Резолюция совместного заседания Комитетов по техническому регулированию РСПП, ТПП и "Деловой России"

РЕЗОЛЮЦИЯ совместного заседания Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия и Комитета ООО «Деловая Россия» по техническому регулированию и промышленной безопасности

«Системные проблемы в области технического регулирования

и пути их устранения»

г. Москва, ТПП РФ 18 февраля 2019 года

В совместном заседании Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия и Комитета ООО «Деловая Россия» по техническому регулированию и промышленной безопасности приняли участие Советник Президента Российской Федерации С.Ю.Глазьев, Вице-президент ТПП РФ М.А.Фатеев, член Коллегии (Министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии В.В.Назаренко, директор Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Т.Б.Нурашев, заместитель министра экономического развития Российской Федерации С.В.Шипов, руководитель Федеральной службы по аккредитации А.И.Херсонцев, председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции С.В.Пугачев, Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России А.Н.Лоцманов, ответственный секретарь Комитета ООО «Деловая Россия» по техническому регулированию и промышленной безопасности О.В.Сидорова, исполнительный директор АНО «Научный центр евразийской интеграции»К.А.Орлов, Президент Всероссийской организации качества Г.П.Воронин, Председатель Союза потребителей РФ П.Б.Шелищ, а также более 200 экспертов, представляющих органы власти, комитеты ТПП РФ, профильные комиссии «ОПОРЫ России»,госкомпании и крупные производственные объединения, научные, общественные и учебные организации, технические комитеты по стандартизации, органы по оценке соответствия, экспертные организации.

Мероприятие было посвящено рассмотрению проблем технического регулирования и обсуждению путей их решения, практическим аспектам разработки и применения технических регламентов ЕАЭС, организационным вопросам подготовки официальных разъяснений по действующим регламентам ЕАЭС, вопросам разработки и актуализации Перечней стандартов, составляющих доказательную базу регламентов ЕАЭС, координации и обеспечения межгосударственной стандартизации, вопросам взаимодействия органов государственного контроля (надзора) за соблюдением регламентов, практические проблемы сертификации и декларирования продукции, проблемы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий и контроля за их деятельностью.

Комитет ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции совместно с другими комитетами ТПП РФ и профильными комитетами других общественных организаций неоднократно проводил обсуждения проблем разработки,

внедрения и правоприменения технических регламентов, в ходе которых отмечался ряд системных проблем в области технического регулирования и рассматривались предложения по их разрешению. Результаты этих обсуждений были включены в аналитические материалы, рассмотренные участниками заседания, как на этапе его подготовки, так и в ходе обсуждения.

Участники заседания в своих выступлениях отметили следующие системные проблемы технического регулирования:

- сохранение многоуровнего регулирования требований и условий допуска на рынок по многим видам продукции в рамках технического регулирования и СФС мер, как на наднациональном, так и национальном уровне;

- отсутствие полномочий и механизма контроля (мониторинга) ЕЭК внедренияи правоприменения ТР ЕАЭС на национальном уровне, а такжеоценки научно-технического уровня TP ЕАЭС и, как следствие, отсутствие равных условий применения ТР ЕАЭС в государствах-членах ЕАЭС;

- затягивание сроков разработки TP ЕАЭС и изменений к ним (фактически «сорваны» сроки разработки 11 проектов ТР ЕАЭС и 25 изменений к ТР ЕАЭС/ТС, по отдельным проектам регламентов разработка осуществляется с 2011 года);

- отсутствие механизмов по системной работе с перечнями стандартов, обеспечивающих доказательную базу ТР ЕАЭС (требования по ежегодной актуализации перечней не соблюдаются; в перечнях отсутствуют стандарты, конкретизирующие требования к отдельным видам продукции, входящей в ТР ЕАЭС; в перечнях одновременно присутствуют различные стандарты с различными требованиями для одних и тех же объектов регулирования; в действующих перечнях для 40 ТР ЕАЭС включены только 58% межгосударственных стандартов и более 500 ведомственных документов по методам испытаний, ряд показателей не обеспечены стандартизованными методиками выполнения измерений и т.д.);

- снижение доверия к органам по оценке соответствия: испытательным лабораториям и органам по сертификации продукции и, как следствие, к результатам их деятельности (протоколам испытаний, выданным сертификатам и зарегистрированным декларациям) из-за низкой эффективности систем аккредитации, отсутствия реального механизма контроля со стороны ЕЭК за деятельностью национальных органов по аккредитации;

- наличие на рынке опасной и фальсифицированной продукции с применением необоснованно выданных документов об оценке соответствия.

- проблемы обеспечения безопасности групп продукции с высоким риском на основе декларирования соответствия и в отсутствии регулярного надлежащего контроля и надзора (например, пищевая продукция);

- отсутствие механизма реализации первоочередной ответственности изготовителя за выпуск некачественной и опасной продукции;

- отрицательная практика участия в оценке соответствия в странах ЕАЭС «уполномоченных иностранным изготовителем лиц», которая отрицательно отражается на защищенности общего рынка Союза от опасной и контрафактной продукции;

- отсутствиемеханизма (порядок и полномочия) по выдаче официальных разъяснений по применению TP ЕАЭС для органов власти и в судебной практике, а также по выпуску официальных руководств или рекомендаций по применению ТР ЕАЭС;

- отсутствие механизмаконтроля за деятельностью национальных органов по аккредитации;

- отсутствие механизма координации и взаимодействия надзорных органов в области технического регулирования, как между собой, так ис органами по аккредитации, правоохранительными органами, таможенными органами и институтами общественного контроля;

- необходимость активизации работ по созданию системы полноценного обмена сведениями о небезопасной продукции между странами ЕАЭС (Система оперативного информирования об опасной продукции), в том числе по переходу к риск-ориентированной модели и профилактическим действиям надзорных органов;

- отсутствие в ЕЭК института экспертов по сертификации и экспертов по испытаниям (при этом на международном уровне и в государствах-членах ЕАЭС установлены требования к экспертам по сертификации, необходимые для признания результатов сертификации);

- отсутствие координации, современной методической и финансовой поддержки государств-членов ЕАЭС по планированию разработки и пересмотру стандартов для подтверждения требований TP ЕАЭС, низкая активность государств-членов ЕАЭС в разработке, рассмотрении межгосударственных стандартов и присоединении к ним. Как следствие: снижение количества разрабатываемых межгосударственных стандартов ГОСТ, длительные сроки разработки (актуализации) ГОСТ (в более 70% фонда ГОСТ с 1992 года не внесено ни одного изменения), устаревший фонд стандартов (средний возраст ГОСТ более 25 лет), низкий уровень гармонизации ГОСТ и международных стандартов (средний уровень – 24,6%).

- необходимость включения в полномочия ЕЭК функции по координации деятельности в сфере установления технических требований ЕАЭС не только в рамках обязательных требований ТР ЕАЭС и государств-членов ЕАЭС, но и в области повышения конкурентоспособности и качества продукции, с комплексным использованием всех элементов национальных и межгосударственных инфраструктур качества.

Более подробно рассмотренные проблемы технического регулирования изложены в Аналитической записке «Проблемы технического регулирования и стандартизации и предложения по их устранению», одобренной в целом участниками заседания и доработанной по результатам обсуждения на заседании (прилагается к Резолюции).

По итогам заседания в качестве первоочередных предложений по разрешению проблем технического регулирования, поддержанных участниками заседания, были приняты следующие РЕШЕНИЯ:

1. Поддержать предложения участников заседания о необходимости подготовки единой позиции РФ по:

- внесению изменений в Договор о ЕАЭС в части: уточнения круга заявителей на оценку соответствия серийно выпускаемой продукции; установления требований к

уполномоченному иностранным изготовителем на проведение подтверждения соответствия продукции лицу; наделение ЕЭК полномочиями по контролю за деятельностью национальных органов по аккредитации и ведению единого реестра органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ); гармонизации ответственности за нарушение требований ТР ЕАЭС;усиления ответственности аккредитованных ОС (ИЛ), уполномоченных представителей зарубежных изготовителей; страхование ответственности ОС и уполномоченных изготовителем лиц; вступления в силу ТР ЕАЭС только при наличии всех стандартов, устанавливающих методы испытаний; введения гармонизированных с международными стандартами требований к экспертам по сертификации, установление их статуса и персональной ответственности, ведения их реестра; дополнения определениями понятий «референтная лаборатория», «референтная функция», «область референтной деятельности» и «арбитражная лаборатория»; уточнения полномочий ЕЭК по мониторингу и анализу правоприменительной практики применения ТР ЕАЭС; введению обязательной периодической оценки научно-технического уровня технических регламентов; созданию правовой базы по подготовке официальных разъяснений требований TP ЕАЭС, по разработке и принятию официальных руководств или рекомендаций по применению ТР ЕАЭС, по актуализации перечня стандартов к ТР ЕАЭС а также по централизованному планированию, координации и финансированию разработки межгосударственных стандартов для подтверждения требований ТР ЕАЭС, в том числе с участием в финансировании ЕЭК.

- разработке Стратегии развития системы технического регулирования в ЕАЭС на среднесрочный период и Единой стратегии обеспечения качества и конкурентоспособности продукции ЕАЭС;

- актуализации Единого перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с учетом предложений в аналитической записке.

- ввести процедуру обязательной сертификации для групп продукции с высоким риском на основе декларирования соответствия и в отсутствии регулярного надлежащего контроля и надзора (например, пищевая продукция);

- проведению мониторинга национальных областей технического регулирования, в т.ч. дополнительных по отношению к требованиям ТР ЕАЭС обязательных требований, условий выпуска продукции на рынок, перечней продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

- уточнить Порядок разработки TP ЕАЭС с целью сокращения сроков и оптимизации процедур их разработки и внесения в них изменений;

- разработать Порядок по взаимодействию органов контроля (надзора) стран ЕАЭС, а также органов государственного контроля (надзора) с органами по аккредитации, правоохранительными и таможенными органами;

- ускорить внедрение Системы оперативного информирования об опасной продукции (в т.ч. с использованием технологий быстрого считывания информации (типа QR-кода);

- разработать Рекомендации Коллегии ЕЭК об осуществлении органами по аккредитации государств – членов Союза взаимных сравнительных оценок;

- разработать Рекомендации ЕЭК по переходу к риск-ориентированной модели надзора;

- разработать Рекомендации ЕЭК по унификации принципов и подходов к запрету выпуска в обращение, обращения, изъятия и отзыва с рынка ЕАЭС продукции, не соответствующей требованиям ТР ЕАЭС.

Дополнительные предложения по разрешению отмеченных проблем изложены в Аналитической записке «Проблемы технического регулирования и стандартизации и предложения по их устранению», одобренной в целом участниками заседания и доработанной по результатам обсуждения на заседании (прилагается к Резолюции).

2. Просить руководство ТПП РФ направить настоящую Резолюцию и Аналитическую записку «Проблемы технического регулирования и стандартизации и предложения по их устранению» в ЕЭК и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росаккредитация, Росстандарт).

3. Комитету ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, Комитету РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Комитету ООО «Деловая Россия» по техническому регулированию и промышленной безопасности, профильным комиссиям «ОПОРЫ России», АНО «Научный центр евразийской интеграции»и представителям заинтересованных бизнес-структур и экспертных организаций принять активное участие в реализации предложений, представленных в Резолюции, и инициировать через уполномоченный на взаимодействие с ЕЭК федеральный орган исполнительной власти внесение соответствующих предложений в ЕЭК.

Категория: Новости со всего света
Опубликовано 07.03.2019 23:44
Просмотров: 499