Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил, как менялся спрос на ключевые виды услуг связи и структура доходов телеком-индустрии в России за последние десять лет
Главные выводы:
С 2015 г. рынок телеком-услуг, преодолевая периоды коронавирусных ограничений и волны санкционного давления, ежегодно рос в среднем на 3,6% (в текущих ценах), что практически вдвое ниже уровня инфляции в экономике за указанный период (в среднем 7% в год). Максимальное увеличение доходов отрасли наблюдалось в 2023 г. (+8,1%), что незначительно превысило индекс потребительских цен в этот год (+7,4%). В большинстве остальных лет, включая 2024 г., динамика доходов операторов связи была заметно ниже, чем индекс потребительских цен. По итогам 2024 г. объем услуг отрасли телекоммуникаций впервые превысил отметку в 2 трлн руб.
Рост объемов услуг телекоммуникаций в 2024 г. зафиксирован во всех сегментах отрасли. Как и в предыдущие годы, сильнее всего увеличились доходы от мобильного (11,9%) и фиксированного интернета (10,2%) вследствие расширения количества пользователей, повышения тарифов и увеличения объема потребляемого трафика.
Годовая динамика доходов ключевых сегментов телеком-индустрии в целом отражает тенденции последнего десятилетия. Наибольший среднегодовой прирост показали доходы от предоставления мобильного интернета (19,4%). При этом по одной из основных статей доходов отрасли — услуг мобильной телефонной связи — объем практически не менялся (-0,8%). Самую слабую динамику за этот период показала фиксированная телефонная связь: доходы сокращались в среднем на 4,8%.
Возросшее значение мессенджеров и социальных сетей, технологий голосовой связи через интернет сделало менее актуальными телефонные звонки: за десять лет спрос на услуги голосовой связи снизился на 19п. п., а суммарная доля интернет-услуг увеличилась на 15 п. п., обеспечив в 2024 г. треть доходов отрасли.
Примечательно, что зарассматриваемый период доля доходов от фиксированного интернета практически не поменялась, а основной рост пришелся на мобильный доступ. Это обусловлено развитием в России сетей мобильной связи последних поколений (прежде всего 4G), распространением новых сервисов, в том числе платформ для потоковой передачи видео и музыки, онлайн-магазинов, мобильного банкинга, Интернета вещей, VR/AR, межмашинного взаимодействия, искусственного интеллекта и др. В свою очередь, операторы сотовой связи в рамках собственных цифровых экосистем стимулируют спрос на мобильный интернет через предоставление безлимитных, групповых и пакетных тарифов, подписок на стриминговые сервисы и различных маркетинговых решений.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON