"Требовать можно; а вот получить..." - Стокгольмский арбитраж о требованиях польской PGNiG к «Газпрому»

«Газпром» в понедельник, 2 июля, ответил на заявление польской PGNiG, сделанное 29 июня. В нем польская госкомпания сообщила, что Стокгольмский арбитраж, который с 2014 года рассматривает иск PGNiG к «Газпрому» по пересмотру контракта на поставку газа, вынес частичное решение, в котором признал право PGNiG требовать изменения цены. «Газпром» теперь заявил на это, что право на пересмотр цены изначально предусмотрено контрактом.

"Требовать можно; а вот получить..." - Стокгольмский арбитраж о требованиях польской PGNiG к «Газпрому» - фото 1

Однако арбитраж, по данным «Газпрома», «полностью отказал PGNiG в изменении цены согласно требованию, заявленному этой компанией в ходе разбирательства».
«Трибунал подтвердил наличие у PGNiG такого права , однако не согласился с предложенными польской компанией способом изменения цены и ценовой формулой. Кроме прочего, трибунал не согласился и с доводами PGNiG о том, что единственный релевантный фактор для ценообразования в долгосрочных контрактах на поставку газа — это цены на хабах»,— говорится в сообщении «Газпрома».
Сейчас в контракте «Газпрома» с Польшей цена газа привязана к цене нефти.
PGNiG добивалась изменения контакта, введя привязку к немецкому хабу NCG, причем требовала дисконт к цене хаба.
Сложность ситуации в том, что в результате падения цен на нефть в 2014–2015 годах были периоды, когда цена газа для Польши была как выше, так и ниже котировок NCG. Учитывая текущий рост цен на нефть, в третьем квартале цена по польскому контракту, вероятно, вновь превысит цену на хабе.
Хотя арбитраж и отклонил явно завышенное требование PGNiG по ценообразованию по схеме «хаб минус», это пока не значит, что «Газпром» победил. Несмотря на то, что, как отмечает «Газпром», арбитраж не счел цены хабов «единственным релевантным фактором ценообразования», в последнее время арбитражи склонны все же рассматривать хабы как основной ориентир в спорах по цене газа (например, так было в споре между «Газпромом» и «Нафтогазом»).
Аналогичный принцип закреплен в решении Еврокомиссии по антимонопольному делу против «Газпрома», которое было закрыто в конце мая (Польша рассматривалась как один из рынков, где были нарушения). Таким образом, «Газпрому» в итоге скорее всего придется привести цену для польского рынка в соответствие с котировками хаба в Германии. Но российская компания может тянуть время, поскольку не видит смысла идти навстречу Польше, которая со своей стороны пытается осложнить жизнь «Газпрому» как только возможно — исками против Opal, затягиванием переговоров по продлению транзита по газопроводу «Ямал—Европа» и пропагандистской кампанией против «Северного потока-2». Секрет здесь в том, что контракт у PGNiG истекает в 2022 году, - то есть ,арбитраж прибег к вполне рыночному принципу: переговоры об изменении цены имеют свойство длится годами!
Одновременно отчаянные попытки PGNiG найти альтернативные источники пока упираются - даже при порой их поистине экзотичности, например, строительства газопровода Baltic pipe из Норвегии (до 10 млрд кубометров) при том, что Норвегия заявляет о снижении количества добычи голубого топлива из-за обеднения месторождений, - то норвежский газ, как не пересчитывай цену с газпромовским, дороже.Недоумение вызывали попытки польской стороны заключить соглашения на добычу газа в африканской Мавритании - хотя бы потому, что его надо там найти. Что до заключенного необязывающего соглашения о покупке 4 млн тонн сжиженного газа в США с 2023 года,- то поставка предполагается на условиях FOB, то есть PGNiG получит газ в Мексиканском заливе и поставит его туда, куда сочтет нужным.Новые соглашения PGNiG заключены с проектами, по которым даже не получены разрешения от регуляторов (от FERC на строительство и от Министерства энергетики — на экспорт в страны, не заключившие договор о свободной торговле с США). Чтобы принять инвестрешения, проектным компаниям нужно привлечь средства, а для этого показать, что новые мощности по сжижению будут пользоваться спросом. Именно поэтому американцы заинтересованы в соглашениях с PGNiG.
Американская цена на условиях FOB на данный момент 285 $ за тысячу кубометров против 260$ норвежских и от 233 до 262 $ газпромовских для Европы. Сейчас Польша нуждается примерно в 16 млрд кубометров газа в год (10,2 из них это газпромовские поставки), согласно прогнозам к 2033 году потребуется около 22 млрд. Но пока Польша может принять в своих хранилищах не более 5,5 млрд кубометров сжиженного газа. Однако в финальную стадию вступили переговоры с пулом американских инвесторов, которые готовы предоставить кредит на модернизацию имеющихся хранилищ и сооружение новых в Польше и Дании, что позволило бы поставлять 22 - 25 млрд кубометров сжиженного газа из США ежегодно.
В результате PGNiG получает комфортную позицию в переговорах с «Газпромом» о новых краткосрочных контрактах. Стоимость газа в Европе и Азии по-прежнему зависит прежде всего от цены на нефть, а стоимость американского СПГ с ней мало связана и зависит от платы за сжижение и динамики Henry hub. При росте цены на нефть, если «Газпром» запросит дорого, PGNiG сможет поставить СПГ из США в Польшу. Если же цена «Газпрома» будет привлекательна, PGNiG продаст СПГ в другие регионы. Конечно, риски остаются: при падении цен на нефть американский СПГ рискует снова стать неконкурентоспособным, как в 2015–2016 годах, и PGNiG может понести убытки. Но при этом цена газа «Газпрома» для Польши тоже снизится.
А пока арбитраж говорит, что требовать цены ниже можно, - а вот получить ее, - это большой вопрос...

Геннадий Орешкин

Категория: Новости со всего света
Опубликовано 02.07.2018 18:27
Просмотров: 476