Транссиб-Китай-КНДР: "ретро-детектив"?..
Правительство КНДР на днях заявило, что "будет прилагать все усилия и сотрудничать с российским народом для развития и укрепления дружественных отношений двух стран и для сохранения мира в Азии...". Один из основных совместных проектов предусматривает, что Транссибирская магистраль вскоре будет соединена с железнодорожной сетью всего Корейского полуострова. Чтобы использоваться для внешнеторгового транзита России, КНДР и Южной Кореи. Примерно 20% северокорейского сектора этой дороги уже обновлено с российским участием. Причем это проекты еще конца 1940-х годов...
Поезд Москва-Пхеньян-Москва ходит по Транссибу и поныне, с 1949 года: это самый протяженный железнодорожный маршрут в Евразии. Поезд находится в пути около 215 часов (!). Впрочем, в 50-х - начале 60-х поезда в КНДР и обратно следовали также через Маньчжурию (Северо-Восточный Китай), пересекая приграничную реку Туманган в направлении КНДР. Но резкое ухудшение советско-китайских отношений с 1961 года привело к тому, что в в конце 60-х этот маршрут обе стороны отменили. Тому была ещё и политико-идеологическсая причина: на китайских станциях (в т.ч. на приграничных между КНР и СССР, КНР и КНДР) в тот период вывешивалось большое количество портретов Сталина и Мао Цзэдуна вместе со Сталиным. В Москве сочли такие "демонстрации" негативно влияющими на умонастроения советских пассажиров...

В середине 1980-х поезда Москва-Пхеньян снова "восстановили" через Маньчжурию и до сих пор этот маршрут официально не отменён. Правда, означенные портреты в данном регионе уже почти не встречаются, но, всё же, ... в Харбине, например, сохраняются улица Сталина, огромный Парк им. Сталина. Аналогичные объекты сохранены и в ряде других городов того же региона. Впрочем, одним из центральных проспектов Пхеньяна до 1973 г. (включительно) был проспект Сталина...
Путь через Китай короче почти на 15%, в сравнении с транссибирским вариантом по территории РФ, но транзитных поездов РФ-КНДР на "трансманьчжурском" направлении с середины 80-х практически нет. Из-за минимального спроса. Очень редко через этот регион ходят и поезда между КНДР и Монголией.
Квон Хи Гён - в 70-х - середине 80-х Посол КНДР в СССР - рассказывал мне, что "путь через Китай не только более короткий: в нашем руководстве считали, что китайские товарищи правы, отмечая, что, чем меньшим будет поездное расстояние через СССР, - "тем меньшим будет пребывание на ревизионистской территории и меньшим станет ревизионистское влияние на пассажиров из КНР и КНДР". А в Москве с конца 50-х считали нежелательным подвергать советских пассажиров "просталинской" антисоветской пропаганде".
В то же время, в северокорейском руководстве полагали, что рост пассажиротранзита через КНР, как отмечал экс-корреспондент СМИ КНДР в РФ (в начале 90-х) Лан Нын, "может способствовать "инфильтрации" в КНДР "слишком прокитайской" агентуры. Тем более что между КНДР из Китаем действует 3 соединительные линии (ответвления от Транссиба), а между СССР и КНДР - только одна", т.е. по Транссибу (Хасан-Туманган). И неудивительно, что советский погранконтроль на станции Хасан занимал не больше двух часов, а северокорейский на станции Туманган - 5 часов. Сегодня эти пропорции увеличились за счет большей тщательности погранконтроля Пхеньяна: российский погранконтроль - около 1 ч. 50 мин., северокорейский - 6 ч. 40 мин. С Впрочем, столь же тщателен северокорейский погранконтроль на поездах, следующих через Китай...
Но в начале 1950-х транссибирский железнодорожный путь в КНДР через Китай был, без преувеличения, спасительным для Северной Кореи. В годы Корейской войны в основном по этому маршруту СССР оказывал экономическую и военно-техническую помощь КНДР и Китаю. Сухопутные войска и военсоветники которого, вместе с советскими танкистами, моряками и лётчиками, помогли Северной Корее избежать разгрома. Напомним также, что почти половина этой трассы - т.е. на большей части восстановленной КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги) - до конца 1952 г. управлялась СССР.
США вынашивали в тот период планы по бомбардировке означенного маршрута, но американцы, всё же, не рискнули. Так как советская сторона. повторим, управляла той стратегической магистралью. Правда, попытки диверсий на этом маршруте и разведывательные его облёты были в 1949-1953 гг. регулярными.
Словом, чем всё это - не основа для историко-документального фильма о Транссибе и его ответвлениях?..
Алексей Чичкин
- Подробности
-
Категория: Новости со всего света
-
Опубликовано 19.07.2015 20:34
-
Просмотров: 2248