В Бонне завершились двухнедельные переговоры по разработке нового климатического соглашения ООН, которое должно заменить Киотский протокол. Принятие документа планируется на конференции, намеченной на декабрь 2015 года в Париже. Камнем преткновения в обсуждении документа стало не само соглашение, а меры, которые должны быть приняты государствами в ближайшие 5 лет.
Главное отличие нового соглашения — оно обязывает к участию в снижении выбросов парниковых газов все без исключения страны, в нем будут названы меры адаптации к неизбежным изменениям климата, а также определен порядок помощи наиболее слабым и уязвимым странам.
Более 3000 представителей из 184 стран, признавая, что антропогенные изменения климата сильны и негативны, однако не захотели искать компромисс. «Проблема не только в том, что сейчас текст в 5 раз длиннее, чем нужно, а за 2 недели его сократили лишь на 5 %, — комментирует Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) и участник сессии. — Плохо, что в документе остались абсолютно все противоречивые и взаимоисключающие варианты, что страны не идут на сближение позиций».
Предполагается, что в новом соглашении появится единая «философия» действий всех стран на 30–40 лет вперед, что в нем будут обязательства всех стран регулярно усиливать и подавать в ООН свои численные цели по выбросам парниковых газов, а также что помогать наиболее слабым и уязвимым государствам будут все страны с достаточно высоким уровнем экономического развития. «Переговоры идут тяжело, так как они затрагивают финансово-экономические интересы участников, — говорит Алексей Кокорин. — Развитым странам непросто согласиться на жесткий график предоставления больших средств, а развивающимся без них рост выбросов не остановить».
«В текущих условиях планируемое Парижское соглашение Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) не может быть «бизнес-контрактом» с твердыми цифрами, квотами и штрафами за невыполнение. Квот и штрафов в нем не будет, но соглашение должно задать пошаговую процедуру совместных действий, основанную на доверии, а также конечную цель на 2050 год».
Пока единственным позитивным итогом сессии РКИК ООН в Бонне стало успешное завершение многолетней работы по согласованию мер, способствующих прекращению деградации и вырубки лесов (прежде всего тропических) в развивающихся странах. «Это хороший пример и для России — леса надо сохранять, не дожидаясь нового соглашения. Расчеты показывают, что, ограничивая рубки ряда лесов в России в ближайшие 10–15 лет, с точки зрения потоков СО2 в атмосферу можно сделать даже больше, чем с помощью возобновляемой энергетики. Не говоря уже о том, что леса нам нужны и сами по себе, как природный объект», — отметил А. Кокорин.
В августе – сентябре участники мероприятия соберутся на следующие двухнедельные переговоры, и если по итогам этого раунда прогресс в составлении документа будет минимальным, то появится опасность повторения конференции ООН по изменению климата в Копенгагене, прошедшей в 2009 году. Тогда страны, готовившие новое климатическое соглашение в течение двух лет, так и не смогли прийти к общему мнению.
Елена Хвостова
По материалам WWF