17 мая 2017 года в зале «Врубель» гостиницы «Метрополь» (Москва, Театральный проезд, д. 2) прошел III ежегодный круглый стол «Реформирование системы ЖКХ». Мероприятие организовано деловой газетой «Ведомости» при содействии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн руб. – более 5,7% валового внутреннего продукта России.
За последние несколько лет отрасль ЖКХ претерпела масштабные изменения, в первую очередь законодательные. Приток инвестиций растет: за время реализации мероприятий по привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства заключено 1,6 тыс концессионных соглашений по всей стране. Объем частных инвестиций, предусмотренных действующими на сегодняшний день концессионными соглашениями, составляет порядка 226 млрд руб. Минстрой отмечает, что в тех регионах, где работают концессии, произошел существенный рост качества услуг, и снизилось количество аварий, как в теплоснабжении, так и водоснабжении. Кроме того, развитие инновационных технологий открывает новые возможности для реабилитации отрасли, предоставляя ресурсы для повышения качества жизни при экономии госбюджета.
Тем не менее, проблемы модернизации отрасли далеко не решены. Ведущие игроки рынка ЖКХ, эксперты и представители государственной власти по традиции собрались на третьем ежегодном круглом столе «Реформирование системы ЖКХ» для обсуждения ключевых проблем отрасли и способов их решения.
Модераторами круглого стола выступили:
- Чибис Андрей Владимирович, заместитель Министра строительства и ЖКХ России, главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации;
- Никитина Елена, главный редактор приложения «Недвижимость» газеты «Ведомости».
Мероприятие открылось докладом Министра строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации Михаила Александровича Меня.
Согласно соцопросам, порядка 15% россиян считают, что процесс управления многоквартирными домами в России улучшается. Министр пояснил, что повышение качества оказания услуг произошло благодаря лицензированию деятельности управляющих компаний. «Лицензирование уже дает свои результаты, и это только начало нашей работы. В прошлом году у нас было прекращено 316 лицензии, а 8 лицензии были аннулированы», - заявил М.А. Мень. Он отметил, что сейчас идет работа над стандартами деятельности УК.
Стандарты, как предполагается, будут включать скорость реагирования на аварии, организацию обратной связи с населением и даже внешний вид сотрудников. Соответствие стандартам УК станет лицензионным требованием. За несоответствие стандартам УК предлагается лишать лицензии.
Ранее глава Минстроя России сообщал, что ведомство подготовило проект постановления правительства, определяющий стандарты сервиса УК. Министерство предлагает внедрить стандарт качества, соблюдение которого будет учитываться при лицензировании УК. Предполагается, что коммунальщиков обяжут локализовать повреждения внутридомовых сетей в течение 30 минут, а на устранение засоров будет отведено два часа. Кроме того, у каждой УК должна появиться круглосуточная аварийно-диспетчерская служба. В настоящее время документ проходит согласовательные процедуры.
Говоря о капитальном ремонте, глава Министр отметил, что собираемость платежей за капитальный ремонт в настоящее время составляет 85,7%. «Люди голосуют рублем за капремонт. Что касается динамики, то в 2014 году было чуть более 65%. Сейчас очевидно, что к программе появилось доверие», - отметил М.А. Мень. Он пояснил, что с начала действия программы был проведен капитальный ремонт более 74 тыс многоквартирных домов. Около 40 тыс из них отремонтировано за последний год.
Особо было подчеркнуто, что помимо стандартных направлений, с прошлого года Минстрой России при поддержке партии Единая России реализует приоритетный проект «ЖКХ и городская среда». «Благоустройство общественных пространств и создание комфортной городской среды вошли в число приоритетных направлений стратегического развития страны. Теперь модернизация и развитие коммунальной инфраструктуры неразрывно связано с формированием городской среды. И это правильно. Ведь мало построить, например, набережную или парк, нужно предусмотреть перспективы развития территорий и, соответственно, состояние сетей. Необходимо качественно содержать все то, что создается», - сказал М.А. Мень. Он напомнил, что на программу по благоустройству в этом году выделено порядка 27 млрд руб.
Главный государственный жилищный инспектор РФ - А.В. Чибис добавил, что в этом году планируется выделить 7,5 млрд руб. для субсидирования модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках приоритетного проекта. Планируется, что регионы, которые получат эти средства, направят их либо на техническое обследование объектов ЖКХ, которые будут предлагаться в концессии в небольших городах с населением меньше 100 тыс человек, либо на субсидирование процентной ставки для участников концессий по модернизации объектов ЖКХ. Для регионов, получивших субсидии для модернизации инфраструктуры ЖКХ, будет предусмотрено обязательство обеспечить десятикратный рост частных инвестиций в инфраструктуру, по сравнению с объёмом господдержки. «При этом обязательство по десятикратному росту инвестиций для регионов, которые получат господдержку в этом году, наступят не сразу, а в 2018 году», - подчеркнул А.В. Чибис.
Энергетическая компания «Т Плюс» планирует в течение пяти лет инвестировать в энерго- и теплоснабжение российских городов 70 млрд руб., две трети этих средств пойдут на модернизацию сетей теплоснабжения, об этом в своем выступлении сообщил исполнительный директор компании Роман Валентинович Нижанковский. По его словам, планирование инвестиционного цикла затрудняет отсутствие мастер-планов развития городов: «Мы точно будем со всеми городами, муниципалитетами и девелоперами обсуждать планы развития городов и только после этого будем вкладывать деньги в развитие и модернизацию сетей, учитывая два фактора - миграцию и энергоэффективные мероприятия».
Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сергеевич Сизов в своем выступлении отметил недостатки правоприменения законодательства: «Законодательство отвечает на все вопросы и защищает инвестора. Мы сталкиваемся с проблемой правоприменения. Вроде бы закон и написан, но каждый орган на месте начинает его трактовать своеобразным образом, и смысл его меняется на противоположный. Сейчас все коллизии решаются в «ручном режиме». Нужен какой-то орган на площадке Минстроя, где инвесторы, концессионеры могли разбирать спорные ситуации, чтобы инвестор оставался не один на один с местными чиновниками, а обращался к местным администрациям с позицией государственного органа. Тогда будет принципиально другой разговор».
Исполнительный директор Ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Вячеславович Макрушин обозначил основные проблемы при подготовке и реализации концессионных проектов: противодействие муниципалитетов в передаче имущества инвесторам, ограничения и неопределённость роста тарифов, и множество проверок всевозможных контролирующих органов. Он считает, что необходимо решить проблему избыточных, нереалистичных требований санитарного, технического, природоохранного законодательства. Необходимы также максимально типовые решения, в том числе в части финансовых инструментов.
Большое место в дискуссии заняла проблема прямых договоров с поставщиками ресурсов. Отвечая на вопросы участников конференции, А.В. Чибис сообщил: «Значительный оборот денежных средств идет через управляющие компании. Мы всегда говорили, что прямые договоры жителей с поставщиками ресурсов выгодны, прежде всего, добросовестным управляющим компаниям, потому что на них не скапливается 2-4% долга физических лиц, которые всегда будут и портят финансовую ситуацию. Для меня открытие этого круглого стола то, что сами управляющие компании говорят: «Дайте нам прямые договоры. Мы хотим управлять домами, а не финансовым потоком».
Тема прямых договоров это не только благо с точки зрения платежной дисциплины, а значит повышения инвестиционной привлекательности отрасли, это имеет важную вторую составляющую: с рынка управления жильем уйдут те, кто пришел управлять финансовыми потоками, а не домами. Это будет важным моментом очищения рынка.
Прямые договоры предусматривают право собственности на деньги, которые платятся за электроэнергию, за воду, за тепло, но есть четко разграниченная законом граница ответственности. Ресурсы поставляют до границы дома. Управляющая организация занимается обеспечением того, чтобы инфраструктура в доме работала. Жильцы также будут предъявлять претензии руководителю управляющей компании, а он уже будет разбираться, в доме произошла проблема или ресурс был на границу дома неправильно поставлен. Такая система защиты выстроена в проекте закона, который подготовил Минстрой».
Сергей Козлов