BИКИПЕДИЯ: Основоположник космической биологии и медицины, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР (1952), действительный член Международной академии астронавтики, лауреат (Большая золотая медаль) Международной авиамедицинской академии (Брюссель, Льеж), почётный академик Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, полковник медицинской службы. Обосновал возможность полета человека в космос и руководил созданием системы медико-биологического обеспечения полета Юрия Гагарина и других космонавтов первого отряда. В 1960 г. Яздовский разрабатывает научную доктрину биологических и медицинских исследований по освоению космического пространства, руководит разработкой системы отбора, подготовки, тренировки кандидатов в космонавты и медицинского обеспечения космических полетов разной продолжительности. Становится первым профессором по специальности «космическая биология и медицина». Входит в созданный Королёвым Совет Главных конструкторов, отвечая за медико-биологическое обеспечение полетов.
Доктор биологических наук, профессор Газенко О.Г. автор многих трудов по проблеме биологического действия гравитационного фактора на живые организмы. Один из руководителей подготовки и проведения на искусственных спутниках Земли биологических экспериментов, доказавших принципиальную возможность полета человека в космос.
В то время еще не были отработаны механизмы возвращения КК и поэтому на Землю собака не вернулась. Удачными были полеты с Белкой и Стрелкой на борту (1960г). Таким образом, собаки своим радостным и активным поведением на полигоне после спуска «доложили» врачам и Главному конструктору, что кратковременная невесомость не оказывает вредного воздействия на организм животных, что человеку там можно работать.
Интересный эпизод привел в своей книге Давыдов И.В., главный специалист ЦПК и непосредственный участник испытаний систем аварийного спасения и приземления космонавтов. Он рассказал, что в ответной речи 80-летнего юбиляра академика О.Г. Газенко он услышал от него необычный первый тост: « За верного друга человека, разделяющего его радость и горе, первым проложившим дорогу человеку в космос – за собачек!» .
Обобщив всю полученную информацию о полетах с животными на борту, был сформулирован перечень факторов космического полета, который будет действовать на организм человека. К этим факторам относятся:
1) факторы космического пространства, как среда обитания (почти полный вакуум, проникающая и микроволновая космическая радиация, ионизирующая радиация и др.). Кстати, самыми «облучаемыми» считаются не работники атомных станций, а космонавты и летчики.
2) факторы, связанные с динамикой полета КК (шум, вибрация, невесомость, ускорения (перегрузки), невесомость , вестибулярные раздражения, гиподинамия (длительное пребывание в постели или погружение в воду - вызывает снижение устойчивости организма к действию поперечных перегрузок (направление грудь - спина), которые возникают при спуске КК.
3) другие факторы, зависящие от особенностей полета и пребывания человека в кабине космического корабля (изоляция, температурный фактор, измененный биологический ритм, искусственная атмосфера, изменение газовой среды, особенности питания, особый психологический фон (психологическая совместимость).
Мы не будем здесь детально с медицинской точки зрения разбирать каждый перечисленный фактор космического полета. Почти все факторы можно создать и смоделировать в лабораторных условиях на Земле. В условиях эксперимента на Земле нельзя воспроизвести лишь длительное действие невесомости и изучить ее взаимодействие с другими факторами полета. Кратковременная невесомость, от 20 до 40 секунд, создается при полете в самолете лаборатории ЦПК по параболе Кеплера. Ознакомление с внезапно наступающей невесомостью входит в программу обучения и тренировок космонавтов. Работа космонавтов в полете, одетых в скафандры, моделируется на Земле в гидробассейне, где космонавты отрабатывают процесс выхода из корабля и проведение различных монтажных работ. Сюда можно отнести и плавание под водой с аквалангом.
Мы уже приводили пример, что в 1970 г, при 18 суточном космическом полете космонавтов А. Николаева и В. Севастьянова было достоверно выявлено, что без проведения физических нагрузок наступает атрофия мышц нижних конечностей. Космонавты с трудом перенесли перегрузку при спуске КК, не могли самостоятельно передвигаться, удерживать тело в вертикальном положении, плохо переносили пассивную ортостатическую пробу с 30 мин стоянием, фактически заново учились ходить. Космонавтам после полета не только не удавалось стоять на ногах, но даже потребовалась экстренная медицинская помощь реанимационной бригады .
Это было обусловлено тем, что уже, что у них наблюдались изменения, вызванные невесомостью. К ним относится гипокинезия ( не выделялось время и не было возможности ежедневно проводить физические нагрузки), избыточное выведение кальция, связанное с декальцинацией костной ткани, атрофия мышц и др. проявления, которые изменяют физиологические процессы в организме. Вот поэтому, стало понятно, что реадаптация к условиям весомости должна происходить постепенно. Летчик - космонавт СССР В. Коваленок считает, что любой полет в космос, это большой нервно-эмоциональный стресс.
Нормальная жизнедеятельность и работоспособность человека в условиях космического полета обеспечивается использованием герметических кабин регенерационного типа, в которых поддерживается искусственная газовая атмосфера (ИГА). Это непременное условие, ибо разгерметизация приводит к взрывной декомпрессии и гибели живого существа. Создание подводных кораблей, особенно длительного автономного плавания, тоже внесло свой вклад в создание объектов для пилотируемых космических кораблей (КК) и орбитальных космических станций (ОПС).
Именно поэтому так необходимы были лабораторные исследования с участием человека, в которых изучается вначале действие одного какого-либо фактора полета, а затем в комплексе. Было отмечено, что сочетанное действие всех указанных выше факторов МОЖЕТ приводить к резкому ухудшению состояния здоровья пилота и снижению работоспособности в полете (9). Эти данные оказываются очень важны для космической медицины, основная задача которой сводится к созданию условий, обеспечивающих безопасность космического полета, для определения границ физических и психических возможностей человека в той или иной экстремальной ситуации, для нахождения достойного выхода из нее ( 2,1 ).
Среди многочисленных профессий человека особое место занимает романтическая и загадочная специальность первопроходца в своей деятельности. Испытатель – тот, кто производит проверку, испытание какого-нибудь устройства, механизма и т.п. В авиации это летчики – испытатели, испытатели парашютов. Как уже говорилось, человек хотел подняться в воздух с помощью самодельных крыльев, воздушных шаров и дирижаблей, самолетов. Первые пилотируемые космические полеты фактически являлись испытательными. К сожалению, мало кому было известно, что существуют также испытатели систем жизнеобеспечения (СЖО) летательных аппаратов, которые своим героическим трудом на Земле проложили и продолжают прокладывать летчикам и космонавтам дорогу в небо. К их основной работе можно добавить фразу сказанную летчиком - испытателем М. Галлаем: « Плохой летчик отличается от хорошего тем, что помимо того, что надо делать, он знает и то, что делать не надо». Испытатели вырабатывают правила поведения человека в экстремальных условиях полета.
Аварийные случаи в реальном полете человека на летательных аппаратах еще раз показывают про необходимость моделирования экстремальных ситуаций, которые могут возникать в полете и способами их устранения путем дублирования приборами, оценкой возможности работы членами экипажа, их сработанности на тренировках . А их работа не могла осуществиться без проведения экспериментов и испытаний проводимых испытателями.
С этой целью в июне 1953г Главком ВВС издал приказ о создании отряда испытателей на базе НИИ АМ. В середине июля 1953г начальник НИИ АМ подписал приказ за № 118, в котором указывалось: «Организовать команду специалистов…». Начальником отдела испытателей был назначен авиационный врач подполковник м/с Е.А. Карпов, который стал впоследствии первым Начальником Центра подготовки космонавтов ( 12 ). Команде штатных испытателей, ставилась задача помочь в изучении действия каждого перечисленного выше неблагоприятного фактора полета и способам их нейтрализации, в дальнейшем - апробировать способы защиты. Их труд долго оставался под завесой секретности ( 8, 10 ). Подобный отряд испытателей был сформирован в марте 2010г в ОАОНПП «Звезда» имени академика Г. Северина , где добровольцы - испытатели проверяли средства противоперегрузочной защиты летчика при перегрузках больших величин и длительности (в том числе предельно переносимых). Ранее уже существовали подобные отряды космонавтов-испытателей в Летно-испытательном институте им. Громова (ЛИИ), в ИМБП МЗ СССР (ныне ГНЦ РФ – ИМБП РАН) и др.
Испытатели помогли ученым института в разработке специальных костюмов с резиновыми эспандерами для нагрузки различных мышц, изучить способам тренировки сердечно - сосудистой системы при пробе ОДНТ (отрицательное давление в нижней части тела) для наполнения кровеносных сосудов нижних конечностей, работе на «бегущей дорожке» и пр. Для изучения минерального обмена в организме и динамики показателей функционального состояния сердечно - сосудистой системы в космосе испытатели подвергались воздействию гиподинамии. Это достигалось при длительном лежании на специальной кровати с опущенным головным концом, многосуточном пребывании в иммерсионной среде ( 8, 10 ). Так, испытатель Сидоренко Л. В., который имитируя невесомость, 12 суток находился во взвешенном состоянии в бассейне с водой лежа на спине. В своих воспоминаниях он отмечает, что постоянное участие в самых разных по воздействию на организм экспериментах заставляет испытателя мобилизовать все свои силы, волю, терпение, желание выполнить поставленное задание. Необходимо уметь найти ту черту, за которую не стоит, опасно переходить, правильно оценить свои силы, а после окончания испытания охарактеризовать свои ощущения и самочувствие (7). Полученные испытателями данные были рекомендованы для использования в лечебных учреждениях при реабилитации лиц перенесших травмы опорно-двигательного аппарата. С помощью испытателей были разработаны «Методы и средства повышения устойчивости организма к ускорениям», созданы специальные ложементы, в которых взлетают в космос космонавты.
Другие испытатели специализировались на испытаниях кислородных масок, противоперегрузочных костюмов (ППК) и скафандров, дегустации пищевых рационов, летных шлемов и способам выживания в разных климато- географических зонах Земли. Следует отметить, что все кандидаты в испытатели проходили первичный медицинский отбор, обязательный текущий в середине срока службы испытателем, по окончанию службы, а при необходимости, проводилась реабилитация после ряда сложных экспериментов, лечение при заболеваниях.
Космонавты понимали, что за выданные им рекомендациями и разработками врачей стоят испытания, которые провели штатные испытатели и поэтому часто приезжали в гости к ним.

Встреча испытателей с летчиком – космонавтом СССР № 2 генерал-майором ТИТОВЫМ ГЕРМАНОМ СТЕПАНОВИЧЕМ.
На этих встречах Ю. Гагарин, П. Попович, В. Быковский, В. Комаров, Стрекалов, В. Севастьянов, Б. Волынов благодарили испытателей за проделанную работу, рассказывали о своих полетах, вдохновляли штатных испытателей на новые подвиги, делали на память автографы на открытках и фотографиях: «Испытателям – с уважением и благодарностью» (10 ). Они шутили, что на каждой вашей рекомендации по идее должна стоять отметка «проверено на себе!».
Испытатель первого набора Леонид СИДОРЕНКО вспоминает:
«Мы были солдатами. Ученые и специалисты-экспериментаторы были офицерами. Армейский устав соблюдался. У нас не было никакого панибратства, никакого особого сближения. Но мы настолько роднились сердцами... Я, ведь, доверяю себя экспериментатору, а он берет на себя ответственность огромную, чтобы не допустить никакого ЧП, гарантировать мою безопасность. Такое доверие и было в основе работы отряда. Испытывали нас, мы испытывали себя».
О работе врачей, проводящих исследования академик О.Г. Газенко говорил с трибуны:
« Врачи-экспериментаторы тоже хорошо понимали, что за каждой из их рекомендаций, за каждым разработанным с их помощью прибором, приспособлением, образцом снаряжения, предназначенным для защиты пилота в случае аварии, стоит жизнь человека.
Сознание большой ответственности научно-прикладных исследований в пограничной между технической и медицинской областями знания — атмосфера, воспитывающая высокое чувство долга. То, что естественным путем родилось на первых шагах развития авиационной медицины, стало основным принципом работы и космических врачей.
Можно сказать, что упомянутые опыты являются классической формой медицинских исследований. Они возникли из гуманных принципов, лежащих в основе медицины как науки… Труд экспериментатора, ведущего исследования с участием других людей, пожалуй, не менее сложен, чем опыты на самом себе. От ведущего экспериментатора такая работа требует огромного эмоционального напряжения, которое, по-видимому, сравнимо с тем, что испытывает врач, оперирующий очень тяжелого больного( 12).
Каждый раз, приступая к новому испытанию, исследователь хорошо понимает, что он приближается к некой критической границе, далее которой «идти не дозволено». Он не должен пропустить момента, когда человек, вверивший ему свою жизнь, приблизится к опасному рубежу. Обычно все решается в короткие мгновения. Экспериментатору ясно, что нужно немедленно прекратить опыт, так как через несколько секунд последует обморок, могут возникнуть нарушения функций организма, не безразличные для здоровья испытуемого.
Каждый такой этап исключительно ответственен, он требует от врача-экспериментатора исключительного внимания, хладнокровия, мужества, огромного напряжения воли. На современном этапе развития науки избежать проведения таких опытов невозможно. Ведь необходимо разработать, исследовать, испытать эффективность различных средств защиты человека от разнообразных неблагоприятных факторов именно в условиях их реального действия. В отличие от действительной аварийной ситуации, когда человек предоставлен самому себе, в лабораторных испытаниях за ним непрерывно и внимательно следят глаза врачей-экспериментаторов и чувствительные приборы. Возникающие отклонения своевременно регистрируются, и испытуемые не подвергаются критическому действию неблагоприятных факторов, так что эти исследования оказываются фактически безопасными для их участников.
Естественно, что опыты с участием людей проводятся лишь тогда, когда есть уверенность, что они не опасны, хотя некоторый риск, по-видимому, остается. Безопасность таких исследований, прежде всего, достигается тем, что самые первые опыты проводятся на животных. Это — первый этап по существу всех исследований в области авиационной и космической медицины, тогда, когда речь идет о проблеме безопасности полетов».
Иногда скептики говорят, что испытатели – это «подопытные кролики». А сами ведь не полетят на самолете, если узнают, что нет заключения летчика - испытателя о годности самолета к эксплуатации. Многолетний опыт работы с первопроходцами показал, что это были смелые парни, что они понимали, что благодаря их испытательской работе за ними пойдут в полет сотни летчиков и космонавтов, их замечания будут учтены конструкторами летательных аппаратов, скафандров и противо-перегрузочных костюмов (ППК), разработчиками пищевых рационов, средств аварийного спасения. Испытатели разного возраста, разного уровня профессиональной подготовки проводят разведку неизведанного пути, прогнозируя, с чем может столкнуться человек в необычной среде обитания, пытаются разработать способы защиты и спасения человека от неблагоприятных факторов авиа - космического полета, как кратковременного, так и продолжительного действия.
(Кстати говоря, о таком симбиозе специалистов по экологии и авиационной медицине говорит научная конференция , которая состоялась в 2011 году в Общественной Палате РФ, посвященной 50 - летию полета в космос первого космонавта СССР Ю.А. Гагарина. По - очереди выступали специалисты разных направлений науки, иногда доклады были сугубо специфические. Но всех объединил интересный доклад летчика – космонавта, Героя РФ , полковника ВВС ШАРИПОВА С. Ш. «.ЭКОЛОГИЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ ГЛАЗАМИ КОСМОНАВТОВ».
В своем выступлении от имени Центра подготовки космонавтов он рассказал, что выполняя в полете экологическую программу космонавты проводили работы в сфере экологического мониторинга Земли из космоса . Они снимали из иллюминатора космического корабля РС МКС загрязненные районы нашей планеты и , конечно, показывал слайды с видами промышленных районов Росссии. Он напомнил слова Ю.Гагарина : « Облетая Землю в корабле- спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её!»).