Эта статья — о том, как добро может реально изменить жизнь. Как минимум, одному конкретному человеку. Большие и серьезные компании неожиданно пришли на помощь маленькому ребенку, причем помогли очень неожиданным, но в итоге сработавшим способом. Удивлены? Тогда читаем.
Нам, взрослым людям, нередко кажется, что, по сравнению с нашими проблемами, проблемы детей — это мелкие семечки. «Ну какие у тебя могут быть проблемы — сыт, одет, обут, целыми днями сидишь за компьютером (телевизором, приставкой)» - такое, бывает, приходится слышать детям от своих родителей, замученных работой, ценами, кредитами. Уже и свое собственное детство кажется «золотой порой». А между тем ребенок может на самом деле испытывать огромные психологические проблемы. Особенно, если он чем-либо отличается от остального детского коллектива. Детские коллективы по своей природе могут быть очень жестокими. Не будем вдаваться в психологические и биологические причины этой жестокости. Просто примем ряд несложных и проверенных жизнью истин, что детские коллективы нуждаются в воспитании, в авторитете, в управлении и контроле, в вовлечении в полезную и интересную деятельность. А тем, кто не может «вписаться» в коллектив, требуется реальная поддержка и помощь в адаптации.
Такая помощь потребовалась московскому школьнику, Степану Савельеву. Которому, как и любому ребенку в любые времена, хотелось заслужить уважение своих одноклассников. То есть, быть «крутым» и не быть «лохом». Только вот критерии «крутизны» меняются из поколения в поколение.
Если в наше время быть «крутым» означало быть рэпером, хорошо играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), гнобить тех, кто слабее, и иметь знакомства с бандитами (пусть даже бандитами «уровня подъезда»), то сейчас одним из первых показателей «крутизны» стали... лайки. Естественно, ни сибирские, не хаски и не маламуты. Слово «лайк» (от английского to like – нравиться) прочно вошло в современный русский язык и стало означать проставленный под твоей фотографией или записью в социальной сети значок одобрения. В Facebook'е это большой палец (правда, совсем недавно они добавили где-то семь различных эмоций, которые можно выразить по поводу прочитанного — в самом деле, не ставить же «большой палец» под трагическим сообщением). На сайте vk.com, известном нашему пользователю как социальная сеть «В контакте», это сердечко. Поставить под записью сердечко — оценить ее. И все равно и сердечко «В контакте», и значок «Класс!» в «Одноклассниках», и все остальные символы одобрения называют в разговоре лайками. Сторонники чистоты русского языка как только ни пытались переименовать этот «лайк», даже предлагали старорусское слово «любо!» Но нет, влез этот лайк в разговорный язык, и, хоть кол на голове теши, переименовываться не собирается. Впрочем, «песня совсем не о том». Вернемся к Степе и сути истории.
Так вот, Степа, как нормальный 11-летний ребенок, размещал на своей страничке «В контакте» то, что ему интересно: динозавров, лего, танки, видео анонсы игр. Однако его чересчур «продвинутые» одноклассники смеялись над ним за это, считая такие вещи на страничке «детским садом». Не знаю, что они сами размещают на своих страничках. Однако рискну предположить, что, скорее всего, картинки с глупо-смешным, грубым до матершины, а то и откровенно пошлым содержанием, на которые так богат современный интернет. Паблики (своего рода журналы в социальных сетях), напичканные сверху донизу таким содержанием, как, например, MDK (плохо скрываемое сокращение нецензурного слова), собирают миллионы подписчиков. И это только один пример. Современного ребенка, по сути, лишают права на детство. И вот эти «современные» дети, гордясь своей «взрослостью», не только не ставили лайки «слишком детским» сообщениям Степы, но и высмеивали его за это.
Однако, на счастье, у Степы есть чуткая, понимающая и креативная мама. Узнав о проблемах своего старшего сына, она не отмахнулась, не сказала, что это все «фигня», но нашла оригинальное и даже в чем-то отчаянное решение — разместила среди своих друзей в социальных сетях такое сообщение:
«Друзья, я редко когда прошу лично мне помочь. Вот сейчас прошу.
У меня есть старший сын Степа. Ему 11, но он немного инфантильный. Очень славный и добрый мальчик. И наивный очень по-детски.
Сегодня в школе его засмеяли одноклассники за его страничку Вконтакте - мол, он там как маленький ребенок выкладывает динозавров, танки и какие-то трейлеры игр своих.
Говорят: "Даже никто тебе лайки не ставит, ты лузер". Стёпка очень расстраивается, почти плачет.
Так вот просьба - можете, у кого есть аккаунт Вконтакте зайти и полайкать его разные записи?
Не в службу, а в дружбу. Я буду очень вам признательна.
Спасибо!»
И что бы вы думали? Очень скоро на странице школьника были тысячи отметок «Нравится» под постами.
Но этим дело не ограничилось. Представители ведущих IT-компаний узнали об этой истории и тоже не остались в стороне. Глава Mail.Ru и основатель фонда Grishin Robotics Дмитрий Гришин подарил Степану робота BB-8 из новой части «Звездных войн».
Кроме того, в офисе Mail.Ru Степан сможет взять столько LEGO, сколько захочет.
Директор по стратегическим коммуникациям Mail.ru Group Георгий Лобушкин сфотографировался с табличкой в поддержку Степана.
А официальный представитель «ВКонтакте» Евгений Красников пригласил школьника в офис «Вконтакте». Больше того — после этой истории социальная сеть вернула функцию, отключенную пять лет назад: рейтинг пользователя.
Пять лет назад под аватаром пользователя в социальной сети располагалась шкала. Она отражала заполненность страницы, но бесплатно можно было достичь только 100%. Дополнительные баллы предлагалось купить, и многие пользователи вложили немало денег, чтобы «прокачать» страницу.
Затем разработчики убрали «шкалу крутизны», чем вызвали волну недовольства самых «крутых» пользователей. Но ради Степана шкалу вернули. Теперь он – единственный пользователь с уровнем «крутизны» 146%: больше не бывает!
При этом выяснилось, что Степа — совершенно нормальный парень. Он благодарен всем тем людям, которые сделали его «героем интернетов», но «звездной болезнью» не заболел. Степан старается ответить всем тем, кто шлет ему слова поддержки, но просто физически не успевает: ему еще нужно учиться. Да и просто отдохнуть от компьютера. Об этом очень просила его мама.
Конечно, без «ложки дегтя» не обошлось. Находятся завистники, задающиеся вопросом: «Почему на одного пацана свалилось столько славы?» Видимо, до мысли, что зависть — это плохо, они еще не доросли, в каком бы ни были возрасте. Одно дело — если речь идет о мальчиках-«мажорах», не считающихся ни с кем и ни с чем, с издевательским пафосом прогуливающие деньги своих отцов (а как эти деньги были «заработаны» в свое время — большой вопрос для государственных органов). А Степа — парень из совсем не богатой семьи. «У нас обычная семья, мы живем в простой пятиэтажке (на пятом этаже без лифта :)), у нас нет связей в высоких кругах. У меня пять детей, из них трое приемные» - пишет «В контакте» его мама.
Конечно, проблему всех детей, оказавшихся «изгоями» или жертвами своих одноклассников, такими акциями не решишь. Но вообще, по законам педагогики, в такой ситуации должен действовать классный руководитель; в крайнем случае — любой неравнодушный сотрудник образовательного учреждения. Поднять авторитет таких ребят можно, если дать им возможность проявить себя в положительном и значимом для одноклассников деле. Каком? В каждом конкретном случае нужно думать. Это зависит от особенностей детского коллектива и самого ребенка, нуждающегося в помощи. А если коллектив совсем не развитый и крайне агрессивный, то придется использовать весь небогатый (по «милости» руководителей нашего образования и «мировых тенденций») арсенал репрессивных средств:
«А кто словам не умилится,
Тому агитатор — шашка милиции» (В.В. Маяковский).
В общем, этот случай — не только о судьбе конкретного ребенка, но и об огромной педагогической проблеме. И решение ее зависит не только и не столько от образовательных стандартов, нормативов, прав и обязанностей педагога, сколько от неравнодушия тех, кто эту проблему видит. В любом случае, я искренне рад за Степу и его семью. Как говорил восточный мудрец Омар Хайам:
«Чем за общее счастье без толку страдать,
Лучше счастье кому-нибудь ближнему дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать».
Подготовил Павел Калашников.