Предстоящий Климатический форум городов России был предварён пресс-конференцией в ТАССе, в которой участвовали Антон Кульбачевский, глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы; Александр Фролов, глава "Росгидромета" и ряд других авторитетных экспертов. Тематика пресс-конференции, как и ожидалось, вышла за рамки проблематики предстоящего форума. В частности, обсуждались возможные последствия выхода США из Международного соглашения по климату (МСК - 2015 г.) и, скажем так, целеполагания такой политики Вашингтона.
Напомним, что выход США из МСК совпал с резким увеличением экспорта сжиженного сланцевого газа из Соединенных Штатов во многие страны. С одной стороны, и гидроразрыв пластов (основная технология добычи этого газа), и переработка этого сырья не могут не увеличивать "антиэффекта" от роста выбросов парниковых газов в атмосферу. Очевидно, что тот же сектор экономики-энергетики наносит ущерб и другим сегментам биосферы.
То есть США, образно говоря, экологически развязывают себе руки для собственной газовой экспансии, нацеленной, заметим, на вытеснение или, по крайней мере, на снижение роли российского газа в газоснабжении Европы. Последнее подтверждается и тем, что новый пакет санкций США против РФ предусматривает их введение, прежде всего, против стран/компаний, участвующих в "Северном потоке-2". Не исключено, что те же санкции могут распространиться и на "Турецкий поток" (подробнее .http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/pochemu_ankara_protiv_antirossijskih_sankcij_941.htm ;
http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/prichina_sankcij__gaz_dla_jevropy_254.htm)
Характерно и то, что, опять-таки новый санкционный пакет принят почти одновременно с заявлением США о выходе из МСК. В результате, складывается единый "блок" политико-экономической стратегии США, де-факто игнорирующий растущие экологические издержки общемировой экономики. Вдобавок, выход США из МСК облегчает введение по новому санкционному пакету ограничений - на поставки в РФ энерго-/природосберегающих технологий, в том числе для "Северного потока-2" и "Турецкого потока".
На эти акценты обратил внимание в беседе с автором Александр Фролов. Он отметил, что "оформление выхода и МСК займёт минимум 2 года. Поэтому данное решение США не означает их "одномоментного" выхода из Соглашения. Но их фактический отказ от участия в МСК сопровождается, в том числе, новыми, причем - как правило - экологически проблемными сланцевыми проектами, имеющими немаловажный для Вашингтона внешнеполитический контекст. Хотя экспортные цены на сланцевый сжиженный газ значительно выше, чем на российский природный газ, США прямо или косвенно "навязывают" свой продукт в немалом числе стран.
Так что, по сути, решение США - прежде всего, политическое. В том числе и потому, что уровень парниковых выбросов впрямую связан с экономикой, точнее - с технологиями, применяемыми в различных отраслях. Между тем, в течение тех же двух или поболее лет до своего юридического выхода из МСК, США едва ли будут выполнять свои обязательства по Соглашению.
Кроме того, - мнению А. Фролова и ряда других экспертов, неучастие США в Соглашении - страны с крупнейшей экономикой и с её важнейшей ролью в общемировом табели о рангах и в секторе парниковых газов - может привести ещё и к тому, что многие страны Азии, Африки, Латинской Америки, где экологические проблемы проблемы крайне острые, "затормозят" реализацию того же МСК. Дескать, "если уж США можно, то нам - и подавно?..".
Впрочем, высказаны и другие мнения по означенным вопросам. Так, в ответе автору на те же, взаимосвязанные вопросы гендиректор Центра энергоэффективности-ХХI век Игорь Башмаков отметил, что "для США очень важно лидировать в мировой технологической конкуренции (правда, масштабная сланцевая программа США производит "обратное" впечатление... Прим. А.Ч.). А новые технологии - сегодня почти сплошь "зеленые". Если же США закроются от этого тренда, то своё технологическое лидерство они уступят Евросоюзу, Китаю, Индии, Японии". Но, как полагает И.Башмаков, снижение потребления первичной энергии и активное развитие возобновляемых энергоисточников "сохранятся в США даже после их выхода из Парижского соглашения. В том числе и потому, что соответствующая линия "всё активнее реализуется на уровне штатов и не подвержена влиянию решений из Вашингтона. Причем в сфере инвестирования в энергоэффективность и неуглеродную энергетику РФ "пока существенно отстаёт от США, других стран Запада и Китая".
Но одно дело - внутренняя энергетическая и экологическая политика США, и совсем другое дело, как показывает давняя и современная история, - внешняя. Последняя весьма тесно связана с самой внешней политикой. Заметим, в этой связи, что США, ускоряя именно экспортное развитие сланцевой энергетики, внутри же страны всячески стимулируют освоение и развитие возобновляемых энергоресурсов. И продолжают консервацию собственных месторождений традиционных нефти и газа, совокупные запасы которых почти сопоставимы с российскими.
Парижское соглашение, по словам И.Башмакова, предусматривает "3-летнюю процедуру выхода Но за 3 года закончится мандат Д. Трампа, и может, всё это будет опять пересмотрено. Следующий пересмотр обязательств стран-участниц МСК предусмотрен к 2020 году".
Но не слишком ли "персонифицируется" политика США, в т.ч. в вопросах экологии? Помнится, в канун избрания Д.Трампа президентом США всё большее число российских экспертов прогнозировали тренд к нормализации российско-американских отношений и даже частичную, если не полную отмену санкций против РФ (?!).
Во всяком случае, выход из МСК - это отнюдь не хрущевское решение по "обкукурузиванию" всей РСФСР или о построении коммунизма за 19 лет... Это вполне системное, комплексное решение администрации США, согласованное с американскими корпорациями и с внешнеполитическим истеблишментом.
Ресурсы сланцевого газа в США (тыс. куб. футов, USDE-2015)
(без учета ресурсов на Аляске, Пуэрто-Рико, о-вах Алеутских, Гавайских, Гуам и Восточное Самоа)
А.Чичкин