По предварительным итогам выборов в парламент Эстонии оппозиционная Реформистская партия набрала 28,8% голосов избирателей, что дает ей право на 34 мандата из 101 возможного. Второе место заняла Центристская партия с 23% (26 мандатов), третье — Консервативная народная партия — 17,8% (19 мандатов), четвертое — партия «Отечество» (Isamaa) — 11,4% (12 мандатов) и пятое — Социал-демократическая партия — 9,8% (10 мандатов), говорится в сообщении эстонской избирательной комиссии. Лидер победившей партии Кая Каллас заявила о намерении создать коалицию с социал-демократами и партией Isamaa.
Голосование на парламентских выборах в Эстонии завершилось 3 марта в 20.00 (21.00 мск). По предварительным данным явка избирателей составила 63,1%. По всей стране был открыт 451 избирательный участок. На 101 мандат в высший законодательный орган страны претендовали 1099 кандидатов. В избирательной кампании приняли участие десять партий и 15 независимых кандидатов. Для попадания в парламент участникам предвыборной гонки было необходимо преодолеть избирательный барьер в 5%. Право сформировать правительство получает партия, занявшая первое место.
Лидирующая по результатам голосования в парламент республики Реформистская партия может создать правящую коалицию с Социал-демократической партией и партией Isamaa. «Мы будем иметь в виду и обсуждать все возможные варианты коалиции. Переговоры только начинаются», — приводит слова ее лидера Каи Каллас портал ERR.
По ее словам, при формировании коалиции нельзя руководствоваться только математикой. «Если мы посмотрим на программы, то с Центристской партией у нас будут большие различия в трех вопросах: налогах, гражданстве и образования на эстонском языке», — сказала она и добавила, что в партии рассматривают два варианта создания правящей коалиции в парламенте.
На самом деле различия не выглядят кардинально.С 2014 года в Европарламенте представлена двумя депутатами — Урмасом Паэтом и Кайей Каллас. Изначально вместо Урмаса Паэта был избран Андрус Ансип. Однако, после того, как Андрус Ансип был избран заместителем председателя Европейской комиссии по вопросам единого цифрового рынка, в Европарламент ушел Урмас Паэт. В 2018 году Кая Каллас предпочла вплотную заняться руководством партией и ушла из Европарламента. На её место в Европарламент пришёл Игорь Грязин. В январе 2018 года Игорь Грязин вышел из Партии Реформ, и поэтому на данный момент Партия Реформ в Европарламенте представлена только Урмасом Паэтом. В Европарламенте реформисты от Эстонии последовательно выступали с антироссийских позиций (и это стало одной из причин выхода из партии г-на Грязина).
Партия реформ стала одним из инициаторов законопроекта «О защите воинских захоронений», на основании которого в ночь с 26 на 27 апреля 2007 года был демонтирован стоявший на площади Тынисмяги «Монумент павшим во Второй мировой войне», центральная фигура которого получила расхожее название «Бронзовый солдат», а 28 апреля начаты раскопки находившегося на той же площади захоронения советских солдат, погибших во Второй мировой войне.
С другой стороны, именно в эту кампанию конкуренты Реформистской партии обвинили ее в потакании ..русским.Причиной обвинений реформистов со стороны Эстонской консервативной народной партии (EKRE) послужили русскоязычные предвыборные брошюры легендарной эстонской лыжницы Кристины Шмигун-Вяхи, за несколько месяцев до выборов в Рийгикогу вступившей в ряды Партии реформ.
Член EKRE Кенно Реммель на свой страничке в соцсети Facebook выложил примеры таких брошюр и осудил именитую спортсменку, не забыв спроецировать ситуацию и на реформистскую партию в целом."Я могу понять, если спортсменка хочет хорошей жизни и подается в политику, но я абсолютно не понимаю, какого черта она посылает мне русскоязычную рекламу? Как и центристы, так и реформисты заискивают перед русскими изо всех сил, посылая даже эстонцам русскоязычные бюллетени", — написал Реммель.
Мысль Реммеля с удовольствием подхватила Хелле-Мооника Хельме — жена председателя EKRE Марта Хельме. "Маски спадают! Партия, которая перед выборами на словах стоит горой за эстонский язык и эстонскую волю... и в то же время свободно делает рекламу на русском языке. Какой позиции тогда верить? Безусловно, после выборов всё будет так же, как и раньше. Никакой защиты для эстоноязычного образования не будет", - утверждает Хельме.
Партия реформ ратует также за полную эстонизацию русскоязычного образования в стране и даже инициировала соответствующий законопроект, которому не хватило лишь одного голоса при голосовании в парламенте. Впрочем, такой позиции придерживаются и многие другие партии - и EKRE, и "Отечество" (Isamaa), которые поддерживают необходимость обучаться в школах Эстонии на государственном языке.
Но, к примеру, у правой партии "Отечество", представители которой предлагали значительно увеличить штрафы за незнание эстонского языка и не переходить при общении с русскоязычной диаспорой Эстонии на русский язык, есть и русскоязычная версия сайта с русскоязычной версией предвыборной программы, в которой они - о эстонскиий ужас! - допускают использование русского языка в стране.
--
Геннадий Орешкин