Антон Хлынов с коллегами в соцсети Facebook поделились с подписчиками своими впечатлениями и рассуждениями о «благоустройстве» и проблемах, нынешнем состоянии подмосковных лесов.
Предлагаем ознакомиться с ними нашим читателям.
Интересен сам факт наличия здесь земель лесного фонда – небольшой лесной квартал площадью около 30 га вдоль Пехорки и образуемого этой рекой руслового пруда.
Состояние этого лесного массива, прямо скажем, удручающее: огромное количество мусора, костровищ, территория сильно вытоптана, в границах массива расположены техногенные объекты, в том числе с весьма шумной «индустрией развлечений», и какие-то стоки бурно сливаются в Пехорку (см. фото), много сорной растительности. Вдоль городской улицы, однако, уложен плиткой тротуар, устроен газон.
По существу, этому участку леса на склоне Пехорки необходима полноценная ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ. Именно экологическая реабилитация, в основе которой должен лежать экосистемный подход к охране и содержанию этого уголка природы в городе. Проект такой реабилитации необходимо разрабатывать с целеполаганием сохранить и восстановить здесь лесные и околоводные экосистемы, с учётом рекреационного функционала. Для этого, безусловно, необходимо привлечение специалистов соответствующего профиля. А просто уложить дорожки плиткой, вывезти мусор, устроить газоны и «пикниковые места» - это значит просто изуродовать ценный для города природный объект, у которого есть все шансы восстановить и усилить свои экологические и рекреационные качества.
Насколько известно, данный лесной массив планируется передать муниципалитету в постоянное (бессрочное) пользование и привлечь некого «инвестора» для благоустройства леса. Очистка этого леса от мусора действительно необходима, необходимо уберечь лес и от дальнейшего вытаптывания, «окультурив» рекреацию за счёт создания здесь пешеходной инфраструктуры. Главное, чтобы инфраструктура эта была экологически правильной: дорожки из водопроницемого материала, минимальное количество освещения, минимум декоративности, больше леса. Что ещё может здесь планировать «инвестор» - пока что не известно. Однако в лесном квартале расположена некая площадка, используемая под какие-то развлекательные программы.
Но положение дел в по сути городском лесу, но де-юре расположенного на землях лесного фонда, здесь в любом случае вызывает вопросы. Ведь полномочия по управлению лесами Московской области переданы на уровень субъекта РФ – т.е. Правительству Московской области. Комитет лесного хозяйства региона отвечает за состояние подмосковных лесов, расположенных на землях лесного фонда, получает субсидии из областного и федерального бюджетов. Большое количество населения, всевозможного бизнеса, множество строек в Московской области региональной властью декларируется как благо, приносящее доход в бюджеты. Не очень тогда понятно в чём проблема: почему те функции, которые и должен обеспечивать регион (уход за лесом, его охрана), по некой схеме нужно перекладывать на муниципалитет и частных «инвесторов»? Во что и с какой целью будет инвестировать «инвестор»? Или это не инвестор, а меценат, благотворитель? С одной стороны, благое желание очистить и в хорошем смысле, то есть экологически грамотно, благоустроить нагруженный рекреацией лесной массив можно только приветствовать. И тогда участие местного самоуправления в этом деле понятно – благоустройство леса делается в интересах жителей города.
С другой стороны, возникают вопросы - а зачем тогда нужны региональный и местный бюджеты, куда деваются средства, поступающие в эти бюджеты от деятельности многочисленных инвесторов? Если на простое довольно-таки дело – очистить от мусора и щадяще (или всё-таки не щадяще?) благоустроить небольшой лесной массив, необходимо привлекать какие-то внешние внебюджетные источники? Но при этом тратить на халтурное и экологически вредное благоустройство городских скверов и парков сотни миллионов рублей (Красногорск – более 200 млн. на Губайловский лес, Химки – более 140 млн. на сквер Марии Рубцовой и т.д. и т.п.).
Леса и любые другие экологически эффективные площади в нашем урбанизированном регионе – это часть важнейшей средозащитной инфраструктуры населённых мест. Поэтому финансирование мероприятий по их сохранению и текущим охране и содержанию есть системная государственная задача, и стремление переложить эту задачу на «инвесторов» есть нарушение баланса сил и обременение лишними обязательствами перед бизнесом власти, а бизнеса – перед властью. Всё должно быть на своём месте. В противном случае непонятно, а к чему вообще нужны такая власть, которая не может выполнять свои сущностные обязательства перед обществом? Вернее, правильнее поставить вопрос иначе: зачем нужны такие чиновники, которые мыслят исключительно как коммерсанты и не способны обеспечить выполнение возглавляемыми ими органами власти вменённых этим органам государственных функций? Или у нас теперь самое главное обязательство у органов власти – это привлечение «инвесторов» и выполнение функций купли-продажи земли и иного государственного, муниципального, т.е. народного по сути, имущества? В общем, если кто-то из чиновников считает действительно так, то стоит таким чиновникам просто заняться честным бизнесом, а не рулить государственными структурами.
Мы всё прекрасно понимаем: дело не в отдельных региональных ведомствах, в частности – Комитета лесного хозяйства и Минэкологии области, а в парадигме работы регионального правительства и муниципалитетов. Посему означенные вопросы мы адресуем прежде всего губернатору и выше.
Вроде бы незначительная проблема, но маркер действующей политики «развития региона».
В общем, в каждом отдельном случае благотворительность – это хорошо, но с системным вопросом стоило бы разобраться. Тем более что предложенная нами программа создания вблизи населённых мест так называемых эколесопарков (участков городских лесов и лесов на землях лесного фонда, обустроенных по специальным ориентированным на сохранение целостности лесных биоценозов проектам с участием муниципалитетов, граждан, благотворителей, общественных объединений, ТСЖ, СНТ и т.п.) так и осталась пока что на бумаге и без внимания региональной власти. Так что берём на контроль.
И интересно бы узнать, обсуждался ли проект с гражданами, в рамках выполнения поручений и майского указа президента.»