В гостинице Рэдиссон-Славянская прошёл Круглый стол «Центральная Азия и Южный Кавказ: Миграционные процессы в постсоветском пространстве», организованный Центролм изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН и Центром стратегических и политических исследований «Фонд Розы Люксембург» (Германия).
Среди его участников: Абашин Сергей – Европейский университет (СПб); Аликберов Аликбер – руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН; Гулина Ольга – директор Центра миграционных процессов (Германия); Жолдасов Арустан – исполнительный директор «Ekspert fikri» (Узбекистан); Джураева Гавхар – руководитель Центра «Миграция и закон»; Звягельская Ирина – вице-президент Центра стратегических и политическихисследований; Каримов Ренат – председатель профсоюза трудящихся мигрантов; Карякин Владимир – ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ); Колгина Валерия – старший специалист Отдела внешних связей ИВ РАН; Летняков Денис – Центр изучения проблем гражданства и идентичности; Линке Питер – Фонд Розы Люксембург (Германия); Маданбеков Алишер – председатель Движения трудовых мигрантов Кыргыстана; Эгембердиев Асилбек - Главный редактор Информационного портала Kginfo, Член Консультативного совета по делам национальностей Московской области, Московский Юрий – ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы по г.Москве, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», член Союза писателей России; Мукомель Владимир – вед.н.сотр. Института социологии РАН; Нурулла-Ходжаева Наргис – с.н.с. Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН; Ожиганина Анна – с.н.с. Института этнологии РАН; Олимова Саодат – участник программы «ал-Фараби» фонда Карнеги по Центральной Азии, руководитель департамента Центра Шарк (Таджикистан); Савин Игорь – эксперт Мониторинга межэтнических отношений Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств (Казахстан); Скаков Александр – с.н.с. Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН; Собянин Александр – руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества; Фарни Тина – руководитель Филиала Фонда Розы Люксембург в Москве; Фоменко Владимир – заместитель руководителя Филиала Фонда Розы Люксембург в Москве.
Модераторами выступили: Питер Линке (Германия), Сергей Абашин (Россия) и Владимир Мукомель (Россия).
Участники встречи дискутировали по следующим правилам.
Они по очереди и желанию высказывались по каждому вопросу сценария, не повторяя того, что уже было высказано до него.
Модераторы могли обратиться к любому из участников с просьбой раскрыть ту или иную тему. Выступления в ходе дискуссии не могли длиться более 5 минут.
Задача-максимум была – успеть за отведенное время обсудить обозначенные в сценарии проблемы. Модераторы могли скорректировать сценарий в процессе дискуссии, обозначить новые дискурсы общей темы, объединить вопросы, переставить акценты. Целью обсуждения было – итоговый аналитический документ с новыми идеями и рекомендациями, который будет подготовлен редакционной комиссией (Абашин С.Н., Аликберов А.К., Звягельская И.Д., Скаков А.Ю.) на основе дискуссий и опубликован от коллективного имени участников встречи. Поэтому участники должны были представить свои краткие соображения или комментарии в письменном виде.
Вначале приветственное слово взяла Аликбер Аликберова - руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН, выступила также руководитель Филиала Фонда Розы Люксембург в Москве Тина Фарни и вице-президент Центра стратегических и политических исследований Ирина Звягельская.
Известный исследователь-этнолог Сергей Абашин приступил к модерированию дискуссии.
Участники отработали следующую Программу Круглого стола «Центральная Азия и Южный Кавказ: Миграционные процессы в постсоветском
пространстве».
Блок 1 состоял из следующих тем и вопросов.
Проблема миграции в контексте постсоветской трансформации: вводная часть дискуссии.
Что сегодня актуализирует проблему миграции?
Каковы причины массовой миграции из Центральной Азии и Кавказа в Россию и другие страны?
Нужны ли России и Казахстану трудовые мигранты?
В какой степени миграции из стран Центральной Азии и Кавказа восполняют естественную убыль населения России и миграции ее собственного населения в другие страны? Структура миграции в Россию с учетом миграций из Китая, Вьетнама, других стран.
Каковы основные векторы и сценарии дальнейшего развития миграционных процессов из Центральной Азии и Кавказа?
Как проблемы внешней миграции влияют на процессы внутренней миграции в принимающих странах?
Социально-политическое измерение миграционных процессов на постсоветском пространстве.
Насколько международный опыт решения проблем миграции востребован и может быть применим на постсоветском пространстве?
Каким образом проблемы миграции отражаются на отношениях России со странами Центральной Азии и Кавказа, членами ТС и ОДКБ, а также с Евросоюзом и США?
Проблема миграции в свете перспектив образования Евразийского союза.
Блок 2 состоял из следующих тем и вопросов.
Проблемы и возможности регулирования процессов миграции – в сфере миграционного законодательства, трудовых отношений, образовательных практик Какой, на Ваш взгляд, должна быть миграционная политика принимающих стран: она должна быть направлена на ужесточение или на либерализацию миграционных процессов?
Опыт многих стран показывает, что наиболее продуктивным оказывается сочетание различных мер: легализация всех проживающих в стране нелегальных мигрантов и одновременное ужесточение таможенных правил, визовой системы, усиление контроля за границей и т.д.
Почему предоставление возможности получения легального статуса (права на работу) для нелегальных мигрантов играет позитивную роль в социально-экономических отношениях страны?
Можно ли на постсоветском пространстве изменить подходы к трудовой миграции, основываясь на концепции прав человека? «Мы работники, а не преступники!». В последнее время само понятие «нелегальный мигрант» постепенно вытесняется из официальных текстов, предпочтение отдается термину - «работник с неурегулированным статусом», что отражает суть происходящих перемен: трудовой мигрант, самовольно пересекший государственную границу, осуществляющий трудовую деятельность без надлежащего разрешения и не платящий налогов, рассматривается уже не только как правонарушитель, но как человек, находящийся в процессе оформления надлежащих документов.
По Вашему мнению, противоречит ли термин «нелегальный мигрант» духу Всемирной декларации прав человека, которая в статье.
6 четко определяет, что каждый человек имеет право на защиту закона, а в статье
7 говорит о равенстве всех людей перед законом?
Как Вы видите роль профсоюзов в оздоровлении национальных рынков труда, есть ли у профсоюзов потенциал для реальной защиты прав трудовых мигрантов?
Как Вы оцениваете политику властей в отношении работодателей, использующих труд мигрантов? Должны ли компании доказывать, что им действительно требуются работники из-за рубежа, и в этом случае они обязаны обеспечить мигрантам такие же условия труда, как гражданам? Как в этом случае быть огромному числу российских граждан, использующих труд мигрантов в сфере индивидуального строительства за пределами крупных городов?
Возможно ли скорое возрождение системы среднего профессионального образования в самой России, которое хотя бы отчасти восполнило бы огромный дефицит специалистов в этой сфере?
Изменится ли эта структура миграции с введением виз?
В какую сторону визовый режим или миграционные фильтры способны изменить эту структуру?
Блок 3 1 состоял из следующих тем и вопросов.
Проблемы и перспективы адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. Есть ли альтернатива политике мультикультурализма?
Образовательные практики по адаптации мигрантов и их детей. Возможности использования международного опыта создания адаптационных образовательных программ и практики совместного обучения детей различной этнической, конфессиональной, культурной принадлежности. Российский опыт помощи детям мигрантов. Школы русского языка, Комитет «Гражданское содействие».
В чем Вы видите основную причину конфликтов – в растущей культурной дистанции, импорте иного уклада жизни в результате глобализации, в соприкосновении разных культур? Или проблема состоит в росте национализма и фундаментализма, инициированных политиками?
Ксенофобия используется в целях отвлечения от актуализации социальных и политических проблем?
Во время выборов мэра Москвы весь спектр политических партий – от Навального до Митрохина (Яблоко), включая партию власти (Собянин), посчитал нужным высказать свое негативное отношение к «незаконной миграции». Как Вы оцениваете антимигрантские лозунги политических партий: как популизм, попытка понравиться большинству избирателей или попытка обратить их внимание на готовность решения наиболее острых проблем мегаполиса? Считаете ли Вы эту проблему действительно острой, надуманной или искусственно раздуваемой, с тем, чтобы отвести внимание общества от других более важных проблем, например, сложившейся коррупционной системы экономики?
Миграционные проблемы на постсоветском пространстве – они носят такой же характер, как в Европе или США, или принципиально иной?
Что значит сейчас опыт многонационального существования в рамках СССР? Можно ли его использовать сегодня? В какой степени и направлении интеграционные проекты на постсоветском пространстве будут оказывать влияние на миграционные процессы?
Является ли низкий образовательный уровень мигрантов и рост исламского
экстремизма среди них решающим фактором все большего распространения ксенофобии в принимающих обществах?
Миграционные вызовы – это зло или благо для развития экономики? Играет ли труд мигрантов важную роль в экономике страны?
Легализация мигрантов
– на пользу или во вред принимающим обществам?
- сокращение коррупции и злоупотреблений в сфере трудовых отношений;
- устранение возможности эксплуатации мигрантов (низкая заработная плата, плохие условия труда и т.д.);
– происходит рост заработной платы для всех трудящихся, создаются новые рабочие места, повышается безопасность на рабочих местах;
- дополнительные поступления в бюджет в виде налоговых выплат;
- уменьшение теневой нагрузки на социальную сферу принимающих обществ;
- снижение уровня рентабельности в различных сферах экономики из-за невозможности использования дешевой рабочей силы;
- снижение криминогенной обстановки в крупных городах, и др.
Должны ли мигранты сохранять собственные обычаи и традиции без новаций или стараться адаптироваться к обычаям и традициям принимающих обществ?
Как отражается отток большого числа работоспособного населения на экономике их собственных стран?
Какие социальные проблемы этот процесс порождает в самих этих странах?
Каким образом миграции влияют на экспорт идей радикального ислама из стран Центральной Азии и Кавказа в Россию и наоборот?
Перспективы дальнейшего взаимодействия на постсоветском пространстве. Нуждаются ли независимые государства на постсоветском пространстве, прежде всего Россия, в политике мультикультурализма для формирования гражданского общества? Меры противодействия нетерпимости и ксенофобии по отношению к трудовым мигрантам, представительных «других» этнических культур, конфессий, разного рода меньшинств и т.д.
Целые день шли откровенные и жаркие дискуссии.
В настоящее время Рабочая группа (Сергей Абашин, Аликбер Аликберов, Ирина Звягельская, Александр Скаков) готовит специальные выводы и рекомендации Круглого стола
Юрий Московский, (Фонд развития международных связей «Добрососедство», директор проектов) заявил, что материалы круглого стола будут опубликованы в самое ближайшее время информационно-аналитическим порталом «Добрососедство» (dobrososedstvo.info), а также на иных ресурсах фонда «Добрососедство». В том числе и видеоверсии выступлений участников.
Екатерина Омельченко.