15 января 2019 года в РАНХиГС (Москва, пр-т Вернадского, д. 82) в рамках Х юбилейного Гайдаровского форума – 2019 состоялась панельная дискуссия: «Национальные цели и социальные вызовы: региональный аспект».
В первый день работы Форума состоялась панельная дискуссия: «Национальные цели и социальные вызовы: региональный аспект», на которой были обсуждены следующие вопросы:
- обеспечение достижения национальных целей на региональном уровне;
- актуальность стратегии социально-экономического развития на уровне региона;
- социальная политика: синхронизация полномочий и источников финансирования.
Модератором панельной дискуссии выступил председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Андрей Михайлович Макаров.
В работе панельной дискуссии приняли участие члены правительства России и ряд губернаторов в том числе:
- Силуанов Антон Германович, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации – министр финансов Российской Федерации;
- Голикова Татьяна Алексеевна, заместитель председателя Правительства Российской Федерации;
- Скворцова Вероника Игоревна, Министр здравоохранения Российской Федерации;
- Решетников Максим Геннадьевич, губернатор Пермского края;
- Комарова Наталья Владимировна, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- Любимов Николай Викторович, губернатор Рязанской области;
- Артамонов Анатолий Дмитриевич, губернатор Калужской области;
- Азаров Дмитрий Игоревич, губернатор Самарской области;
- Цыбульский Александр Витальевич, губернатор Ненецкого автономного округа.
Задавая тон дискуссии, А.М. Макаров предложил: «Давайте говорить не о деньгах. Важно понять, готовы ли регионы к выполнению задач, поставленных в майском указе президента Владимира Путина, за что отвечают они, а за что — Федерация, почувствует ли население изменения в своей жизни уже в 2019 году?».
Как сообщил А.Г. Силуанов: «Больше 60% задач в указе относятся к регионам. Если даже будут деньги, а не будет организации, не получится ничего без положительного взаимодействия с субъектами. Есть национальные проекты, в которые записаны федеральные проекты. Мы должны знать, кто за что отвечает».
Кроме того, Правительство понимает, что возлагать на регионы новые обязательства нельзя, поэтому их доля в дополнительном финансировании национальных проектов - 5% и даже меньше, остальное дает Федерация. Главная задача регионов - грамотно организовать выполнение поставленных задач. Но в региональных правительствах, по его мнению, не всегда есть способные на это специалисты.
По словам А.Г. Силуанова, в последние шесть лет, выполняя предыдущие майские указы В.В. Путина, регионы были вынуждены наращивать госдолг, чтобы увеличивать зарплаты бюджетникам. Делали они это в ущерб инвестициям, и теперь для выполнения национальных проектов им выделят дополнительные ресурсы, только в следующем году - 600 млрд руб. В эту сумму входят и инвестиции в строительство дорог, жилья, развитие коммунального хозяйства. Регионам будут передавать акцизы на нефтепродукты, которые пополнят их дорожные фонды. По сравнению с тем, что было три-четыре года назад, финансовое состояние регионов стало более устойчивым, и это позволяет приступить к реализации национальных проектов.
«В прошлом году профицит консолидированного бюджета регионов составил 505 млрд руб., после дифицита в 52 млрд в 2017 году. Отношение долга регионов к их налоговым доходам снизилось до 27% с 30–35% в предыдущие годы», - подчеркнул А.Г. Силуанов.
«Повышение зарплаты и ликвидация ветхого и аварийного жилого фонда были емкими финансовыми задачами, которые реализуют регионы. В результате выполнения этих задач долговые обязательства регионов начали расти. И мы были вынуждены принимать решения о заимствованиях, чтобы регионы могли бы выполнить обязательства по зарплате», – отметила Т.А. Голикова.
По ее словам, это привело к тому, что другие качественные показатели регионов замедлились. Возможности регионов сузились, они стали вкладывать меньше средств в развитие социальной инфраструктуры. В большинстве регионов начался рост бедности населения.
«Между тем в 2018 году регионам удалось добиться удовлетворительного состояния бюджетов», – подчеркнула Т.А. Голикова. Она добавила, что структура социальных расходов регионов остается неизменной: «Основные средства тратятся на демографическое развитие, здравоохранение, образование и науку. При этом из всех этих четырех направлений больше всего внебюджетных денег идет на науку. Остальные проекты реализуются за счет бюджета».
В своем эмоциональном выступлении М.Г. Решетников заявил, что необходимо отработать механизмы реализации национальных проектов. Независимо от суммы, полученной регионом в рамках национальных проектов, возникает вопрос, как их освоить.
«В этом году на Пермский край должно прийтись практически 9 млрд руб. межбюджетных трансфертов, большая часть - как раз национальные проекты. На сегодняшний момент соглашений заключено на четверть. До 15 февраля должны быть заключены все соглашения.
Давайте дальше помыслим, как мы будем реализовывать проекты. До 15 февраля – соглашения, многие деньги мы должны довести до муниципалитетов. Как правило, это занимает 3-4 недели, итого деньги у муниципалитетов в начале марта. Дальше муниципалитеты должны там, где конкурсные процедуры, поправить планы-графики закупок, они должны 10 дней «отвисеться». На конкурсные процедуры в лучшем случае муниципалитеты выходят в конце апреля, это значит, что контракты мы получаем в конце мая. У многих регионов строительный сезон с мая по сентябрь. Иными словами, мы уже идем на «красных флажках».
За последние два года существенно сдвинули сроки, и теперь средства субъектам РФ предоставляются не в сентябре. Давайте зададим вопрос, почему мы не заключаем трехлетних соглашений? Почему мы не заключаем соглашения до 1 января? Мы, допустим, в Пермском крае заключаем с муниципалитетами большую часть соглашений, подгоняя до 1 января. Даже по федеральным трансфертам стараемся на себя брать риски неполучения федеральных денег, зато они могут начинать контрактоваться с первых чисел. Нам сейчас уже нужно сосредоточиться не на том, много или мало, а на отстройке механизмов», - сообщил М.Г. Решетников.
По его мнению, необходимо перейти на плановый метод: «Нужно поменять 44-й закон везде, где он нам мешает».
Как подчеркнула Н.В. Комарова: «Достижение национальных целей, поставленных в указе Президента России, может быть обеспечено прорывом. А прорыв – это инновации. Инновации, как правило, – это вызов обществу. Важно на этапе социализации не потерять инновационные решения. Их нужно социализировать с момента зарождения».
По ее словам, лучшим выходом из зоны риска является вовлечение людей в процесс принятия решений, их реализацию: «Такая формула «люди – людям» позволит поставить правильные цели и задачи, привлечь к их реализации граждан, добиться нужного результата. Без этого просто невозможно обойтись. Когда мы перевели эти отношения в практическую плоскость, то мы вышли на первое место среди регионов России по привлечению негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрению конкурентных способов оказания государственных услуг».
Вовлечение людей с применением бережливых технологий дает положительный эффект, колоссальное продвижение и в экономике, и в социальной сфере. При внедрении бережливых технологий в сфере нефтедобычи в Ханты-Мансийском автономном округе срок выхода месторождений на проектную мощность сократился на 3-5 лет, чем это было предусмотрено лицензионным соглашением.
Завершая свое выступление, Н.В. Комарова призвала членов федерального правительства принимать решения, направленные на развитие в сырьевых регионах новых отраслей: «На мой взгляд, в положительном ключе сработают решения, позволяющие создавать и брать на вооружение те проекты, которые вовлекут большое количество регионов. В нашем случае – это Приполярный Урал. Этот тот пример, когда концентрируются усилия большого количества регионов и достигается результат по обеспечению пространственного развития».
О необходимости оперативного подписания соглашений между регионами и федеральными министерствами для скорейшего начала реализации национальных проектов заявил в своем выступлении Н.В. Любимов: «Иначе мы проигрываем по срокам, и придётся всячески догонять. Для того, чтобы участвовать в конкурсах на строительство инфраструктуры, нам нужно порядка 480 млн руб. к 2024 году. Это надо учесть».
Так же он поблагодарил Правительство: «Самое важное для нас, что процент софинансирования по национальным проектам крайне небольшой со стороны региона. Не 25%, как в обычных проектах, а в среднем 3%. Это позволит нам высвободить определенные ресурсы и направить их на неотложные нужды».
Важное значение ранее принятых на федеральном уровне решений, которые помогли регионам в их развитии и реализации национальных проектов, отметил в своем выступлении А.Д. Артамонов. В частности, он назвал инициативы Министерства финансов России по выделению бюджетных кредитов, реструктуризации долгов, изменению пропорции софинансирования инвестиционных программ. По его мнению, этот опыт необходимо учесть при реализации национальных задач на современном этапе. При этом необходимо более тщательная проработка всех нюансов взаимодействия центра и регионов в части обеспечения финансирования данной работы.
Кроме того, А.Д. Артамонов акцентировал внимание на том, что не только на общегосударственном уровне, но и в самих регионах важно создать условия для повышения эффективности экономики, благодаря чему происходит наполнение бюджетов: «Главное - заработать, наполнить нашу казну: федеральные, региональные, муниципальные бюджеты. Первоосновой должно стать создание условий, мотивирующих экономику развиваться. И главное на сегодня – инфраструктура». Именно создание и укрепление инфраструктуры во всех сферах он определил в качестве ключевой задачи на ближайшую перспективу.
Завершая дискуссию, А.М. Макаров подчеркнул значимость доверительного диалога между Правительством и населением и предложил начать дискуссию через год с вопроса: «Поверил ли народ государству, и удалось ли добиться изменений, которых ожидают люди?».
Сергей Козлов