Железнодорожные катастрофы 4 июня

4 июня для российских железных дорог - это дата двух стращнейших , в чем-то даже мистических катастроф..Впрочем, отчасти этому способствовала атмосфера тайны, в которую высшее руководство страны времен перестройки и гласности предпочло погрузить трагические события: сначала в Арзамасе, а через год - на перегоне между станциями Аша и Улу-Теляк..

Железнодорожные катастрофы 4 июня - фото 14 июня 1988 года в 09.32 железнодорожный состав, в котором находились 3 вагона со 121 тонной гексогена, предназначенного для горных предприятий, следовал через железнодорожный переезд в городе Арзамас в нескольких сотнях метров от станции Арзамас-I. В этот момент произошёл взрыв.
Сила взрыва была такова, что на месте осталась воронка глубиной 26 метров, а секция «Б» тепловоза 2ТЭ10М-0405 была отброшена на 2 км. Взрывом был уничтожен 151 дом, более 800 семей остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.
В 2003 году губернатор Нижегородской области Геннадий Максимович Ходырев публично высказывал твердую уверенность, что взрыв произошёл в результате диверсии, однако данная версия не нашла достоверного подтверждения. Необходимо сразу разъяснить, что Ходырев был в этот момент секретарем Горьковского горкома партии. По любопытному стечению обстоятельств в Горьком ждали зампреда Совмина - Председателя Госплана Николая Владимировича Талызина, но его самолет развернулся..
Вместо него на место происшествия прямым путем из Москвы прибыли другой запред Совмина Геннадий Георгиевич Ведерников в сопровождении - обратим внимание - на тот момент уже союзного пенсионера 77-летнего Вениамина Дымшица (именно его место в правительстве занял Ведерников) : на его счету был не один десяток комиссий по разным ЧП , признавалось, что только национальный вопрос не позволил этому выдающемуся организатору занять самую высокую ступеньку на карьерной лестнице - то что старшая сестра Вениамина Эммануиловича еще в середине 70-х с семьей перебралась в Израиль было гостайной. С ними приехали три министра: внутренних дел Власов, путей сообщения Конырев (с 1983 год по 1990 год за время его пребывания на посту министра в СССР произошло свыше 40 катастроф) и министр оборонной промышленности Финогеев. Отдельно прибыла целая команда чекистов. Ровно через год Ведерникову придется возглавить комиссию по самой страшной катастрофе в истории СССР под Уфой.. Туда пришлось приехать Горбачеву.
Но сейчас мнения разошлись: Дымшиц открыто указал на слабость той версии, на которой настаивала министерская тройка - самопроизвольный взрыв перевозимой взрывчатки (кристаллического гексогена или октогена) в результате механического повреждения; комиссия работала несколько месяцев , правда, пенсинера Дымшица тут же отправили восвояси. А вся команда под личным руководством министра Власова (!) собирала по Горьковской области и окрестностям..настенные календари! Мистическая история: типография Горьковской железной дороги выпустила календари с фотографией популярного артиста Олега Янковского , на котором дата катастрофы была выделена типографским браком — подчеркиванием в форме нарисованной одним росчерком положенной на бок квадратной скобки. Часы на руке артиста показывали время взрыва. Ходили слухи, что на пиджаке артиста можно рассмотреть набранное микрошрифтом слово «Арзамас».
Окончательные выводы комиссией были сделаны только..1 апреля 1989 года! А 4 июня Ведерников был на месте новой катастрофы.

Железнодорожные катастрофы 4 июня - фото 2Железнодорожные катастрофы 4 июня - фото 3Железнодорожные катастрофы 4 июня - фото 4Железнодорожные катастрофы 4 июня - фото 5
На трубе продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 м. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, перегон Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР.
Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через почти двухметровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера». Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда.
Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.
4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени (3 июня в 23:15 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар.
В поездах № 211 «Новосибирск — Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер — Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным 575 человек погибло (по другим данным — 645), включая девять хоккеистов команды «Трактор-73»; 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших — 181.Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн тринитротолуола. По другим оценкам,[6] мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн.
Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 м железнодорожных путей, 17 км воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.
Взрывом были повреждены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов — до степени исключения из инвентаря, 26 — выгорели изнутри. Воздействие ударной волны привело к сходу 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Были разрушены и выведены из строя: рельсо-шпальная решётка — на протяжении 250 м; контактная сеть — на протяжении 3000 м; продольная линия электроснабжения — на протяжении 1500 м; сигнальной линии автоблокировки — 1700 м; 30 опор контактной сети. Длина фронта пламени составила 1500—2000 м. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C. Зарево было видно за десятки километров.
Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселённом районе. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано — 623.
Была создана Ассоциация пострадавших и родственников погибших под Ашой.
В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал. Ежегодно у памятника жертвам катастрофы проходят траурные митинги.
В 2004 году по заданию ОАО «Газпром» была разработана и прошла ведомственные испытания система контроля переходов магистральных трубопроводов через дороги, предназначенная для мониторинга показателей безопасности переходов. С 2005 года данными системами ведётся планомерное оснащение наиболее ответственных переходов магистральных газопроводов через дороги.
В 2009 году в Пассажирском вагонном депо станции Новосибирск-Главный в день двадцатилетия трагедии открыт памятник жертвам катастрофы.
Михаил Горбачев был раздражен происшедшими катастрофами и почему-то одним из виноватых был сделан Ведерников, отправленный послом в Данию. После событий августа 1991 года Геннадий Георгиевич дал объемистое интервью местным журналистам , прокомментировав в частности «мне хочется верить, что таких катастроф больше не будет - нигде. Поэтому я полагал бы, что итогами расследований стоило бы поделится. Там было общее, например, недоработки власти.Когда-нибудь достанут из архивов полные отчеты - кому-то будет стыдно. Мне и сейчас стыдно перед пострадавшими и родственниками жертв»

 

 

Геннадий Орешкин

Категория: Новости со всего света
Опубликовано 04.06.2017 12:04
Просмотров: 1247