Транссиб-Китай-КНДР: "ретро-детектив"?..

  Транссиб-Китай-КНДР: "ретро-детектив"?.. - фото 1Правительство КНДР на днях заявило, что "будет прилагать все усилия и сотрудничать с российским народом для развития и укрепления дружественных отношений двух стран и для сохранения мира в Азии...".  Один из основных совместных проектов предусматривает, что Транссибирская  магистраль вскоре будет соединена с железнодорожной сетью  всего  Корейского полуострова. Чтобы использоваться  для внешнеторгового транзита России, КНДР и Южной Кореи. Примерно 20%  северокорейского сектора этой дороги уже обновлено с российским   участием. Причем это проекты еще  конца 1940-х годов...
  
     Поезд Москва-Пхеньян-Москва ходит  по Транссибу  и  поныне, с 1949 года: это самый  протяженный железнодорожный маршрут в Евразии. Поезд находится в пути около  215 часов (!). Впрочем, в 50-х - начале 60-х  поезда в КНДР и обратно  следовали также  через Маньчжурию (Северо-Восточный Китай), пересекая  приграничную реку Туманган в направлении КНДР. Но резкое ухудшение советско-китайских отношений с  1961 года привело  к  тому, что в в конце  60-х  этот маршрут обе стороны отменили. Тому была ещё и политико-идеологическсая  причина: на китайских станциях (в т.ч. на приграничных между КНР и СССР, КНР и КНДР) в тот период  вывешивалось большое  количество портретов Сталина и  Мао Цзэдуна вместе со Сталиным. В Москве  сочли такие "демонстрации" негативно влияющими на умонастроения советских пассажиров...
 
  Транссиб-Китай-КНДР: "ретро-детектив"?.. - фото 2
  Транссиб-Китай-КНДР: "ретро-детектив"?.. - фото 3   
 
В   середине 1980-х  поезда Москва-Пхеньян снова "восстановили" через Маньчжурию и до сих пор этот маршрут официально не  отменён. Правда, означенные портреты в данном регионе  уже почти  не   встречаются, но,  всё же,  ... в Харбине, например, сохраняются  улица  Сталина,  огромный Парк им. Сталина. Аналогичные объекты  сохранены и в  ряде других городов того же региона. Впрочем,  одним из центральных проспектов Пхеньяна до 1973 г. (включительно) был проспект Сталина...
 
  Транссиб-Китай-КНДР: "ретро-детектив"?.. - фото 4
  Транссиб-Китай-КНДР: "ретро-детектив"?.. - фото 5
 
  Транссиб-Китай-КНДР: "ретро-детектив"?.. - фото 6
 
 
     Путь через Китай короче почти на  15%, в сравнении с транссибирским вариантом по территории РФ, но транзитных поездов РФ-КНДР на "трансманьчжурском" направлении с середины 80-х практически нет. Из-за минимального  спроса. Очень редко  через этот регион ходят и  поезда  между КНДР и Монголией.
  Квон Хи Гён - в 70-х - середине  80-х  Посол КНДР в СССР -  рассказывал мне, что "путь через Китай не  только более короткий: в нашем руководстве считали, что  китайские товарищи правы, отмечая, что, чем меньшим будет поездное  расстояние через СССР,  - "тем меньшим будет пребывание  на ревизионистской территории и меньшим станет ревизионистское влияние на пассажиров из КНР и КНДР". А в Москве с конца 50-х считали нежелательным подвергать  советских пассажиров  "просталинской" антисоветской пропаганде". 
    В то  же  время, в северокорейском руководстве полагали, что рост пассажиротранзита  через КНР,  как  отмечал экс-корреспондент СМИ КНДР в РФ (в начале 90-х)  Лан Нын,  "может способствовать "инфильтрации"  в КНДР "слишком прокитайской"  агентуры. Тем более что между КНДР из Китаем действует 3  соединительные линии (ответвления от Транссиба), а между СССР и КНДР - только  одна", т.е. по Транссибу (Хасан-Туманган).  И неудивительно, что советский погранконтроль на  станции Хасан занимал не больше двух часов, а северокорейский на станции Туманган  -  5 часов. Сегодня  эти пропорции  увеличились за счет  большей тщательности погранконтроля Пхеньяна: российский погранконтроль - около 1 ч. 50 мин., северокорейский  - 6 ч. 40 мин. С Впрочем, столь же тщателен северокорейский погранконтроль на поездах, следующих через Китай... 
       Но в начале 1950-х  транссибирский железнодорожный  путь в КНДР через Китай  был, без преувеличения, спасительным для Северной Кореи. В годы  Корейской  войны в основном  по этому маршруту  СССР оказывал экономическую и военно-техническую помощь КНДР и Китаю. Сухопутные войска и военсоветники которого, вместе с советскими танкистами, моряками и лётчиками, помогли Северной Корее избежать разгрома.  Напомним также, что почти половина этой трассы   - т.е. на большей  части восстановленной КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги)  -  до конца 1952 г.  управлялась  СССР.  
     США вынашивали в тот период планы по бомбардировке  означенного маршрута, но американцы, всё  же,  не рискнули. Так как советская  сторона. повторим,  управляла той стратегической магистралью. Правда, попытки диверсий на этом маршруте и разведывательные его  облёты были в 1949-1953 гг. регулярными.
   Словом,  чем всё это - не основа для историко-документального фильма о  Транссибе и его ответвлениях?.. 
   
 
Алексей Чичкин
 
Категория: Новости со всего света
Опубликовано 19.07.2015 20:34
Просмотров: 2248