Пресс-конференция председателя Комитета ГД РФ по энергетике П.Н. Завального

4 января 2020 года в Стеклянном зале Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» (Москва, Зубовский, б-р, д. 4) прошла пресс-конференция председателя Комитета ГД РФ по энергетике П.Н. Завального, посвященная планам работы в весеннюю сессию и наиболее заметным решениям в сфере энергетического законодательства.

В своем вступительном слове председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике Павел Николаевич Завальный рассказал об основных событиях, произошедших в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) в 2019 году.
Российский ТЭК занимает лидирующие позиции в мировой энергетике: нефтяная и газовая отрасли – вторые по показателям добычи, электроэнергетика – пятая, угольная промышленность – шестая. Топливно-энергетический комплекс является одной из основ российской экономики, формирует 27% валового внутреннего продукта страны, 53% доходов бюджета, создает огромное количество рабочих мест, несет значительную социальную нагрузку. В нынешних непростых экономических и внешнеполитических условиях от того, насколько стабильно будет функционировать и развиваться ТЭК, зависит очень многое. К тому же при этом именно он может выступить локомотивом развития инновационного сектора российской экономики, ускорить ее рост, способствовать повышению глобальной конкурентоспособности нашей страны.

Пресс-конференция председателя Комитета ГД РФ по энергетике П.Н. Завального - фото 1

Как подчеркнул П.Н. Завальный, большое внимание необходимо уделить энергосбережению: «С 2005 года рост экономики Европы сопровождается снижением потреблением энергоресурсов. Мы производим в общей сложности более 2 млрд тонн условного топлива первичных энергоресурсов, из них больше половины потребляем сами, а половину отправляем на экспорт. Любая экономия топлива позволит больше отправлять на экспорт, это даст возможность решения социально-экономических проблем».

Государство понимает, что сохранение и развитие надежного, конкурентоспособного и эффективного, в том числе, с точки зрения налоговых поступлений в казну, энергетического комплекса невозможно без адекватного законодательного обеспечения. Государственная Дума ФС РФ совместно с Правительством России и при деятельном участии отраслевого сообщества ведет активную работу в этой сфере. Председатель Комитета проинформировал журналистов об основных законах принятых в 2019 году.
К знаковым законам, он отнес принятый закон о развитии возобновляемой энергетики (ВИЭ). Документом установлены нормы, согласно которым владелец объекта микрогенерации (солнечной панели, ветряной мельницы) получает право на реализацию полученной электроэнергии, а также некоторые налоговые преференции.
Депутатами ГД РФ был рассмотрен вопрос о дифференциации тарифов ФСК ЕЭС. «Если в целом взять стоимость электроэнергии, то сетевая составляющая в ней – порядка 50%. Для конечного потребителя эта составляющая доходит до 70%. Затраты самого сетевого комплекса – 27%, остальное самая разная «перекрестка». Разница в оплате потребителем электроэнергии в зависимости от уровня напряжения – четыре раза. Вопрос о повышении эффективности всего комплекса – крайне важный», подчеркнул П.Н. Завальный. Принято решение, по которому тариф на передачу электроэнергии по магистральным сетям будет повышен.

ВИДЕО


Увеличение тарифов привело к тому, что многие крупные предприятия стали создавать свою энергогенерацию, что вызывает недозагрузку мощностей сетевых компаний. По словам П.Н. Завального, накопленный убыток сетевых компаний оценивается в 120 млрд руб. Чтобы компенсировать эти убытки планируется ввести плату за появление резерва мощности. Законопроект поступит в Госдуму в первом полугодии. Сроки принятия документа он не назвал.
Кроме того одобрен проект о масштабной модернизации и цифровизации электросетевого комплекса. Документом закреплена процедура перехода с 1 января 2023 года к утверждению тарифов на услуги по предоставлению электроэнергии только в форме долгосрочных цен на такие услуги со сроком действия на 5-10 лет. Средства, сэкономленные в этом комплексе за счет увеличения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, будут направлены на усовершенствование системы. «Закон позволит модернизировать и цифровизировать электросетевой комплекс, включая создание системы интеллектуального учета электроэнергии за счет повышения внутренней эффективности самого комплекса, не перекладывая расходы на плечи конечного потребителя», - рассказал П.Н. Завальный.
Он также подчеркнул: «Если будет хорошая подготовка этих законов, хорошая проработка, мы задерживать не будем. То есть мы посмотрим, рассмотрим, если не будет замечаний или будут конструктивные замечания в рамках второго чтения, то, конечно, мы бы хотели как можно быстрее их принять. Но они должны потом работать, приносить эффект, достигать тех целей, на которые направлены - повышение эффективности работы сетевого комплекса в интересах всех потребителей, чтобы в будущем не повышать тарифы, а, наоборот, снижать. Я вообще считаю, что сегодня у нас тарифы завышены относительно тех, которые могли бы быть на 20%».
Он уточнил, что снижение стоимости электроэнергии на 10% приведет к росту ВВП на 1%. «Перекрестка» составляет 400 млрд руб., это сдерживает ВВП на 0,6-0,8%.
Председатель Комитета отметил, что в нашей стране практически нет государственных программ энергосбережения: «Есть только целеполагание, а программ – нет. Нет бюджетного финансирования программ энергосбережения, которое было до 2014 года, а программы давали большой эффект – на 1 руб. из федерального бюджета привлекалось почти 6 руб. не бюджетных. Последние пять лет энергоемкость ВВП практически не снижается».
Завершая пресс-конференцию, П.Н. Завальный сообщил о наиболее ожидаемых важных, с его точки зрения, законах, которые готовятся к принятию в ГД РФ в весеннюю сессию: «Я бы выделил законы о энерговзаимодействии. У нас имеется более 240 ГВт установленной мощности, при этом на пике мы потребляем 158 ГВт. Резерв такой, какого не было никогда. В тоже время есть регионы, где энергии не хватает. Нужно ликвидировать со временем дисбаланс потребления и производства. Поэтому важно законодательно определить: каким образом вводить генерацию, создавать излишки резерва, как компенсировать производителям потери. Такой закон с замечаниями в первом чтении принят. Кроме этого, мы ожидаем законы об изменениях норм по техприсоединению, по резерву мощности, по перекрестному субсидированию. Это будут самые важные законы, которые требуют рассмотрения. Они касаются повышения эффективности и тарифообразования для конечного потребителя. Наша задача сделать так, чтобы тариф не рос и сегодня и в перспективе».

Козлов Сергей Владимирович

 

Категория: Эко экономика
Опубликовано 27.01.2020 18:53
Просмотров: 757