Не утихают споры вокруг загадочной христианской святыни − Туринской плащаницы. Считается,
что это погребальный саван Иисуса Христа, в который его завернули после распятия. На нем чудесным и непостижимым способом запечатлен и сохранился образ Спасителя.
Главная ценность
Плащаница считается самой ценной из всех христианских реликвий. Она – объект поклонения и паломничества множества христиан в течение веков и, вероятно, единственная вещь, хранящая память о Господе, доказательство его смерти во искупление грехов человечества. Это льняное полотно длиной около 4 метров. На нем можно разглядеть коричневые и красно-багровые пятна, смутно изображающие обнаженное тело худого бородатого мужчины со следами ран и крови. В левой половине полотна – изображение тела, лежащего лицом вверх, головой к центру, а в правой – его вид со спины. Считается, что на одну часть полотна было положено тело Иисуса после распятия, а другой его накрыли.
Откуда взялась плащаница? Ее не упоминают ни в Новом Завете, ни в истории воскресения, ни в Деяниях апостолов. Первые христиане жили, ничего не зная о ней? Неужели чудесным образом возникшее изображение Иисуса не заслуживало упоминания? Где она пропадала столько времени после его распятия?
«Снятие с креста», Джулио Кловио, 1540 год
Поиск историков
В XX веке о реликвии написаны сотни книг, в которых приводятся редкие свидетельства древних очевидцев и разные версии ее появления. Считается, что раньше, пока были гонения на христиан, она сохранялась верующими тайно. А когда гонения прекратились, плащаница находилась у византийских императоров. Впоследствии ее стали выносить, и народ приходил поклоняться святыне, на которой «ясно можно было видеть лик Господень».
После VII века реликвия надолго пропала. Появилась она лишь в 1353 году, когда граф Жоффруа де Шарни сообщил, что плащаница находится у него. Во владения де Шарни к святыне как к подлинному полотну, которым было обвито тело Христа, стали стекаться толпы богомольцев.
Тогда в разных городах показывали много подобных изображений. Споры о подлинности плащаницы продолжались долго. Ее стирали, варили в масле, но изображение на ней сохранялось. Она трижды горела и уцелела чудом. Появление Туринской плащаницы совпало с пиком продажности церкви. Реликвии приносили большую выгоду тем, кто выставлял их напоказ. Средневековую Европу переполняли «святыни»: перья ангелов, капли смертной крови и пота Иисуса, щепки от креста, на котором его распяли, и т.п.
В 1452 году Людовик I Савойский выкупил плащаницу и хранил ее в городе Шамбери. Папа римский Юлий II в 1506 году пожаловал часовне Шамбери титул «святая часовня святой плащаницы». Казна герцогов Савойских и часовни пополнялась бесчисленными пожертвованиями. Вообще, вся история реликвии напоминает запутанный детектив с разной интерпретацией происходивших событий и большими пробелами во времени. Она то пропадает на десятилетия, то появляется снова.
Собор Иоанна Крестителя в Турине, где хранится плащаница
Необъяснимый эффект
В 1898 году, когда реликвия была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал плащаницу. Тогда на негативах обнаружилось изображение распятого человека. По нему можно было изучать жуткую технику распятия на кресте: запечатлена каждая рана от гвоздей, каждый удар плети. Лицо мученика покрыто синяками, на голове следы от тернового венца. Видны рана на груди от копья центуриона и подтеки крови. На плечах, спине и ногах видны следы ударов кнутом. Руки сложены крест-накрест в паху, на лице − суровое величие.
Анатомы и медики-криминалисты признали, что изображение соответствует человеческому телу рослого здорового мужчины в состоянии трупного окоченения. Все следы тока крови очень правдоподобны. А точность слишком велика, чтобы быть творением художника. На теле судебные криминалисты насчитали более 100 следов ударов, причем именно римской плетью − с металлическими кусочками в виде рыбок на концах. Секондо Пиа, а за ним и другие, увидев проявившееся изображение, больше не сомневались, что этот человек был Иисусом Христом. Ни один художник не мог создать эту плащаницу, не обладая таким знанием анатомии, чтобы сотворить подобную реликвию.
Римский папа Юлий II. Рафаэль Санти, 1512 год
Исследования святыни
Только в 1969 году церковь разрешила провести научное исследование святыни, и этим занялись целые комиссии и самые разные специалисты: историки, физики, химики, фотографы, художники, анатомы, хирурги, судебные криминалисты, специалисты по тканям и истории искусства. Саван просвечивали рентгеновскими, ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами, рассматривали под микроскопом, делали спектральный анализ, проводили разнообразные химические пробы. И несмотря на это плащаница остается загадкой.
По результатам всех изысканий выходит, что на полотне непонятным образом запечатлен реальный покойник. Измерения изображения тела дали на виде спереди – 203 сантиметра, на виде сзади – 208 сантиметров, что превышает рост обычного человека. Хотя Библия не дает описания Христа, он явно не был гигантом. У человека на плащанице − лицо с сильно выпуклым лбом и белыми полосами по обеим сторонам. В области шеи спереди − белая полоса, отделяющая лицо от тела. Задняя часть головы вытянута в затылочной части и шире передней. В 1988 году церковь разрешила взять пробы для анализа ткани. Три разные лаборатории, проведя радиоуглеродный анализ, датировали материал не ранее 1000 года. Весь мир был поражен. Святыня оказалась поддельной! Выводы ученых вызвали негодование верующих, ожесточенные споры и заявления, что результаты намеренно сфальсифицированы или ошибочны.
Источник
Творение Леонардо да Винчи?
Необъяснимое появление реликвии давно вызывало сомнения в ее подлинности. После многолетних исследований ученые Клайв Принс и Линн Пикнетт пришли к сенсационному выводу, что реликвия является творением Леонардо да Винчи. Специалисты считают, что художник изготовил плащаницу в 1492 году, используя особую технику фотографии. По некоторым сведениям, это был заказ продажного и безбожного папы римского Иннокентия VIII.
Использованный Леонардо метод настолько уникален, что его до сих пор не могут распознать специалисты. Для создания подобного надо не только иметь таланты в анатомии, физиологии и искусстве − надо быть гением. У Леонардо был сильный стимул для сотворения такой фальшивки – глубокая неприязнь к церкви, объясняемая его пристрастием к тайной деятельности, магии и алхимии, еретические взгляды. Искажения изображения – это эффект ракурсной фотосъемки. Подтверждает это также пятно над переносицей человека − ясный кружок света с темной короной по краям – именно там, где от линзы падало больше всего света. Иисусу голову не отрубали, поэтому человек на плащанице не имеет к нему никакого отношения.
Леонардо да Винчи, автопортрет
К потрясающему выводу, что на плащанице автопортрет Леонардо, пришла группа итальянских ученых, проведя соответствующие изыскания в 1993 году. Дерзкая идея запечатлеть на реликвии свое лицо, чтобы его образ почитали как Божественный, явно не оговаривалась в заказе. Сохранение анонимности Леонардо обеспечивала смутность изображения, видимая простым глазом. Заметить сходство люди смогли только через века на четком негативе. Образ на плащанице – своеобразный монтаж, совмещающий лицо самого Леонардо и тело безвестного мученика. Правда, никто не знает, соответствует ли эта версия действительности.
Паранормальная или чудесная?
Эффект негатива – самая таинственная характеристика плащаницы. Еще одну загадку обнаружили эксперты из США Джон Джексон и Эрик Джампер. Они обработали снимки плащаницы компьютерным анализатором, преобразующим интенсивность оттенков и тонов изображения в цифровую форму. Исследователи увидели на реликвии объемное изображение человека! Такой результат не дает обработка простых фотографий или рисунков. Никто не может объяснить, как в плоском контуре человеческой фигуры на плащанице «закодировано» объемное изображение. Если реликвия подлинная, то как на ней получено такое изображение? Все попытки определить, как оно возникло, окончились провалом. В способе, каким было нанесено изображение, есть нечто странное и мистическое. Туринская плащаница продолжает хранить свою тайну.
Валерий КУКАРЕНКО