Музей Гаража особого назначения

Музей Гаража особого назначения - фото 1В январе 2021 года Гараж особого назначения Федеральной службы охраны Российской Федерации отметил столетний юбилей. К этому событию было приурочено открытие многофункционального музейно-выставочного комплекса «Музей Гаража особого назначения» в павильонах № 53 и 54 на территории ВДНХ.

Музейный город ВДНХ - уникальный комплекс выставочных площадок, расположившийся на Центральной аллее и вблизи нее, где можно узнать об истории, искусстве, культуре, космосе. Более 23 выставочных площадок и тысячи уникальных экспонатов. Здесь открыты экспозиции разной тематики, которые будут интересны посетителям любого возраста. Гости могут также посетить обучающие занятия и послушать лекции.
Основу постоянной экспозиции «Музея Гаража особого назначения» составляет уникальная коллекция автомобилей - свыше 50 единиц автомобильной и мотоциклетной техники.

Музей Гаража особого назначения - фото 2Музей Гаража особого назначения - фото 3Музей Гаража особого назначения - фото 4

Наряду с моделями из гаража последнего российского Императора и руководителей Советского государства и современной России, в собрание входят машины сопровождения и мотоциклы Почетного эскорта. История этих транспортных средств рассказана при помощи мультимедийных технологий: на широкоформатных экранах и тачпадах вновь пройдут зарубежные визиты первых лиц государства, а воспоминания шоферов Кремлевского гаража прольют свет на неизвестные эпизоды деятельности подразделения в разные периоды нашей истории. Возле каждого автомобиля в музее имеется сенсорный экран с информацией о характеристиках и происхождении представленных машин.
Появление в России автомобильного кортежа первого лица связано с именем Николая II. Император, как правило, передвигался на различные мероприятия вместе со свитой, автомобили которого входили в состав Собственного Его Императорского Величества гаража. Насчитывая до десяти и более автомобилей, императорский гараж не выполнял функции охраны персоны императора. Скорее, здесь можно говорить о представительской составляющей протокольной практики при проведении мероприятий. Машина императора, как правило, двигалась в кортеже первой.
Днем рождения Гаража особого назначения принято считать 1 января 1921 года, именно с этого дня, в соответствии с приказом № 13 по Управлению делами Совета народных комиссаров РСФСР, Особый гараж автобазы СНК (Ленинский гараж) был выделен в самостоятельное подразделение.

Музей Гаража особого назначения - фото 5Музей Гаража особого назначения - фото 6Музей Гаража особого назначения - фото 7
К началу 30-х годов в СССР после нескольких инцидентов с машинами первых лиц появился кортеж, предназначением которого стало обеспечение безопасности первых лиц. С того времени и вплоть до начала 50-х годов кортеж состоял из четырёх машин. Первой была, как тогда называли, «машина-разведчик»: она шла сразу после автомобиля ОРУД (отдел регулирования уличного движения), за ней двигались две однотипные машины, в одной из которых находился И.В. Сталин, замыкал группу автомобиль с охраной. Формально милицейская машина в кортеж не входила, она сопровождала остальные от Боровицких ворот Кремля до Ближней дачи.
Хрущев предпочитал открытые автомобили, явно подражая американским президентам. Джон Кеннеди также был неравнодушен к полноразмерным кабриолетам. Кортежи Хрущева перестали выполнять защитную функцию и стали строго представительского характера. Но автомобиль с охраной и «машину-разведчик» в кортеже всё-таки оставили. Порядок встреч гостей был существенно изменён. Важным элементом стала церемониальная сторона. Изменения в основном заключались в торжественном следовании кортежа из аэропорта Внуково в Кремль: на всём пути выстраивались москвичи с флажками и транспарантами.

Музей Гаража особого назначения - фото 8Музей Гаража особого назначения - фото 9Музей Гаража особого назначения - фото 10
Кортежи Леонида Брежнева отличались двумя дополнительными автомобилями: один – с закрытой связью, а второй – с бригадой врачей, для которых был создан специальный ЗИЛ-универсал с приподнятой крышей.
При Михаиле Горбачеве кортеж приобрёл практически тот же вид, что сохранился и сейчас. В то время появился спецавтомобиль для охраны ЗИЛ-41072 «Скорпион». Он не был бронированным и отличался от лимузина первого лица государства двумя большими подножками по бокам автомобиля. На крыше был также закреплён специальный поручень, за который могла держаться охрана. Когда машина трогалась, охрана могла сразу вскочить на подножку и таким образом перемещаться. В машине была предельно облегчена задача опускания оконных стёкол: они буквально падали при нажатии на кнопку. Заднее стекло машины – в обычных условиях неподвижное – также мгновенно откидывалось, что позволяло вести огонь из салона.

Музей Гаража особого назначения - фото 11

Музей Гаража особого назначения - фото 12

«Аурусами» Президента России В.В. Путина пользуется с 7 мая 2018 года. Среди центральных экспонатов музея - автомобиль Aurus Senat Limousine, доставивший его на церемонию инаугурации в мае 2018 года и подлинный экземпляр автомобиля AURUS Senat Cabriolet, в котором министр обороны России С.К. Шойгу принимал военный парад на Красной площади.

Цель проекта - познакомить гостей с историей развития отечественного и мирового автопрома, а также сохранение памяти о работе гаража особого назначения в разные периоды времени, и «Музей Гаража особого назначения» успешно добивается этой цели.

Сергей Козлов

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Галерист
Опубликовано 18.10.2022 11:14
Просмотров: 1395