадку Череповецкого металлургического комбината и объекты реновации, которые были отреставрированы при поддержке «Северстали», а также современные культурные пространства города, созданные местными предпринимателями и городским сообществом. Всего в Череповец приехали более 30 экспертов из таких компаний, как ММК, Газпромнефть, Металлоинвест, Яндекс, Евраз, КЕПТ, ВЦИОМ и других.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON