Заместитель Министра регионального развития Михаил Крук выступил на круглом столе «Стратегии развития территории как конкурентное преимущество. Как перестать планировать под копирку?» в рамках II Всероссийского Форума институтов развития в г.Екатеринбурге. В нем также приняли участие представители региональных институтов развития и международных агентств по привлечению инвестиций.
Участники обсудили вопросы использования стратегии территории как базы для развития бизнеса, способы управления реализацией стратегии, проблемы разработки «рабочих» стратегий.
В ходе своего выступления Михаил Крук представил результаты внедрения Стандарта деятельности исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (при взаимодействия Минрегиона и АСИ).
По его словам, в 11 «пилотных» субъектах Российской Федерации, в том числе в 2 субъектах УрФО (Свердловской и Челябинской областях), апробация регионального инвестиционного стандарта успешно завершилась в 2012 году.
- Основная задача в дальнейшем – выработать комплекс мер по качественной оценке внедрения требований Стандарта, которые, при надлежащей реализации, позволят достичь цели создания условий для увеличения притока инвестиций в регионы путем внедрения лучшей российской и международной практики взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями,- подчеркнул Михаил Крук.
Заместитель Министра сообщил, что с учетом накопленного опыта Минрегионом России совместно с АСИ выработаны организационная схема и алгоритм работы, методические рекомендации по эффективному внедрению регионального инвестиционного стандарта, разработано программное обеспечение для автоматизации содержательного аудита, экспертной работы и мониторинга процесса внедрения регионального инвестиционного стандарта.
Для целей внедрения субъектам РФ рекомендовано разработать и утвердить дорожные карты и создать специальные проектные органы - проектные офисы во главе с ответственным заместителем высшего должностного лица субъекта РФ. Ответственные за внедрение регионального инвестиционного стандарта, по сообщению Михаила Круа, определены во всех субъектах РФ.
Заместитель Министра отметил, что по состоянию на 1 марта 2014 г. дорожные карты утверждены в 63 субъектах Российской Федерации, в 24 регионах подготовлены соответствующие проекты. Проектные офисы созданы в 61 субъекте Российской Федерации, в 11 регионах проектные офисы находятся в стадии формирования.
АСИ совместно с Минрегионом России проведено 18 обучающих семинаров для представителей региональных властей и делового сообщества.
- Включение оценки наличия основных составляющих регионального инвестиционного стандарта в систему оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности является наиболее эффективным стимулом к обеспечению высоких темпов внедрения и планированию ассигнований на реализацию его положений, - отметил Михаил Крук.
По сообщению заместителя Министра, состоянию на 1 марта 2014 г. экспертные мероприятия проведены Минрегионом России в 71 субъекте РФ, внедряющем региональный инвестиционный стандарт.
По итогам ведомственной экспертизы Минрегиона признаны реализованными полностью основные положения Стандарта в 17 субъектах Российской Федерации: Ростовской, Тульской, Тамбовской, Костромской, Воронежской, Вологодской, Магаданской, Нижегородской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Хабаровском крае, Республиках Дагестан, Кабардино-Балкария и Марий Эл.
Доработка отдельных документов ведётся в Саратовской, Оренбургской, Псковской, Пензенской областях, Приморском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, Республиках Тыва, Бурятия, Чувашия, Хакасия. Внедрение основных положений Стандарта в указанных регионах уже завершено.
Инвестиционная стратегия, определяющая инвестиционные приоритеты региона, утверждена в 30 субъектах РФ. Разработка проектов инвестиционных стратегий осуществляется в 33 регионах.
План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры сформирован в 47 субъектах Российской Федерации. Проекты указанного плана подготовлены в 24 регионах.
Нормативные правовые акты о механизмах поддержки инвестиционной деятельности и защите прав инвесторов приняты в 61 регионе, в 10 субъектах РФ такие акты подготовлены.
Совет по улучшению инвестиционного климата, возглавляемый высшим должностным лицом субъекта РФ и функционирующий на регулярной основе создан в 71 регионе.
Специализированная организация субъекта РФ по привлечению инвестиций и работе с инвесторами (корпорация развития, агентство инвестиционного развития) функционирует в 56 регионах, в 15 субъектах Российской Федерации ведется работа по созданию таких организаций.
Деятельность по внедрению Стандарта продолжится в 2014-2015 годах.
- Повышение инвестиционной привлекательности во многом зависит от системной, целенаправленной и инициативной работы региональных органов исполнительной власти, - отметил Михаил Крук.
Заместитель Министра также напомнил, что к настоящему времени практически во всех субъектах РФ сформирован комплекс официальных документов по стратегическому развитию регионов, включающий в себя долгосрочные стратегии социально-экономического развития (по результатам мониторинга разработаны стратегии всех 83 регионов – 77 из них уже утверждены).
По итогам обсуждения участники круглого стола сошлись во мнении, что успешное экономическое развитие зависит, прежде всего, от эффективного использования конкурентных преимуществ российских регионов. В их числе:
- рост технологической конкурентоспособности;
- повышение качества управления;
- снижение энергоемкости;
- специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции;
- реализация потенциала многосторонней интеграции на евразийском пространстве.
Было отмечено, что одно из ключевых направлений работы по улучшению инвестиционного климата – решение проблемы дефицита инфраструктуры. Сегодня в целом ряде регионов создано специальное законодательство, образованы особые экономические зоны, сформированы профильные индустриальные кластеры – зоны производств, обеспеченные необходимыми сетями и коммуникациями.