Султанов-Барсов: Дербент глазами дербентского журналиста

Султанов-Барсов: Дербент глазами дербентского журналиста - фото 1В русле намеченных Правительством РФ и руководством РД во исполнение Указа Президента России В. Путина празднования 2000-летия города Дербента наш политический обозреватель М. С.-Барсов встретился с журналистом из Дербента Магомедом Ханмагомедовыми задал ему несколько вопросов о ситуации в этом самом южном городе РФ.

"ЭкоГрад" печатает ответы независимого журналиста без купюр, т.е. без изменения, хотя редакция журнала не разделяет его т.з., но пытается понять действительное положение дел с тем, чтобы хоть как-то способствовать тому, чтобы общероссийские читатели тоже могли годиться своей Южно-Каспийской Жемчужиной.Ибо в соответствие с методологической стратегией журнала – российской экософией (М.С.-Барсов) –ничто так не очищает наш Общий дом как конструктивная критика.

Султанов-Барсов: Дербент глазами дербентского журналиста - фото 2

 

 

Барсов: Во-первых, здравствуйте тезка! Мы с вами два Магомеда, что два Ивана в русских регионах нашего Отечества – РФ. Но поговорить с вами я вот о чем хочу. Наших читателей волнуют вопросы благополучия г. Дербента. Дело в том, что исповедуемый ЭкоГрадоммировоззренческий принцип – федеральная форма сознания – предполагает сопереживание граждан России за всю страну, как за свой собственный дом. Например, сознательным жителям Камчатки или вновь возвращенного в лоно Родины Крыма не все равно, как обстоят дела с самым древним городом России. И чтобы ни у кого не возникал деструктивно-критический соблазн профанировать парадигму федерального сознания, я сделаю такую оговорку...


Конечно, Дербент, как и весь Дагестанбыл включен в состав России в результате Гюлистанскогомирного договора с Персией по объективным законам историзма, а не по единоличной воле русского царя Александра Первого. И поскольку, завоеванные земли еще при царской России не становились колониями, а включались в органичный состав империи, мы впервые в своей истории в составе России получили полноценные формы государственности...


Но это сложная историко-политическая тема. Перейдем к реалиям наших дней. И вот что я хочу выяснить для себя и журнала.


Какова общая культурно-правовой ситуации в городе Дербенте? Вот уже на протяжениенескольких лет, что возглавляет мэрию Дербента Имам Яралиев не прекращается критика жителей Дербента в его адрес. Скажите, пожалуйста, чем вызвано такое непримиримое отношение дербентцев к мэру Дербента?

 

Ханмагомедов: Во-первых Имам Яралиев не совсем легитимный мэр. Это мое личное мнение, которое разделяют подавляющее большинство дербентцев. Если брать во внимание правовую сторону вопроса, то в этом может убедиться любой желающий. Мы помним, как он пришел к власти в 2010 году, я об этом писал в «Черновике» подробно. Он возглавил город, минуя систему выборов.Яралиев вместе с действующим тогда мэром ДербантаФеликсом Казиахмедовым переиграли ситуацию, в результате которого тот назначил Яралиева на должность и. о. мэра. То есть горожане не выбирали его как руководителя, а он с помощью подковерной борьбы практически силой и хитростью взял власть.

 

Барсов: Прошу прощения, но у меня нет сейчас возможности проверить вашу информацию. По этому, напоминаю, что это ваше субъективное мнение, на которое вы имеете полное право.

 

Ханмагомедов: Да именно так. И в самом деле, дербентцам не за чтолюбить мэраЯролиева. Я бы рад ошибиться, но увы, реальность такова, что в городе совершенно бездарно провалена социально-экономическая политика, несколько тысяч предпринимателей уже снялись с учета из городской налоговой службы и перевелись в НС других муниципалитетов из за неоправданного повышения налогов. Десятки преподавателей и тренеров спортивных школ и школ искусств подпали под сокращение и остались без работы. В результате дети предоставлены сами себе и улице со всеми вытыкающими последствиями в плане культурного и патриотического воспитания.


Так же санитарное состояние города, которое и раньше вызывало много нареканий, ухудшилось еще больше. Появились новые не санкционированные мини-свалки,коммунальные службы бездействуют. Вот уже несколько лет как в городе заморожена инвестиционная активность, никаких крупных, важных для города объектов не строиться, а те, что были на стадии завершения, никак не запустят в эксплуатацию.


Недавний потоп в 2012 году, который унес жизни нескольких человек, свидетельство о не способности местной власти не только предвидеть угрозы жизни горожан (буквально за месяц до трагедии я предупреждал об этом в своей газете), но и организовать эвакуацию людей, наладить гуманитарную, медицинскую и психологическую помощь, сосредоточить службы на ликвидации последствий катастрофы ит. д. и т. п.


Еще один немаловажный аспект, который у всех дербентцев на слуху– это кадровая политика. Почему-то Яралиев стал формировать новую команду администрации города не из числа горожан, а жителей из своего района и села, в том числе проживавших в Махачкале и Каспийске. И таких фактов множество.

 

Барсов: Насколько мне известно, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов уже делал некоторые замечания Яралиеву и указывал на некоторые городские проблемы с требованием исправить их. Будем надеятся, что ситуация в сокором времени измениться к лучшему.


А сейчас я хотел бы немного поменять тематическое направление беседы. Скажите, пожалуйста, насколько толерантны и коммуникативныдербентцы по своей культуре и духу социального мышления?Разумеется,журнал интересуют не религиозные фанатики и тем более не экстремисты, а именно обычные жители этого славного и очень древнего города.

 

Ханмагомедов: ментальность дербентцев формировалась тысячелетиями. История города помнит как великих завоевателей, так и богатых купцов, огромные караваны, как сухопутные, так и морские... Дербенте бывали путешественники, ученые, ремесленникииз разных стран древности.И главной стратегией выживания была способность к социальной толерантности дербентцев. Желание мирного сосуществования с представителями разных народов и культур. Ведь не зря город условно делился на жилые зоны, начиная с берега моря – Русской слободы; в центре современного Дербента располагалась Еврейская слобода и заканчивался город у подножия крепости «Нарын-Кала» древними магалами – кварталами, где жили и до сих пор живут этнические азербайджанцы, лезгины, табасаранцы, кайтагцы и другие дагестанские народности.


И какими должны быть по-вашему Дербентцы, где между двух крепостных стен проживали, а при необходимости вместе защищали город как мусульмане, так и христиане и иудеи?

 

Барсов: Резонное замечание. Спасибо.

 

Ханмагомедов: Да не зачто... Пожалуйста... (смеется).

 

Барсов: Каково состояние городского пляжа в Дербенте?
Я слышал, что здесь у вас Каспий гораздо чище, чем в Баку... Из каких регионов нашей необъятной страны приезжают отдыхающие в Дербент? И если можно хотя бы приблизительно, сколько отдыхающих за летний сезон приезжают на дербентское побережье Каспийского моря?

 

Ханмагомедов: Городского пляжа как такового в Дербенте уже нет. Был в советскую эпоху, а теперь доступ к морю в городской черте сильно ограничен, так как под разными уловками местные власти распродали участки разным коммерческим структурам и даже физическим лицам. А что касается чистоты дербентского участка моря по сравнению с Баку, если судить по широкой акватории, то, конечно, у нас море гораздо чище, чем в Баку, где временами большие площади моря оказываются в нефтяных разводах, что очень печально. Но и нам, сегодня нет оснований особо гордится морским побережьем. В Дербенте все канализационные стоки идождевые потоки без очистки прямиком текут в море.До сих пор в городе нет очистных сооружений.


По поводу туристов... Такой статистики нет. Большая часть приезжих,это, как правило, командировочные и родственники военнослужащих, воинские части которых дислоцированы в городе и окрестностях.К сожалению, Дербент, как впрочем и весь Дагестан, пока ассоциируется с экстремальным туризмом,хотя потенциал для развития эконтуризма в Южном Дагестане настолько огромный, что это составило бы Дербенту и ряду районов серьезную статью доходов.Только вот этим никто не занимается...

 

Барсов: какие особенности своего города вы бы хотели отметить и рассказать общероссийскому читателю журнала ЭкоГрад?

 

Ханмагомедов: Дербент – древний и архаичный город, в хорошем смысле этого слова.Здесь пока еще присутствует дух древности, истинно народной культуры, морали, нравственности. И пока еще живут люди-носители той древней, неповторимой культуры, которая складывалась тысячелетиями.Все это представляет интерес не только для ученных, специалистов этнографов, путешествующих блогеров илитаких журналистов, как вы, например, но и для туристов. Как ни странно, в Дербент самостоятельно едут отдыхать люди из центральных и северных регионов страны. Это те, кто знает, что отдых в Дербенте им обойдется в три или четыре раза дешевле, чем в Сочи или Гелинжике, не говоря уже о заграничных курортах.

 

Дербент это город, который когда-то был предметом притязаний и ожесточенного спора за его владение между великими империями древности – Персией, Византией, Османской Турцией. Но Аллах распорядился так, что он стал частью России.

 

Барсов: Спасибо за содержательную беседу. Надеюсь руководство Дагестана и, кстати, Минрегионразвития РФ, курирующий вопросы празднования 2000-летия в следующем году, оперативно среагирует на ваши замечания и по возможности исправит дело к лучшему. До свидания и до новых, еще более приятных встреч.

 

Категория: Эко интересно
Опубликовано 26.06.2014 09:06
Просмотров: 4197