13 июля 2015 года в Информационном Центре Правительства Москвы (здание Правительства Москвы, Новый Арбат, д. 36) состоялась пресс-конференция руководителя Департамента строительства города Москвы – А.Ю. Бочкарева на тему: «О ходе реализации Адресной инвестиционной программы в 2015 году».
Пресс-конференция началась кратким вступительным словом Андрея Юрьевича Бочкарева: «Традиционно мы рассказываем о нашей работе каждые полгода. На этой неделе итоги работы Стройкомплекса будут рассматриваться на совещаниях и с Мэром Москвы.
Полугодие в целом мы выполняем в плановых параметрах. Адресная инвестиционная программа у нас составляет более 320 млрд руб. на этот год. 2/3 из них – это затраты или инвестиции, связанные со строительством объектов транспортной инфраструктуры – улично-дорожная сеть и объекты строительства Метрополитена. Не менее трети этой программы – почти 100 млрд руб. - город направляет на развитие объектов гражданского назначения, социальной сферы. Полугодие мы заканчиваем вводом почти 240 тыс кв.м жилой площади по объектам городского заказа. Уже введено 25 жилых домов. По сравнению с прошлым годом, в 2014 г. мы ввели в 2 раза меньше - 120 тыс кв.м. Всего городу предстоит ввести 611 тыс кв.м по адресной инвестиционной программе – это 67 жилых домов. Уверены, что все планы в этой части мы выполним.
За первое полугодие уже введено 4 детских сада на 820 мест общей площадью почти 15 тыс кв.м, 2 школы, 4 блока начальных классов. В этом году нами произведен демонтаж 37 домов сносимой серии, из них за счет городского бюджета 28, а 9 – это коллеги из инвестиционных компаний.
Проводится большая работа по дорожному строительству. Уже начали поэтапный ввод элементов развязки Ленинского проспекта и МКАД. Завершаем в этом году работы на пересечении Каширского шоссе с МКАД. Начали развертывание работ на пересечении Профсоюзной улицы и МКАД. Ведем активные работы по Калужскому шоссе, направлению от МКАД к Троицку и большое количество других объектов. В этом году мы завершили большой объект от МКАД до Щербинки, таким образом, знаменуя завершение всех плановых работ от Садового кольца до Щербинки. Продолжается работа на пересечении МКАД и Рязанского проспекта. Остается один элемент реконструкции Рязанского проспекта – метро «Нижегородская», где мы совмещенно ведем работы по строительству метро и по развороту на эстакаде. Еще ряд объектов находится в завершении, о чем мы расскажем отдельно. Так же мы колоссальную работу ведем по завершению строительства Метрополитена. У нас на вводе, уже почти завершены работы на станции «Котельники», «Румянцево», «Саларьево», Люблинско-Дмитровская линия от «Марьиной рощи» до «Петровско-Разумовской».
С 2011 года мы примерно с такими параметрами подходим к освоению денежных средств при реализации адресно-инвестиционной программы. При этом у нас традиционно как минимум до 10% идет снижение на торгах при замещении городского заказа и до 20% службами, которые заняты на проведении экспертизы. Это коллеги из Москомэкспретизы, Госэкспертизы, снижают начальную цену до 20%. Таким образом, несколько миллиардов рублей мы уже за это полугодие сэкономили при размещении торгов государственного заказа через Департамент строительства и наши подведомственные организации, которые участвуют в реализации адресной инвестиционной программы».
Далее А.Ю. Бочкарев ответил на вопросы журналистов.
- Пришлось ли Правительству Москвы увеличить финансирование из-за подорожания строительных материалов?
- Как ни странно, какого-то скачка в росте цен в рублевом эквиваленте на материалы, строительное оборудование, производимое в России, не произошло. По объектам, где мы вынуждены были приобретать оборудования за рубежом, да, конечно. Поскольку контракты были заключены в иностранной валюте на поставку, но оборудование ограниченного объема – не более 10% от общего объема строительства наших объектов, т.е., буквально, на 2-3 млрд руб. мы увеличивали закупочный лимит, в частности, по объектам культуры, где мы приобретали оборудование для театров, которое производится только за рубежом. По ряду систем оснащения спортивных объектов нам пришлось изменить контрактные цены в соответствии с ФЗ и московским законодательством. Но в целом никакого кардинально влияния флуктуации рубля и иных валют на стоимость объектов городского заказа в 2015 году не произвели и не производят.
- В конце прошлого года, произошла резкая девальвация рубля. Это привело к тому, что граждане из ближнего зарубежья, работающие у нас, стали уезжать. Не сказалось ли это на Строительном комплексе?
- На объектах городского заказа присутствие иностранной рабочей силы было минимальным – доли процентов. И то, о чем Вы говорите, мы не почувствовали на своих объектах никак. Это не привело ни к сокращению темпов строительства, ни к сдвижке сроков и т.д.
- Как Вы считаете, создание новых магистралей на территории ТиНАО покроет транспортную потребность новых округов?
- Строительство объектов дорожного назначения будет производиться в соответствии с территориальной схемой новой территории. Мы сейчас занимаемся расширением Калужского шоссе. Все остальные дорожные объекты будут строиться с точки зрения обеспечения будущих потоков, как минимум, на 25-30 лет от существующего дня.
- Вы упомянули поперечные связи между районами, дороги, и сказали, что это будет в Новой Москве. А вообще в городе как эта программа будет развиваться?
- Одной из задач развития улично-дорожной сети, решения транспортных задач, еще в 2011 году Сергей Семёнович Собянин давал поручение всем нашим подразделением, помимо реконструкции крупных объектов (развязки, строительство крупных тоннелей, эстакад и т.д.), выполнение работ по связке районов между собой. Сегодня мы посетили объект – это строительство эстакады на пересечении Люблинской улицы и Волгоградского проспекта, и пересечение Волжского бульвара с Волгоградским проспектом. В этом районе, помимо того, что мы строим элементы, которые позволят по прямому ходу двигаться на Волгоградском проспекте, мы строим фактически дублер Волгоградского проспекта, соединяющий Люблинскую улицу с районами, которые были отсечены киевским направлением железной дороги. Локальная эстакада, небольшой объект по своей капиталоемкости, но очень важный для соединения районов, отсеченный между собой железной дорогой.
Следующий объект, к которому мы приступаем в этом году – это продление Балаклавского проспекта на соединение с улицей Кантемировская. Сейчас эти районы, так же, разделены, железнодорожным сообщением. Такого рода объекты мы будем в ближайшее время реализовывать. Их более 20 сейчас находится в адресной инвестиционной программе ан этапе проектирования. По «Балаклавке», я думаю, мы выйдем уже в этом году.
- Появилась информация, что в связи со строительством новой станции – «Технопарк», будут закрыты некоторые станции метро. Какие именно? Как долго они будут закрыты? На каких еще линиях метрополитена планируется закрытие станций в ближайшее время?
- Для ряда объектов, когда мы стоим станции, либо присоединяем новые станции к существующим веткам, либо возводим станции на существующих линиях, как «Спартак» или «Технопарк», нам необходимо производить закрытие движения для производства регламентных работ по увязке систем будущей станции с существующими линиями.
Нами запланировано отключение движения на двое суток, т.е. два периода по Замоскворецкой линии метрополитена с 18 июля, и в августе. Будет организовано движение наземного транспорта. Это будет сделано в воскресный день. Почти на сутки нам нужно будет перекрыть движение. Иначе выполнить работу по пуску станции «Технопарк» будет невозможно.
- Как Вы считаете, достаточно ли для города тоннелепроходческих щитов?
- У нас всего в разной стадии работы находится 22 комплекса, тоннелепроходческих щита. Этого достаточно. Более 60% затрат приходится на строительство самих станций, т.е. возведения несущих конструкций, насыщения их инженерными системами и т.д. Поэтому, при строительстве метро основные работы приходятся не только на строительство тоннелей, но и на строительство станций, особенно, станций глубокого заложения. Сейчас мы закупаем 1 щит диаметром 10 метров для проходки в местах, где у нас будет двухпутный тоннель, который позволит нам сразу совмещать укладку сразу в двух направлениях путей метрополитена. В первую очередь, это Кожуховская линия. В следующем году мы его получаем, и у нас будет еще один щит большого диаметра.
- Есть такой сложный объект культуры – «Геликон - опера». В каком состоянии сейчас находится и когда будет завершено строительство?
- Объект технически сложный. Работы там завершены на 99%, и в конце июля-августе мы будем готовы получить разрешение на ввод, чтобы открыть в этом театре новой сезон. 10 апреля этого года мы посещали этот объект с Мэром Москвы, приглашали туда труппу театра. Они давали нам там, строителям, импровизированный концерт. Работы были в высокой степени готовности. Осталось оснащение сцены, сооружений внутри разного рода оборудованием.
- Какая ситуация на сегодняшний день с «Лужниками»?
- Буквально неделю назад было выездное совещание под руководством Мэра Москвы. Это было заседание Городского градостроительного штаба. Оно проходило на территории спортивного комплекса «Лужники». Там обсуждалось и строительство объекта «Лужники». В полной мере в соответствии с графиком проходит производство работ. Мы осуществляем строительно-монтажные работы на спортивной арене. Возводятся основные конструкции будущих трибун и подтрибунное пространство. Завершены работы, связанные с наращиванием кровли, чтобы предотвратить попадание осадков и солнечного света. В планах у нас завершить основные строительные работы в конце 2016 года, а не в 2017 года, как того требуют правила проведения чемпионата и наши обязательства как города перед ФИФА и оргкомитетом чемпионата Мира. Мы планируем закончить в 2016 году. Такое поручение было дано Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным по согласованию с Сергеем Семеновичем. Мы показали Мэру Москвы ход строительства объекта. Он остался доволен. Работы ведутся в круглосуточном режиме. Более 2000 человек ежедневно находятся на объекте, день и ночь выполняя работы.
- Сегодня у москвичей есть возможность через такие инструменты, как «Активный гражданин», участвовать в градостроительной политике Москвы. На Ваш взгляд, какие наиболее значимые решения были приняты с участием москвичей?
- Я считаю, что «Активный гражданин» - очень эффективный инструмент взаимодействия людей и представителей органов власти, анализ мнений жителей по целому кругу вопросов, в т.ч., градостроительным. Департамент строительства жителям напрямую никаких услуг не оказывает. Мы занимаемся вопросами исполнения адресной инвестиционной программы. Нам приходится взаимодействовать с нашими жителями ежедневно, например, в части освобождения территории под строительство новых объектов, и т.д. Работа, в целом, настроена правильно. Люди с пониманием относятся к тем задачам, которые решают Департамент строительства по поручению Правительства Москвы. Больших претензий у нас друг к другу нет. Конечно, есть ложные вопросы, но они решаются в текущем режиме, в т.ч., с применением нашего приложения «Активный гражданин». Но, конечно, не все вопросы туда выносятся, потому что это вопросы строительства того или иного локального объекта. А системные, градостроительные вопросы, безусловно, там обсуждаются.
- В Ваш период руководства Департаментом строительства значительно сократились сроки строительства объекта, улучшилось качество. Это говорит о том, что когда Вы пришли в Департамент, Вы принесли новые технологии, заставили строителей лучше работать? Какая методология позволяет так сокращать сроки и экономить огромные бюджетные деньги, направлять их на социальные объекты?
- До 2010 года Департамента строительства не существовало в Москве. Было три разных департамента, которые выполняли данную задачу. Было принято решением Мэра Москвы создать единого заказчика по строительству объектов, и в декабре 2010 г. Департамент строительства был создан.
Пока методики и самые современные методы управления еще в полной мере не развернулись. Пока речь идет о целевых задачах, которые поставил нам Мэр Москвы и зам Мэра Марат Шакирзянович Хуснуллин, по сокращению бюджетных затрат, связанный с этапом проектирования, экспертизы и торгов. С этой задачей мы справились. Что касается интенсификации работ, она достигнута за счет увеличения ресурсов, направляемых на строительство объектов: ввод третьей смены, практически исключение праздников и выходных, плюс жесткий контроль за каждым объектом со стороны города, нас, наших коллег. Мы в очень интенсивном режиме ведем работы, направленные на сокращение сроков. Это не простая задача. Одними новыми методами управления этого не достичь. Необходимо взаимодействовать с большим количеством коммунальных служб, собственниками земельных участков. Это и работа других департаментом, префектур Москвы, направленная на то, чтобы обеспечить своевременное или досрочное выполнение адресной инвестиционной программы. Это добросовестных героический труд наших людей, в т.ч., подрядчиков, на объектах строительства Москвы.
- Как Вы считаете, СМИ помогает в этой деятельности? Вы находите в сообщениях СМИ для себя новую информацию? Являемся ли мы как СМИ одним из инструментов, влияющих на качество строительства и сроки?
- Мы всегда благодарны жителям города Москвы, и коллегам из СМИ, если вдруг они нам говорят о каких-то проблемах. Но к счастью, наша система выстроена так, что о многих вещах узнаем раньше, чем житель даже начинает жаловаться на них. Может быть, не всегда мы успеваем вовремя решить какую-то проблему, связанную с вводом сложного объекта, но какие-то небольшие проблемы решаются в автоматическом режиме. Но город очень большой и количество объектов колоссальный. И если наши жители видят какой-то нюанс, мы всегда готовы рассмотреть, получить информацию на порталах города Москвы, и тут же включиться в работу, чтобы проблемы исправить, которые не являются плановыми или стандартными. Что касается СМИ, если что-то мы узнаем, то, как правило, на данную проблему мы уже отреагировали, либо у нас уже есть план действий или зачастую эти проблемы исправлены. Тем не менее, просим сообщать о любых сложностях, которые, по вашему мнению, есть в части работы Департамента строительства, в части строительства объектов городского бюджета.
Сергей Козлов