23 апреля 2018 года на теплоходе «Капелла» состоялась «плавучая» пресс-конференция, посвященная новому сезону речных перевозок.
Главной темой пресс-конференции стало развитие рынка речных перевозок в Москве и речных круизов между городами.
Модератором пресс-конференции выступила заместитель генерального директора по стратегическому развитию Флотилии «Рэдиссон Ройал» Ольга Анатольевна Ткачева.
В пресс-конференции приняли участие:
- Елянюшкин Герман Вячеславович, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы»;
- Гуляев Николай Алексеевич, руководитель Департамента спорта и туризма города Москвы;
- Евдокимов Кирилл Валерьевич, президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота;
- Гончарова Светлана Викторовна, заместитель генерального директора ОАО «Мостурфлот»;
- Михайловский Андрей Юрьевич, генеральный директор ООО «Инфофлот-Москва»;
- Смолин Андрей Евгеньевич, коммерческий директор ООО «Водоходъ».
«В 2017 году речные круизы по европейской части России совершили 270 тыс пассажиров, что на 15% выше, чем в 2016. Рост в сегменте речных путешествий позволил некоторым судоходным компаниям впервые за многие годы заложить новые круизные суда, каждое стоимостью свыше 3 млрд руб.», - такие данные привел в своем выступлении Г.В. Елянюшкин.
По его мнению, несмотря на позитивный тренд, сейчас речному, да и в целом водному туризму не хватает активного продвижения, даже пропаганды. Чтобы напомнить москвичам и гостям столицы, что существует такой вид отдыха, 12 мая в парке им. Горького пройдет День открытия навигации. «Мы хотим устроить настоящий городской праздник. Будет концерт известных артистов российской эстрады, парад прогулочных и круизных теплоходов, яхт и малых судов. Это будет красивое зрелищное мероприятие», – отметил руководитель «Канала имени Москвы».
Новый сервис городской навигации с использованием речных маршрутов планируют запустить в Москве. «С прошлого года мы разрабатываем ряд сервисов. Будет запущен сервис, позволяющий выстраивать маршруты передвижения по практически всем внутренним водным путям, появляются электронные карты и электронная навигация», - сообщил Г.В. Елянюшкин.
Новые электронные сервисы позволят значительно быстрее заключать договоры. Пользование шлюзами на Москва-реке бесплатное, но навигационное обеспечение носит платный характер, без заключения договоров пройти по внутренним водным путям практически невозможно. «Если раньше было необходимо личное присутствие, то сейчас появляется возможность в режиме удаленного доступа оформить документы и осуществлять навигационное взаимодействие», - сказал Г.В. Елянюшкин.
«Канал имени Москвы» построит первое в России электросудно. Сконструированное из композитных материалов судно на электротяге станет легким, маневренным и экологически чистым. А «съедаемые» в ходе путевых работ киловатты будут в девять раз дешевле традиционного дизельного топлива. Модернизация подвижного состава Московского бассейна позволит наполнить внутренние водные пути красивыми энергоэффективными судами.
Спустить электроход на воду планируется в навигацию 2019 года. В настоящее время завершаются научно-изыскательские работы, проект проходит экономическое обоснование. В России такого опыта еще не было: принцип использования электрических двигателей на флоте сегодня внедряют в Норвегии, Финляндии, Голландии и Китае. «Канал имени Москвы» будет первопроходцем в области отечественного проектирования, строительства и эксплуатации судов на электротяге.
Инновационный проект позволит модернизировать технический флот ФГБУ, сделать его быстроходным, маневренным, энергоэффективным и экономичным. Сегодня парк судов, обслуживающих водные пути Московского бассейна, насчитывает 195 единиц.
Создаваемый электроход будет универсальным трансформером, который сможет видоизменяться для решения разнообразных задач. Проектируемая модульная платформа представляет собой однопалубное судно с носовым расположением рулевой рубки и средним расположением аккумуляторного отсека, с рабочей палубой, грузовым краном и каютами для экипажа. В зависимости от установленного модуля платформа сможет выполнять обстановочные и водолазные работы, траление и промеры глубин.
«Сконструировать модульную платформу планируется из композитных, многослойных материалов, что повысит устойчивость и срок эксплуатации судна, а также сделает его более легким и маневренным. Еще два важных преимущества – экологичность (нет выбросов в окружающую среду продуктов горения топлива) и экономичность», – подчеркнул Г.В. Елянюшкин.
Литийионные аккумуляторные батареи можно будет подзаряжать на причалах «Канала имени Москвы» во время стоянки. Электрическая энергия, вырабатываемая ГЭС на гидроузлах ФГБУ, значительно дешевле традиционного топлива. То есть 12 часов электрического хода будут стоить около 2 тыс руб., тогда как дизель обходится в 18 тыс руб. Таким образом, использование киловатт оптимизирует транспортные расходы в девять раз.
«Надеюсь, этот проект привлечет внимание отечественных проектировщиков, судостроителей и судовладельцев. Распространение на флоте современных технологий и отечественных инновационных разработок при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта позволит украсить внутренние водные пути России современными энергоэффективными и экологически чистыми судами», заявил руководитель «Канала имени Москвы».
По утверждению Н.А. Гуляева город повернулся лицом к реке, активно ведёт застройку, появляются новые общественные пространства вдоль Москвы-реки. В этом году начнут реконструкцию причальных сооружений в черте города, они будут кардинально изменены.
«Судовладельцы внутри города перевозят около 1 миллиона пассажиров, с учетом туристов. В пять раз больше перевозится, чем на круизном флоте. Надеемся, что рост будет и в этом году. Не только флот прибывает, но и строится новый. В этом году мы ожидаем порядка 15 новых судов. Это 10% роста от общего количества флота», – сказал К.В. Евдокимов.
По его словам, в московском бассейне внутригородские и пригородные перевозки осуществляют порядка 150 теплоходов, из них порядка 100 на линии и 50 теплоходов на заказ.
Продолжил тему А.Е. Смолин: «Круизная отрасль не первый год развивается только качественно, а хотелось бы и количественно. Пять лет назад в России работало около 120 круизных теплоходов, то сейчас их количество сократилась примерно до 95».
Компания «Водоходъ» закладывает новые суда, первый теплоход войдет в эксплуатацию в 2020 году. «В течение десяти лет российский круизный флот обновится. Но большинство россиян не знают, что такое речные круизы», – посетовал А.Е. Смолин.
Коллегу поддержал А.Ю. Михайловский: «В слабой информированности потенциальных туристов о речных круизах и заключается основная сложность. А ведь сегодня это продукт, на равных конкурирующий не только с зарубежными отелями, но и с зарубежными круизами». Он считает, что круизы по Волге достойны встать в один ряд с такими сложившимися российскими брендами, как: Крым, Сочи, Байкал. Необходимо бороться с мифами о том, что это не очень комфортное путешествие, отдых только для пожилых.
«Речные круизы все чаще выбирают подросшие дети, которые когда-то путешествовали с родителями. Еще недавно нашими клиентам становились люди преимущественно 60+, а сейчас самый большой сегмент составляют пассажиры от 35 до 55 лет», - отметила С.В. Гончарова.
Спикеры выразили уверенность, что рост внутреннего пассажиропотока стал уже закономерностью.
Сергей Козлов