Даже зная как последние годы он борется за жизнь, трудно было предвидеть, что накануне собственного 74-летия сердце Николая Петровича Караченцова устанет..
Он был рожден отличником по жизни: сын знаменитого художника-оформителя Петра Яковлевича Караченцова (1907-1998) и балетмейстера-постановщика Янины Евгеньевны Брунак (1913-1992) , ставившей в Большом и Казани, во Вьетнаме, Болгарии,Сирии, Монголии, Лондоне..
Во мхатовское и поступил легко и окончил с отличием..И вот тут судьба заложила первый красивый хулиганский вираж: ему забронировано было место в МХАТе, но из Ленинского комсомола был вынужден уйти Эфрос, катастрофическая ситуация с недобором актерской труппы - и 10 лучших театральных выпускников направляются туда, где вскоре художественным руководителем станет Марк Захаров.
В первую же свою постановку "Тиль" он поставил молодого Караченцова. Потом шутил, что у Николая кроме таланта был партбилет - как пропуск на зарубежные гастроли..А сколько их было с "Юноной и Авось"!
Премьера состоялась 9 июля 1981 года (музыка Алексея Рыбникова, либретто Андрея Вознесенского). Поскольку Караченцов на тот момент не обладал нужным уровнем вокального мастерства, он в процессе работы над спектаклем стал брать уроки у известного музыканта Павла Смеяна, который играл в «Юноне...» роль Главного сочинителя.
Николаю Петровичу было мало театра, талант щедро расцветил почти 100 кинолент: от "Штрихи к портрету В.И.Ленина" (где фамилия в титрах написана с ошибкой) и "Старшего сына", до "Белые росы" (а в "Белые росы.Возвращение" актер сыграл последний эпизод) и "Тихого Дона"..А сколько раз озвучивал он Бельмондо: о чем с благодарностью говорил великий француз!
29 октября "Ленком" и все зрители прощаются с народным Николаем Петровичем Караченцовым.
--
Геннадий Орешкин