30 июня 2016 года в Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва, манежная пл., д. 1) открылся VI Московский урбанистический форум «Быстрорастущие мегаполисы. Технологии динамичного развития».
Впервые Московский урбанистический форум прошёл в 2011 году. Форум задумывался как площадка для диалога, на которой власть, эксперты, инвесторы и представители бизнеса могли бы открыто обсуждать основные вызовы, тренды и ключевые события национальной и мировой урбанистики и градостроительства.
За годы проведения Форум стал отправной точкой новых проектов и инициатив Правительства Москвы, направленных на всестороннее развитие мегаполиса, стимулирующих качественные изменения в нашей столице и распространяющих лучшие практики в стране и мире.
Программа первого дня Форума была посвящена городам в эпоху технологической революции. Участники дискуссий обсудили передовые градостроительные решения быстрорастущих мегаполисов и будущее городских транспортных систем, технологическую революцию в контексте повестки для мэров и перемены, которые сулит всему миру Интернет вещей, сильные и слабые стороны городского брендинга и перспективные экотехнологии.
Деловая программа открылась пленарным заседанием «Ответы на вызовы быстрорастущих мегаполисов – возможности технологий» с участием мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина и заместителя Председателя Правительства Российской ФедерацииАркадия Владимировича Дворковича.
В своем приветственном слове Мэр Москвы сказал: «В этом году на форум приехало больше 70 делегаций из десятков стран, регионов России. И это, пожалуй, самый представительный урбанистический форум, который проводится в Москве за последние годы. Конечно, количество участников, интерес к мероприятию, наверное, продиктованы тем, что Москва активно, динамично развивается. И сегодня площадка города становится всё более интересной для экспертов, архитекторов, управленцев. Отчасти, наверное, это вызвано и тем, что мы с зимнего — сложного — периода перенесли форум на лето, на более привычную для вас температуру.
Но если говорить серьёзно, то, конечно, проблемы развития городов по мере урбанизации, процессов, которые происходят в мире, нарастания проблем и вызовов, которые встречают на своём пути развития города, миллиарды людей, в них проживающих, требуют всё большего и большего внимания, большего осмысления процессов, которые там происходят, большего применения различных технологий, управленческих решений. И должен сказать, что большие города первыми на себе ощущают все проблемы, вызовы, но у этих городов больше и возможностей для развития.
Есть такое расхожее представление, что города конфликтуют с регионами, центрами которых являются, они высасывают кадры, инвестиции, предприятия, финансы. На самом деле это отчасти так, но, скорее всего, это не так. Большие города, наоборот, становятся центрами притяжения новых инвестиций, которые не приходят ни в один другой город. Они становятся центрами нового экономического уклада и выработки целого спектра новых услуг для жителей. Они становятся огромными площадками для сбыта продукции прилегающих регионов, финансовыми центрами для развития целых стран.
Считается, что мировые города жёстко конкурируют друг с другом, и это действительно так, но в ещё большей степени верно то, что мы дополняем друг друга, обеспечиваем цивилизационные связи между странами и большими регионами в области культуры, экономики, технологий, обмена опытом. И это даёт огромную синергию развития.
У нас одни и те же проблемы, современные вызовы. Это миграция, это безопасность, это скученность городов, развитие инфраструктуры и целый ряд других проблем. И все эти проблемы, которые стоят перед нашими городами во всем мире, конечно, требуют своего решения. Но это решение невозможно без системных подходов, без создания комплексных программ, без новых технологий и крупных мегапроектов. Поэтому сегодняшний форум посвящён именно этим направлениям деятельности урбанистики — это новые технологии и мегапроекты.
Что касается городских технологий, то я уверен, что большим городом невозможно управлять без современных технологий, с одной стороны. С другой — мегаполисы сами создают эти технологии и распространяют их на все регионы и страны.
И вторая тема — это мегапроекты. В обычном представлении для всех это некая огромная стройка. И отчасти это действительно так. В Москве, вы видели сейчас на тех стендах, которые были показаны, колоссальные проекты строительства метрополитена, железнодорожных путей сообщения, кольцевой железной дороги, строительства «Сити», крупнейших в мире стадионов и целый ряд других мегапроектов, которые выражаются в объёмах строительства и в их масштабах.
Но в свою очередь новые технологии тоже могут быть мегапроектами. Их невозможно увидеть воочию, как, например, это здание, но они играют не меньшую, а иногда и большую роль в нашей жизни.
В Москве, и вы видели на наших стендах, где примеры, это система городских референдумов, в которых участвуют уже более миллиона трёхсот тысяч жителей. Это платформа народного контроля, на которой зарегистрированы и постоянно помогают управлять городом более 600 тысяч человек. Это единая медицинская информационная система, которая оказывает людям помощь в записи к врачу, в контроле за финансовыми, организационными, управленческими потоками в области здравоохранения, в конечном счёте, улучшает качество жизни. Это интеллектуальная транспортная система, которая охватывает весь город и обеспечивает движение общественного и частного транспорта в Москве. Миллионы машин включены в эту систему, и их потоки регулируются из единого городского центра.
И конечно, к мегапроектам, мало кто бы подумал, можно отнести и самые простые, самые элементарные вещи. Например, обустройство обычного жилого двора. Кажется, разве это мегапроект? Но если его масштабировать на тысячи дворов Москвы, то это действительно будет мегапроект. Разве можно отнести к мегапроектам создание небольшого скверика или парка? Но когда речь идёт о сотнях парков, о десятках и сотнях гектаров, которые обустраиваются на высоком мировом уровне, — это тоже мегапроект. Разве можно отнести к мегапроектам реконструкцию небольшой городской улочки? Но когда речь идёт о трёх с половиной тысячах улиц, это действительно мегапроект, который требует своего осмысления, проекта, программы.
Конечно, мегагорода невозможно развивать без мегапроектов и мегатехнологий. Точечные решения в городе, локальные решения мало что дают, кроме самопиара и самолюбования. Необходимо принимать решения, которые касаются не одного человека и не десяти, и не двадцати, а миллионов людей. Но для того чтобы реализовать такие проекты в огромном городе, всегда нужен консенсус, всегда нужен диалог и всегда нужен компромисс при принятии решений. Но при этом эти решения не должны затягиваться на десятилетия, они должны приниматься максимально быстро и реализовываться максимально быстро, чтобы мы не отстали от мировых тенденций и не стали неконкурентными.
Для того чтобы всё это делать, необходимо, конечно, активно обсуждать, применять опыт других городов и других регионов. Вот поэтому мы с вами здесь, поэтому собрались на урбанистический форум. И наш форум, я уверен, поможет сделать шаг к современному удобному городу для людей. Спасибо! Добро пожаловать в Москву!».
Положительно оценил развитие Москвы А.В. Дворкович: «Сергей Семёнович, поздравляю Вас с этим отличным форумом. Москва — один из крупнейших городов мира, и нам всем хочется жить в дружелюбном окружении. Шаг за шагом развивается город, становится безопасным, здоровым, комфортным, и появляется всё больше улыбающихся людей».
По его словам, одним из главных приоритетов для городов сейчас становится безопасность: «Ещё 20 лет назад мы не ставили безопасность на самое первое место. В первую очередь уделяли внимание другим вещам, в том числе экологии, здоровью, транспорту. Сейчас, я думаю, безопасность находится на первом месте для любого города, к сожалению».
Подводя итоги пленарного заседания, С.С. Собянин подчеркнул: «Развитие города всегда есть компромисс между желанием, идеальной картинкой и энергичным развитием прогрессом в экономике. И то, что было сказано по поводу инвестиций и строительства в Москве, как раз и говорит о том, что мы попытались за эти годы найти этот компромисс между интересами инвесторов, девелоперов и горожанан. Мы пересмотрели идеологию, сделали развитие города более щадящим, комплексным, с развитием промышленных депрессивных территорий, с приоритетом развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций, с приоритетом благоустройства окраины города и центральной части. Мы попытались внести новую идеологию, новую психологию в развитие и жизнь нашего города.
Если вам показалось, что нам удалось сделать хотя бы немного из этого, хотя бы шаг в этом направлении, это здорово. Спасибо вам, спасибо всем москвичам, которые активно участвуют в преображении своего города!».
После небольшого перерыва состоялось пленарное интервью Мэра Москвы, которое провел ведущий телеканала Russia Today Кевин Оуэн.
- Когда вы стали Мэром Москвы в 2010 году, мне запомнилось кое-что, что Вы сказали: Вы сказали, что хотите сделать Москву удобным для жизни городом. И действительно, Москва находится на передовом крае в этой области по сравнению с другими российскими городами. Это один из крупнейших, передовых городов в Европе и вообще в мире, и любой человек, который приезжает в город, видит огромные перемены, которые происходят сейчас, особенно в центральной части города.
И всё-таки я хочу спросить Вас, насколько далеко Вам удалось продвинуться на пути к этой цели? Сегодня, в 2016 году, как Вы оцениваете текущее положение дел?
- Пять или шесть лет тому назад, когда мы говорили о своих амбициозных планах, мало кто в это верил, и думали, что это обычные политические заявления, за которыми ничего не стоит, потому что изменить огромный мегаполис, который двигается в одном понятном направлении, в котором всё менее и менее комфортно жить, который наполняется всё больше машинами, стройками, - изменить практически невозможно. Тем более сделать его комфортным для проживания, таким, какими являются европейские города или другие города России. Ну, если не невозможно, то слишком трудно. Тем не менее мы год за годом последовательно решаем эту задачу.
Какие основные направления? Они сформулированы в наших программах, потому что это не просто направления, это комплексная программа, в которой сосредоточены финансовые, организационные, управленческие ресурсы, и этой программой мы занимаемся каждый день. Из ключевых - это, конечно, решение транспортной проблемы города, которая включает в себя огромный комплекс мероприятий, начиная от строительства дорог, развязок, метрополитена, пригородного железнодорожного сообщения, наземного транспорта, регулирования движения, создания интеллектуальной транспортной системы и так далее. И это ключевая задача. Если транспортные проблемы Москвы стояли всегда на первом месте, то сегодня, по опросам жителей, они стоят на четвёртом-пятом месте.
Второе направление — это создание качественной социальной инфраструктуры, системы образования, здравоохранения, привлечение современных технологий, в том числе информационных технологий в эту сферу, организационные, финансовые преобразования, это очень сложный процесс. Сегодня можно сказать, что Москва точно находится на первом месте, она лучшая в области образования, медицинских технологий в нашей стране. И конечно, стоит задача, чтобы мы выходили на мировой уровень. Хотя там масса проблем, масса сложностей, которые предстоит решать.
И третья задача — это создание комфортной среды в городе. Вы сказали, что вы видите, какие работы проводятся в центре, на самом деле самые большие работы проводятся не там. Мы начинали вообще с дворов, парков, скверов — это тысячи объектов по всей Москве, и в большей степени именно на периферии. Это реконструкция вылетных магистралей — это тоже не в центре города, и мы начинали именно с них. Центр маленький, там даже небольшие работы бросаются в глаза, они видны, и поэтому кажется, что мы работаем только в центре. Наша задача — создать комфортную среду везде: и в центре, и на периферии города.
Более того, комфортная среда предполагает не только внешнее благоустройство, но и комплексную застройку, чтобы люди могли работать там, где они живут, получать услуги там, где они живут. И это главная стратегия развития Москвы.
- Скажите, пожалуйста, а есть какой-то город в мире, которому Вы стремитесь подражать? Может быть, Токио, Нью-Йорк, ещё какой-то?
- Конечно, есть Генеральный план развития Москвы, мы его периодически уточняем, но я должен вам сказать, что все точные планы, которые рисовались 15 лет тому назад, морально и физически уже устарели. То, что мы сегодня стараемся создать план на 20–30 лет вперёд, я уверен, что через пять лет его надо будет заново переделывать, потому что настолько большая динамика развития городов, настолько быстро развиваются технологии, что очень быстро устаревают старые представления о развитии городов.
Но в вопросах, которые я назвал, главное даже не генеральный план, а именно комплексные программы развития тех или иных направлений. Я уже сказал, в области транспорта нужно собрать огромное количество разных направлений. Комплекс городского хозяйства, экономический финансовый, транспортный, строительный и так далее и так далее. Каждое из этих направлений — это огромная комплексная программа.
- Вы не могли бы назвать какую-нибудь, допустим, одну основную проблему, которая мешает осуществлению вашего Генерального плана на данный момент?
- Главная проблема в реализации этих задач — поиск компромиссов. В огромном городе живут самые разные люди, самые разные социальные группы, возрастные группы — престарелые, дети, молодёжь, богатые, не богатые, бедные люди, научные сотрудники, рабочие. И у каждого из них свой взгляд на развитие событий, порой диаметрально противоположные интересы. Учесть их и достигнуть компромисса в каждом проекте — вот самая главная задача. И это невозможно сделать без постоянного совета с горожанами, без прямого диалога.
Для этого используются тоже новые технологии, в том числе такие как «Активный гражданин», на котором на сегодня зарегистрированы миллион 300 тысяч человек, которым мы постоянно задаём вопросы о тех или иных проектах, о развитии города. И помимо традиционного общения с горожанами, создания экспертных советов, Общественной палаты, парламента и так далее, новые технологии дают быструю, мгновенную практическую связь и адекватные ответы.
- Вы сказали о том, что Вам удалось довольно хорошо продвинуться в осуществлении вашего Генерального плана, но, если говорить о нынешнем положении дел, давайте постараемся немножко абстрагироваться от текущей ситуации и посмотрим немножко более широко. Как, по-Вашему, Москва выглядит по сравнению с другими крупнейшими мегаполисами мира? Каково нынешнее положение дел?
- Мне кажется, сложно и не нужно сравнивать Москву с городом-музеем Парижем. Москва - развивающийся город, и лучше её сравнивать с развивающимися городами. Я благодарен нашим коллегам из PricewaterhouseCoopers, которые уже не первый год проводят исследования развивающихся городов, таких как Пекин, Мумбаи, Шанхай, Дели и так далее, и мы всегда входили в тройку городов, в прошлом году мы занимали второе место.
И в этом году мы заняли среди развивающихся крупнейших мегаполисов мира первое место. И это, конечно, большое достижение всей нашей команды и москвичей.
- А что Москва может предложить? Какие есть конкурентные преимущества у неё — заменить как города?
- Конечно, это масштаб, конечно, это столица России, конечно, это крупнейший транспортный узел, куда стягиваются десятки миллионов людей, приезжая сюда по самым разным делам. Это высокий уровень квалификации и образования людей, это концентрация высокого научного потенциала и, конечно, динамика развития и создание надлежащей комфортной среды.
- Можно, конечно, планировать город таким образом, чтобы он производил большое впечатление на людей во всём мире, но необходимо также учитывать интересы горожан, сделать так, чтобы людям было удобно жить в этом городе. И вот с этим иногда как раз возникали какие-то шероховатости. Когда вы осуществляете эту работу, вы учитываете интересы людей, которые постоянно здесь работают, живут каждый день?
- При таких сложных работах мы всегда проходим две стадии: на первой стадии недовольны все: и пешеходы, и автомобилисты; на второй стадии, когда это уже сделано и создана комфортная среда, недовольные говорят: почему это сделано здесь, а не на моей улице? Быстрее приходите к нам, создайте и у нас такую же красоту.
- Это человеческая природа, что тут поделаешь. Но высказывались критические замечания за последние пару лет. Например, торговые палатки на улице. Как Вы сказали, тут нужен здоровый баланс. С одной стороны, теперь Москва стала выглядеть гораздо более приятно, но с практической точки зрения теперь москвичам, когда они едут на работу, если, допустим, нужно купить газеты или мороженое, это уже довольно трудно сделать. Что Вы по этому поводу можете сказать?
- Все города проходят одинаковые стадии. Москва проходила те же стадии, но очень радикально, очень быстро. В постсоветский период времени ей явно не хватало торговых площадей, кафе и ресторанов. Тогда было принято решение разрешить торговать там, где человеку хочется или есть в этом необходимость. Поэтому город заполонили десятки тысяч аляповатых, страшных объектов — и историческую часть, и улицы, и площади, и выходы из метро и так далее. И город превратился в большую пёструю ярмарку.
Прошло время. Стали создаваться нормальные стационарные объекты. Первые этажи домов начали заполняться ресторанами, кафе, магазинами. И на первой линии между этими уже цивилизованными объектами торговли оставались целые ряды нелепых сооружений. Конечно, город начал от них освобождаться и освобождается сегодня. И в этом ничего плохого нет.
С другой стороны, вместе с местными депутатами, районными, с общественностью мы выявляем точки, где действительно не хватает торговли, и размещаем там нестационарные объекты и для продажи мороженого, и для продажи газет, и так далее, разыгрываем на конкурсе право торговать в них. Приходит тоже малый бизнес и торгует там, чем необходимо. Но это создаётся только там, где это действительно необходимо, где дефицит торговых площадей.
Должен сказать, что за последние годы в Москве построено около пяти миллионов квадратных метров торговых площадей. Сегодня в целом около трёх миллионов торговых площадей — заменить являются профицитными.
- Но каждый город нуждается в бизнесменах, предпринимателях. Что Вы по этому поводу думаете?
- В Москве предпринимательство, малый и средний бизнес развиваются очень динамично, даже сегодня, в период экономического спада, число индивидуальных предпринимателей значительно растёт с каждым годом. И как я уже сказал, количество мест для торговли, число площадей значительно увеличилось в Москве.
Но этого недостаточно, потому что предпринимательство не должно пониматься как просто продажа товаров и предоставление услуг. Предпринимательство, малый и средний бизнес должны развиваться не только в этих традиционных сферах, но и в новых областях — это информационные технологии, высокие технологии. Вот здесь точно нужна поддержка города. Поэтому в Москве создаются технопарки, стимулируется их создание, начиная от таких громадных, как «Сколково», и заканчивая небольшими частными технопарками, в общей сложности в которых уже работают около 20 тысяч человек, которые как раз и продвигают новые идеи, новые технологии, создают будущее Москвы.
- Давайте вернёмся к генеральному плану. Высказывалась ещё и такая критика, что старым зданиям, архитектурным памятникам уделяется недостаточно внимания. Удалось ли в этом направлении достичь золотой середины?
- В таком городе вообще сложно баланса достигнуть, я уже говорил. Это одна из самых главных проблем, с которыми мы сталкивались. Город очень плотно застраивался, процветала так называемая точечная застройка, строили практически во дворах домов, и это вызывало конфликтные ситуации, огромное напряжение. Мы постарались большую часть этих контрактов расторгнуть, развернуть их на комплексное освоение города, новых территорий, промышленных зон.
И сегодня треть уже всего строительства идёт на территориях бывших промзон, треть - на новых территориях Москвы. То есть Москва начинает застраиваться не точечно, а комплексно, создавая такие территории, где есть объекты соцкультбыта, школы, детские сады, рабочие места и жильё. Это очень важно, с одной стороны.
С другой стороны, если говорить о старине, об архитектуре старинной Москвы, о памятниках, в городе реализуется огромная программа по восстановлению исторических памятников. Такого объёма реставрации в Москве не было за всю её историю существования. За последние годы реставрировано 600 памятников архитектуры, сегодня проводится работа ещё на 300 памятниках одновременно. Москва вкладывает около 15–16 миллиардов рублей ежегодно в реставрацию памятников, половина из них — это частные деньги. Созданы стимулы не только для бюджетного финансирования, но и для частных инвесторов, которые приходят и заботятся о своих объектах или покупают новые, для того чтобы их отреставрировать. Это очень важное и нужное направление.
Даже реконструкция уличной сети в центре Москвы направлена не только на саму плоскость улицы, но и на реставрацию, ремонт исторических фасадов, их освещение, освобождение от рекламы, проводов. Это важная работа, которая делает комплексным весь этот проект, и улицы и памятники начинают совершенно по-другому выглядеть.
- Я хотел спросить, когда этот план будет реализован в ближайшие годы? Как Вы считаете, как будет выглядеть Москва, встанет ли она в один ряд со многими другими крупнейшими городами мира в плане архитектуры, в других отношениях?
- Я не думаю, что Москва должна копировать другие города, это невозможно, у неё своя специфика, свой облик, своё лицо, но лучшие технологии, лучшие примеры и тренды, которые есть в мировой практике, конечно, должны применяться и в Москве.
- Вы говорили в 2014 году, что нужно использовать мудрость пожилых людей, энергию людей среднего возраста и энтузиазм молодёжи. И мы видим, что за последние 15 лет появилось новое поколение молодых людей, которые хорошо разбираются в технике, в новых технологиях. И Вы сейчас смотрите в будущее, когда эти сегодняшние молодые люди немного подрастут и станут людьми среднего возраста?
- Москва такой город, который может быть домом для любого поколения, и мы стараемся создавать именно такой город, который будет интересен для всех — и для молодых, и для пожилых. Это очень сложная задача, но вполне реализуемая. Города всегда вбирали в себя множество людей и множество интересов. И так будет и впредь.
Кстати, есть такие проекты, которые в своей основе создают именно такую среду. Так называемый новый урбанизм, который сегодня очень моден в мире, предполагает создание новой демократической среды. И, если вы пойдёте на московский фестиваль мороженого, который сейчас проходит, вы увидите самых разных людей: и совсем маленьких, и пожилых, и людей с большим достатком, и простых москвичей, но все они могут прогуляться по этим улицам, могут насладиться своим городом. Все могут купить мороженое за 80 рублей. И это создаёт совершенно другую атмосферу. Не ту, когда они сидели по разным зданиям, квартирам, офисам и практически не видели друг друга, они теперь все вместе, все на одной площадке, все могут любоваться и наслаждаться своим городом, общаться друг с другом. Это уже новая демократическая среда, та среда, в которой комфортно всем.
- Мы с Вами общались перед началом интервью за сценой, и Вы говорили об уличной культуре, фестивалях, таких общественных мероприятиях. Вас не удивляет, что они пользовались таким большим успехом у москвичей?
- Погода нам помогает, потому что лето в Москве жаркое, и это как раз повод для летних фестивалей — мороженого, варенья; зима — это рождественские ярмарки, это катки, горки, это лыжня. Поэтому Москва находится в привилегированном положении по отношению к тем городам, где постоянно жарко или тепло. Здесь разный климат, разные сезоны, и это позволяет делать более насыщенной программу.
По поводу того насколько они были популярны — прошедшие сезоны, прошедшие фестивали, нет никакого смысла мне об этом говорить, потому что об этом говорит количество людей, которые их посещают. Например, ярмарка «Путешествие в Рождество» и весенний фестиваль посетили по шесть миллионов человек. Это огромный поток людей, которые пришли, общались, которым было комфортно. И это, собственно, главная оценка работы.
- Да, это действительно успех. Давайте теперь поговорим о пробках. Мы тоже с Вами сейчас говорили об этом за сценой. В Москве довольно тяжёлая ситуация с пробками? Есть какой-нибудь план по решению этой проблемы? Может быть, ввести специальный налог, как в Лондоне сделали?
- Я уже говорил об этом в самом начале: один из главных проектов Москвы — это проект, связанный с транспортной ситуацией. И ни одного решения простого в этой проблеме не существует. Невозможно одним каким-то маленьким решением справиться. Необходимо одновременно заниматься и строительством дорог, и метро, и платными парковками, и таким образом создавать как бы три тренда, решать три вещи. С одной стороны — улучшать движение машин, с другой стороны — развивать общественный транспорт, и с третьей — делать понятным выбор для автомобилистов, что им выгоднее и что им комфортнее, общественный транспорт или личный автомобиль. И по тем трендам, которые мы видим, всё больше и больше людей в Москве выбирают общественный транспорт. Например, в центр Москвы стало въезжать почти на четверть машин меньше, чем было это раньше. Это означает, что центр стал более доступным и для общественного транспорта, и для такси.
Если вы помните ситуацию пятилетней давности, жёлтого цвета в центре Москвы, я имею в виду такси, не было, сегодня вы можете с одной точки увидеть одновременно несколько такси, которые ездят в городе. Почему они раньше не появлялись здесь? Во-первых, просто невозможно было проехать по улицам, а во-вторых, не было тех современных технологий, которые сегодня активно привлекают к работе десятки тысяч такси.
Одно за другим, одно звено к другому постепенно-постепенно решают одну из главных проблем Москвы - проблему транспорта.
- Да, для меня, конечно, это главное за что я хотел Вас поблагодарить, что наконец-то, 10 лет спустя, я смог отказаться от машины, теперь стало очень удобно передвигаться при помощи такси.
Давайте поговорим сейчас о новых технологиях. Они постоянно развиваются, постоянно появляются какие-то новые, сложные, продвинутые технологии, какие инновации, может быть, Вы приведёте пару каких-то ярких примеров, что произвело на Вас самое сильное впечатление в плане развития Москвы?
- Нет ни одной отрасли в Москве, которая могла бы сегодня обойтись без новых технологий, без информационных технологий. Чем больше город, тем сложнее им управлять без новых технологий. Они есть везде. И в здравоохранении, где создана единая информационная система, которая подразумевает и возможность записаться пациентам к врачу, и возможность работать в автоматизированном режиме самим врачам, и обмениваться диагнозами, снимками больных (МРТ, КТ и так далее). Огромная медицинская система, которая помогает и пациентам, и врачам. Невозможно себе представить тот же транспорт без интеллектуальной транспортной системы, которая охватывает все дороги, миллионы машин, которые двигаются, десятки объектов инфраструктуры, светофоры, которые регулируются с помощью этой системы, контролируется движение общественного транспорта. Невозможно без этой системы, без новых технологий представить вопросы безопасности города. В городе установлены десятки тысяч видеокамер, которые следят за безопасностью и содержанием города. Невозможно жилищно-коммунальное хозяйство представить себе без технологий, где система ГЛОНАСС позволяет чётко контролировать движение коммунальной техники. И так далее и так далее. Сегодня нет ни одной области, где мы бы обходились без технологий.
Но одна из уникальных технологий, она, может, не самая сложная, но та, которая привлекает людей к управлению городом. Я уже говорил об «Активном гражданине», есть платформа «Наш город», на которой около 600 тысяч людей участвуют в контроле за состоянием городской среды. Они, по сути дела, являются нашими активными помощниками, постоянно контролируют, что происходит в городе. И невозможно каким-то образом уйти от тех вопросов, которые они ставят: они публичны, они находятся в интернет-среде, и ни один чиновник не может не исполнить то, что там предложено горожанами. Это всё записано в технологию, в регламенты, жёстко контролируется. И 80 процентов всех проблем сегодня в городе уже снимается с помощью этой технологии в течение буквально нескольких дней. Она малозатратная, но очень эффективная. Без этого эффективно управлять городом, я считаю, сегодня невозможно.
- Разумеется, любой город нуждается в финансах, нужны какие-то поступления, каким образом новые технологии могут помочь московской экономике?
- Совершенно очевидно, что экономика города не может развиваться без развития новых технологий, новых секторов; и IT-технологии, новые технологии, новые разработки в любом современном городе всё больший и больший сегмент захватывают. Всё больше обычная классическая промышленность уступает технопаркам, технополисам, компаниям, которые специализируются в области технологий. И я считаю, что этот сегмент будет развиваться и дальше, не только для того чтобы что-то изобрести, но и для того чтобы привлечь финансовые потоки, инвестиции в развитие города.
- Чем Вы гордитесь в наибольшей степени в плане того, что Вам удалось сделать в развитии Москвы?
- Честно говоря, я никогда не задумывался об этом вопросе, но, наверное, то, что большинство горожан активно поддерживает те изменения, которые происходят в городе, — это означает, что мы двигаемся в правильном направлении для людей, для москвичей. И мне кажется, это самое главное.
Сергей Козлов