Гринпис: как в Челябинске перерабатывают батарейки

 Гринпис: как в Челябинске перерабатывают батарейки  - фото 1
 Гринпис посетил единственный в России завод, где перерабатывают батарейки и аккумуляторы с извлечением  полезных ресурсов для вторичного использования. Специалисты Гринпис пришли к выводу, что эффективность процесса переработки на заводе компании «Мегаполисресурс» составляет около 80%. Однако, вопрос обращения с ртутью и кадмием остается открытым и требует особого внимания и контроля со стороны компании и государственных надзорных органов.
 
 
 
ООО «Мегаполисресурс», специализирующаяся на переработке оргтехники и электронного лома, с 2013 года принимает на переработку отработавшие батарейки. За это время было собрано и переработано около 7 тонн, хотя мощности позволяют перерабатывать до 17 тысяч тонн батареек и аккумуляторов в год.
 
 
 
Компания занимается переработкой лишь марганцево-цинковых батареек, которые составляют около 80 % от общего объема потребления. Из батареек извлекают железо, щёлочь, соли цинка и марганца, которые компания потом продаёт на профильные заводы для вторичного использования.
 
Кнопочные батарейки, содержащие большее количество ртути по сравнению с марганцево-цинковыми, отдаются на демеркуризацию – в 2013 году их было собрано около 3 кг. Литий-ионные батарейки, которые используются в телефонах, камерах, ноутбуках, сейчас лишь накапливаются предприятием. Литий- и никель-кадмиевые источники тока (автомобильные аккумуляторы) продаются для дальнейшей переработки.
 
 

 
Сколько опасных веществ в батарейках и как они влияют на человека
 
По словам Владимира Мацюка, директора компании «Мегаполисресурс», в марганцево-цинковых батарейках ртуть фиксируется на уровне 0,005%, а кадмий - 0,05 - 0,07%, но в процессе переработки эти объёмы распределяются между солями.
 
 
 
Однако всё не так просто. Законодательством ЕС вводятся ограничения на использование ртути и кадмия в батарейках. Сейчас эти ограничения составляют 0.002% для кадмия и 0,0005% для ртути, в том числе в кнопочных батарейках с 01.10.2015. Однако на рынке остаются батарейки и других производителей, не подпадающих под директиву ЕС, в том числе российских и китайских. В России подобного законодательного регулирования не существует. Кроме того, последнее исследование Федерального экологического агентства Германии показывает, что в половине батареек даже на немецком рынке было превышено допустимое содержание ртути и кадмия.
 
Гринпис напоминает, что даже незначительное количество данных веществ при попадании в окружающую среду может привести к серьёзным последствиям. Попадая в организм человека, ртуть влияет на белковый обмен, наносит вред нервной системе и почкам, вызывает нарушения психики и сердечно-сосудистой системы. Растворимые соединения кадмия после всасывания в кровь поражают центральную нервную систему, печень и почки, нарушают фосфорно-кальциевый обмен. Хроническое отравление приводит к анемии и разрушению костей.
 
 
Переработка батареек необходима, но ещё не означает решение проблемы образования токсичных веществ. Человечество пути к достижению цели «ноль отходов» должно снижать общей уровень потребления и стремиться к отказу от опасных веществ. До того, как будут изобретены безопасные альтернативы, следует использовать аккумуляторы, которые способны служить намного дольше и содержат меньше отходов и опасных веществ на единицу продукции.
 
 
 
На грани окупаемости
 
Компания «Мегаполисресурс» собирает батарейки совместно с MediaMarkt через сеть их магазинов по всей России, которые являются авторизованными пунктами приёма, а в перспективе возможно и в магазинах по всему миру. Кроме того, батарейки можно передать в регионах присутствия самой компании или доставить непосредственно в Челябинск.
 
В условиях нынешних незначительных объёмов переработка батареек для компании скорее социальная нагрузка, чем выгодная экономика: проект находится на грани окупаемости. Стоимость переработки только одного килограмма батареек – 70 рублей.  Сейчас «Мегаполисресурс» получает паспорт отхода на отработавшие химические источники тока и патентует процесс переработки. В качестве приоритетного направления компания рассматривает переработку автомобильных аккумуляторов.
 
 
 
 
 
 

 

Категория: Эко инновации
Опубликовано 20.03.2014 14:24
Просмотров: 1854