Роботы и наша будущая жизнь

 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 1Экология — одна из тех наук, которая не только позволит осуществить достойное существование людей сейчас, но и поможет обеспечить благополучную жизнь будущих поколений. Именно поэтому журнал «ЭкоГрад» всегда стремится быть на гребне волны научных открытий и изобретений. Предлагаем Вашему вниманию специальный репортаж из наукограда «Сколково», гда 14 мая 2015 года состоялась лекция японского профессора Хироси Исигуро на тему «Роботы-андроиды и наша жизнь в будущем».

Первый слайд, скорее всего, не произведет никакого впечатления. Если не знать: на нем изображены не люди, но роботы. Робот — точная копия профессора Исигуро. Нередко исследователь отправлял свою «копию» за границу: в Индию, Испанию, Скандинавские страны... Впрочем, транспортировка робота-«клона» профессора Исигуро выглядит жутковато: три чемодана, в которых лежит нечто похожее на останки человека. Особенно тяжело, рассказывает ученый, перевозить «свою» голову: очень хрупкая. К тому же, нередко возникают проблемы из-за очень бдительных таможенников, которых содержимое чемоданов, видимо, наводит на мысли о мафиози, «избавляющихся» от трупа конкурента. Это замечание ученого вызвало общий смех.

После такого позитивного вступления профессор Исигуро перешел непосредственно к лекции. Начал он от общего к частному — поделился своим видением общества роботов (на слайдах, дословно, robot society по-английски), но по смыслу уместнее название «общество вместе с роботами». Несмотря на различные антиутопии о восстании машин, профессор Исигуро предполагает, что будущее — за созданием роботов дружелюбных, способных поддерживать нормальный контакт с человеком. Но насколько это позволяет современная техника? И на каком уровне развития роботостроение в текущий момент? Чтобы ответить на эти вопросы, профессор очень кратко рассказал об истории робототехники. Она оказалась тесно связанной с историей компьютерной техники: от огромных машин, занимавших целые здания и требовавших запредельных финансовых затрат до персональных компьютеров, которые могут себе позволить купить обычные люди. Подобным путем, видимо, движится и роботостроение. Белый робот на слайде, держащий табличку с английской надписью Pepper (это оказалось его именем) — робот-гуманоид, уникальность которого в том, что он использует анализ мимики и тона голоса собеседника, а также «понимает» его эмоции при помощи большого числа датчиков и микрофонов. При этом робот имеет невысокую (относительно, конечно) стоимость: с начала 2015 года она составляла около 1930 $ долларов США. То есть, происходит переход от «промышленных» роботов, которые приобретались только организациями, к «персональным» роботам.

И все же, почему одним из ведущих направлений в роботостроении является сейчас разработка человекоподобных роботов? Профессор Исигуро ответил, что на это есть три основных причины:

«люди имеют мозги, которые являются важнейшей отличительной особенностью человека» (а значит, нужны такие роботы, которые соответствуют особенностям человеческого мышления);

«идеальный интерфейс для человека — это сам человек»;

«изучение человекоподобных роботов — это, в первую очередь, изучение самого человека».

На третьей причине профессор Исигуро остановился особенно подробно. Ученые, работающие в области робототехники, четко осознают: чтобы создать человекоподобного робота, необходимо прежде всего понимать самого человека, его биологию и психологию: внешнее и внутреннее строение человеческих органов, движения, особенности восприятия,  общение, а также то, каким образом проходит процесс обучения и как организовать «обучение» программного обеспечения роботов. Чтобы подчеркнуть масштабность этой задачи, профессор рассказал, что в настоящее время изучается более 300 образцов человеческих движений и более 700 переходов от одного вида движения к другому, а также продемонстрировал видео современного робота-ребенка: внешность уже с трудом отличима, а вот движения... Особую сложность, как рассказал профессор, представляют подсознательные движения и реакции. Поэтому для развития робототехники крайне важны нейрология и психология. Впрочем, работы по «обучению» роботов правильным человеческим реакциям уже достигли некоторых успехов. Вот на слайде симпатичная «девушка» - робот-андроид. Рядом с ней — исследователь. Он легонько прикасается к лицу девушки-андроида — та не только с отвращением отворачивает голову, но и пытается дать человеку по руке. Аудитория отреагировала на эту сцену очень оживленно: получилось на самом деле правдоподобно.

Дальнейший рассказ профессора Исигуро был о тех случаях, когда роботы-андроиды уже прочно нашли свое применение.

Первое из них звучит по-человечески понятно, но для нашей культуры достаточно странно: сохранить память о человеке. Для этого создается робот-андроид, максимально напоминающий того, о ком хотят сохранить память его близкие. Для более точного сходства записывается и речь. Правда, даже в азиатских странах такое применение роботов-андроидов кажется спорным. Особенно тем людям, для которых при жизни готовят такое «воплощение». Суть претензий проста: «копия» не кажется по-настоящему достоверной.

А вот другое применение получило гораздо большую — нет, оглушительную популярность в странах Азии. Это «девушки», укоашающие собой витрины магазинов. Профессор показал двух таких «моделей» - в Токио и Гонконге. Эти «девушки» передают своей внешностью 65 различных оттенков эмоций и, конечно же, реагируют на поведение посетителей. В том, насколько же популярны такие девушки-модели, мы все убедились чуть позже. А секрет любви к ним профессор выразил так: «Идеальная поп-звезда — всегда отлично выглядит, прекрасно поет и, что главное, никогда не ходит в туалет!» Аудитория взорвалась.

Еще одно применение тоже как минимум удивляет. Это — театр. Андроидов в своих постановках уже несколько лет уверенно использует японский режиссер Оризо Хирата. «Мы хотим создавать роботов, которые смогут вызывать у людей сопереживание» - так видит миссию своих постановок господин Хирата. Но как этого достигнуть? Пусть даже для одного конкретного спектакля (например, «Три сестры», его театр Оризо Хирата привозил в нашу страну) удастся идеально запрограммировать андроида. Но все же для настоящего сопереживания актер (пусть даже робот) должен иметь человеческий разум и чувства. Как этого достигнуть? Что есть разум и что такое чувства? Как и любая по-настоящему научная лекция, лекция профессора Исигуро далеко не всегда предоставляла готовые ответы, но оставляла вопросы для осмысления и дальнейшего исследования.

Все же, одно из самых распространенных сфер применения робот-андроидов в настоящее время являются супермаркеты. Здесь роботы имеют, по мнению профессора Исигуро, массу достоинств: они всегда позитивны, не «терроризируют» клиентов своей навязчивостью, к тому же, обладают большей производительностью труда, чем работники-люди.

Далее профессор Исигуро рассказал о других типах роботов, которые разрабатываются в наши дни. Например, робот-джеминоид: он создает эффект присутствия человека и является полностью дистанционно управляемым. Именно такой робот-джеминоид и был изображен на первом слайде. Профессор с юмором описывал его преимущества: ты можешь находиться  в двух местах сразу, правда, есть одна проблема — такой робот не сможет сам за себя заплатить в ресторане. Все же, насколько такой робот может стать неотличимым от человека? В этом, по словам профессора Исигуро, «помогает» наше несовершенное человеческое восприятие. Оно базируется на нашем прошлом опыте, и, следовательно, правильно использовав прошлый опыт, такой робот (управляемый, конечно, дистанционно) может и не быть отличимым от человека.

Впрочем, помимо роботов, максимально напоминающих человека, пользуются спросом и другие конструкции. Например, робот-теленоид. Он имеет максимально нейтральную внешность, однако имеет достаточно большой набор функций. Его нейтральная вншность позволяет развивать воображение. Такие роботы с успехом используются, например, в домах престарелых в Скандинавских странах.

Еще большая крайность — так называемый робот-хагви. Они почти не имеют внешних человеческих черт. В то же время, несмотря на отсутствие человекообразной внешности, они обладают другими чертами: они способны снижать уровень кортизола — гормона стресса.  Честно говоря, со стороны это выглядит удивительно. Как же это работает? Двое влюбленых на расстоянии разговаривают друг с друг с другом и вместо своего любимого обнимают такого робота, в которого встроен смартфон: смартфон отвечает голосом любимого человека. Другие кадры: мама, которая находится на кухне, успокаиват ребенка по смартфону, встроенного в такого робота-хагви. Роботы такой конструции активно используются, например, в детских садах: они позволяют снимать уровень гормона кортизол («гормона стресса») и успокаивать людей.

 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 2

 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 3 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 4 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 5 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 6 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 7 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 8 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 9 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 10 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 11 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 12 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 13 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 14 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 15 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 16 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 17 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 18 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 19 Роботы и наша будущая жизнь  - фото 20

 

Так закончилось выступление профессора Исигуро. Впрочем, участники в дальнейшем активно задавали вопросы. В первую очередь у профессора поинтересовались, что же останется делать людям, если развитие роботов окажется чересчур высоким? Профессор Исигуро уверенно ответил: все вопросы, связанные со смыслом, вопросы консультирования, вопросы, связанные с некоммерческими сферами (такими как благотворительность) останутся (как минимум, в ближайшее время) в области деятельности людей.

Участники конференции просили профессора Исигуро расссказать о наиболее интересных, необычных случаях его взаимодействия с роботами. Лектор сразу же вспомнил робота-  «девушку» на витрине магазина: он обратил внимание слушателей, что в руках у «девушки» смартфон, по которому общается в социальной сети Twitter. Впрочем, контакты этой «девушки» в сети Twitter профессор не предоставил: по его собственным словам, в сети вместо нее общается или он сам, или специальная программа («чат-бокс»). Были среди вопросов и такие, которые затрагивали личные темы: например, как чувствует себя профессор в одном помещении с созданными им роботами — как в одиночестве, или как в компании людей? Профессор Исигуро в итоге более склонился ко второму варианту. Все же, в тех роботов, которые он создает, он вкладывает не просто частицу себя — очень многое от своей личности.

В целом, лекция профессора Исигуро поневоле заставила задуматься. Те сферы применения, в которые сейчас готовят роботов, все более отдаляются от обычных трудовых функций («подать-принести-вскопать» и т.д.) и все более приближаются в область человеческих отношений: роботы помогают детям, пожилым людям в домах престарелых, в роботов влюбляются... Значит, в сфере межличностных отношений все острей возникают проблемы. И в этом плане робототехника оказывается как нельза полезной: те вопросы, на которые она обращает внимание, оказываются более чем актуальными. Поэтому можно сказать, что развитие роботостроения, как ни странно, положительно скажется на развитие целого комплекса наук о человеке и позволит решить многие общественные проблемы.

 

Павел Калашников

Категория: Новости со всего света
Опубликовано 16.05.2015 08:58
Просмотров: 1088