Социальные предприниматели — и бобры: что у них может быть общего? Оказывается, и те, и другие существенно меняют окружающую их среду обитания, и меняют к лучшему. Именно такое сравнение родилось в ходе Круглого стола в Торгово-промышленной палате России на тему «Социальное предпринимательство: Лучшие практики и основные вызовы», который состоялся 25 июня 2015 года в рамках недели, приуроченной к празднованию Международного дня социального бизнеса.
Сравнение как нельзя подходит такому живому и нужному делу, как социальный бизнес: ведь основная его задача — решение серьезных общественных проблем и помощь самым незащищенным слоям населения. И многое в этом направлении делается прямо сейчас. О самом важном, что сейчас происходит в сфере социального предпринимательства, рассказывает наш специальный репортаж.
Заседание открыл заместитель председателя Координационного совета ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства, советник президента ТПП РФ Владимир Алексеевич Губернаторов. Причем сделал это достаточно неожиданно для официального мероприятия: вспомнил известную цитату из «Иронии судьбы», что «каждый год мы с друзьями идем в баню», и тем самым разрядил обстановку. Действительно, все участники Круглого стола уже не первый год сотрудничают в деле помощи социальному предпринимательству. Вообще, по замечанию Владимира Алексеевича, социальнй бизнес в России начал свой отсчет с 2007 года, когда был создан фонд «Наше будущее». Начиная с этого времени, акции и мероприятия, посвященные социальному бизнесу, проходят по всей стране.
После вступительного слова выступил Сергей Николаевич Катырин, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. «Прошло всего три года с тех пор, как в России начали отмечать Международный день социального бизнеса. Сегодня мероприятия, приуроченные к этому празднику, проходят практически во всех регионах России, от Калининграда до Камчатки. Развитие социального бизнеса обсуждается на самом высоком федеральном уровне, привлекает внимание органов власти и представителей предпринимательского сообщества», – отметил в своем докладе Сергей Николаевич.
Наталия Ивановна Зверева, директор фонда «Наше будущее» кратко рассказала о том, насколько продвинулся социальный бизнес за последние годы. Если в 2013 году, когда в первый раз в России прошел Международный день социального предпринимательства, участие приняло всего 12 организаций, то в этом году их было более 80 с охватом в 15 тысяч человек. Отдельно Наталия Ивановна рассказала о Лаборатории социального предпринимательства, открытой в прошлом году. За это время ее услугами по обучению и консалтингу воспользовались более 10 тысяч человек. Начата сертификация социальных предпринимателей, причем есть надежда, что в дальнейшем такую сертификацию будет осуществлять государственная организация. Еще одно достижение — акция «Больше, чем покупка», которая делает доступней социальные товары российских производителей. Наталия Ивановна смотрит на будущее социального предпринимательства с большим оптимизмом и твердо верит в его перспективы, а фонд «Наше будущее» готов воплощать эти перспективы в жизнь.
Михаил Борисович Терентьев, депутат Государственной Думы от партии «Единая Россия», рассказал о том, каким образом социальное предпринимательство планируют поддержать законодатели. Идут масштабные дискуссии по поводу законопроекта «О социальном предпринимательстве». Как генеральный секретарь Паралимпийского комитета России, Михаил Терентьев стремится максимально вовлечь в социальное предпринимательство людей с ограниченными возможностями и отстаивает их интересы при подготовке законопроекта.
«Фонд «Наше будущее» - первые и единственные» - так оценила их деятельность по поддержке социального бизнеса Наталья Борисовна Починок, ректор Российского государственного социального университета. Наталья Борисовна недавно принимала участие на конференции NAFSA (Международной ассоциации работников образования) в Бостоне и, по ее наблюдениям, руководители самых разнообразных вузов со всех уголков планеты все большее внимание уделяют социальной сфере. И наша страна в социальной сфере — на стадии серьезной перестройки. Идет интенсивное внедрение Федерального закона ФЗ-442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», переход социальных услуг в негосударственный сектор. В целом, при всем интересе к международному опыту, в социальной сфере у России уже накапливается положительный опыт, что показал недавний Социальный форум в Омске. Затронула Наталья Борисовна и те задачи, которые, по ее мнению, сейчас стоят на повестке дня. В первую очередь, это создание Реестра поставщиков соиальных услуг. Для чего нужен такой реестр? Для большей «прозрачности» социального бизнеса и для удобства получения предпринимателями банковского кредита. Сейчас работа по созданию реестра идет достаточно медленно. Еще одна приоритетная задача — разработать и внедрить образовательные программы для социальных предпринимателей. В заключение, Наталья Борисовна пожелала, чтобы следующий День социального предпринимательства отметили уже в Колонном зале. «А потом можно будет отметить и на стадионе в Лужниках!» - оптимистично ответил ей Владимир Губернаторов.
Круглый стол продолжил Михаил Валерьевич Мамута, начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России. Его выступление было посвящено вопросам финансирования социального бизнеса. Чаще всего это малые предприятия. А они являются потенциальными потребителями микрокредитов и микрозаймов. Чтобы улучшить условия финансирования малых предпринимателей, идет работа над законопроектом, по котором сумма микрокредита будет увеличена с одного миллиона рублей до трех. В Банке России создана и достаточно успешно действует Рабочая группа по вопросам финансирования малого и среднего предпринимательства. Михаил Валерьевич также отметил, что социальные предприниматели нередко оказываются первооткрывателями, которые создают радикально новые продукты и услуги. В бизнесе это называется «стратегия голубых океанов»: в отличие от традиционных отраслей, где «океан» считается «красным» (от крови конкурентов), «море» социальных предпринимателей чистое, именно потому, что они сами создают новые отрасли.
О правовых аспектах социального бизнеса сообщил Игорь Владимирович Судец, соруководитель партийного проекта «Комфортная правовая среда» партии «Единая Россия». По его словам, закон о социальном предпринимательстве действительно необходим, и эта идея нашла понимание у поддержку у Главы государства и высшего руководства страны. Противников у готовящегося закона нет. Все дискуссии идут исключительно о тех или иных деталях законопроекта. Игорь Владимирович поблагодарил всех присутствующих, в особенности самих социальных предпринимателей.
Социальный бизнес создает по-настоящему востребованные проекты. Об одном из них представил свой доклад Дмитрий Евгеньевич Валюков, генеральный директор организации ООО «Социальные услуги». Это Многопрофильный оздоровительный центр социальных услуг (сокращенно МОЦСУ). Центр призван помогать социально незащищенным людям и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: больным алкоголизмом и наркоманией, лицам с нарушениями в области психики, инвалидам. Проект получил поддержку на высшем уровне — в ходе заседания Государственного совета его высоко оценил Президент.
О вызовах, с которыми сталкивается социальное предпринимательство сегодня, рассказала Елена Николаевна Феоктистова, вице-президент и член Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Социальному бизнесу крайне затруднительно находить поддержку у региональных властей: те, как правило, очень настороженно относятся к инициативам. Что делать? Организовать обучение государственных служащих основам взаимодействия с социальным бизнесом. Еще одна проблема заключается в том, что многие законодательные нормы, затрагивающие деятельность социальных предпринимателей, необходимо усовершенствовать. Например, закон о нулевой ставке налога на прибыль: она возможна лишь для тех социальных предприятий, прибыль которых более, чем на 90%, сформирована за счет самой социальной услуги. В современных экономических реалиях это практически невозможно. И третья ключевая проблема — о социальном бизнесе еще очень мало осведомлены. Следовательно, всем заинтересованным лицам необходимо работать над распространением информации. «Вначале было Слово» - подытожила свое выступление Елена Феоктистова.
Тему, связанную с информированностью о социальном бизнесе, продолжил и следующий докладчик, Игорь Вениаминович Задорин, организатор и руководитель Исследовательской группы «Циркон». Он представил исследование на тему «Социальное предпринимательство: восприятие россиян», проводившееся по результатам массовых социологических опросов на протяжении без малого пятнадцати лет (с 2000 года). В итоге была выявлена проблема: россияне к бизнесу относятся с большим недоверием. На вопрос «Представьте, что неизвестный предприниматель в Вашем городе планирует строительство физкультурно-оздоровительного комплекса за свои деньги, при этом обещая, что местные дети смогут там заниматься бесплатно — как бы Вы отнеслись к такой информации?» более 50% респондентов в такую новость не поверило бы. «Это будет обычный платный комплекс», «Это исключительно для рекламы и самопиара» - так отвечало подавляющее большинство опрошенных. Невелика и осведомленность россиян о социальном бизнесе: более 64% участников опроса ничего о нем не слышало вообще. Точно так же на просьбу ответить, что такое, по их мнению, «социальное предпринимательство», большая часть респондентов была весьма далека от истины. Таким образом, заключил Игорь Задорин, социальному бизнесу нужна серьезная общественная и информационная поддержка.
И все же, несмотря на достаточно серьезные вызовы, социальные проекты работают и находят поддержку. А все потому, что «Добро и Созидание основы мироздания»: такое необычное название носит программа социальной инициативы московского предпринимательства при поддержке Правительства Москвы. За относительно недавнее время существования этой программы сделано уже очень многое. Один из наиболее ярких проектов — это «Летние странствия». В числе ее участников по большей части социально незащищенные дети. «Странники» уже успели побывать на Смоленщине, в Беларуси, на Селигере. И, судя по представленным фотографиям, им точно было интересно и весело. Еше в рамках социальной инициативы были реализованы благотворительный аукцион, фестиваль социальных инициатив «Во имя семьи», масштабный проект «Чтобы помнили...» ко Дню Победы, военно-патриотический маршрут «Волоколамское шоссе» и многое другое.
Завершающим стал доклад Ольги Рябовой, независимого эксперта социального предпринимательства, члена Координационного совета ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства. Она рассказала о мировых тенденциях в социальном предпринимательстве. По ее словам, среди ведущих экспертов в этой области принято уже говорить об «экосистеме социального бизнеса». Какова же роль социального предпринимателя в ней? Говоря об этом, Ольга Александровна и употребила образное сравнение такого бизнесмена с бобром: ведь деятельность бобров, по мнению специалистов-зоологов, очень существенно влияет на экосистемы водоемов. Так и социальный предприниматель, какой бы малой ни была его организация, может сделать очень и очень многое, чтобы жизнь изменилась к лучшему.
После докладов состоялось награждение социальных предпринимателей. Москва и Камчатка, Сибирь и Санкт-Петербург — награжденные представляли почти все регионы нашей огромной страны. А кто эта юная красавица? Неужели она тоже социальный предприниматель? Маленькая Анечка, оказывается, прилетела на церемонию вместе со своим папой, Александром Владимировичем Мещанкиным из города Елизово, Камчатский край. Александр Владимирович уже однажды был награжден. В 2011 году был отмечен его проект «Камчатский центр доступного туризма «Росомаха»». Ключевое слово - «доступный»: клиентами центра являются молодежь, пенсионеры, а вскоре будут организованы туры и для лиц с ограниченными возможностями. Благодаря центру «Росомаха» у них есть возможность увидеть вулканы и сопки, Тихий океан, порыбачить на нерестовых реках, а если повезет, то встретить медведя и других обитателей камчатской фауны. На мой вопрос «А чем Камчатка сможет удивить бывалого путешественника, который чего только ни повидал?» Александр Владимирович уверенно отвечает: этнография. Шесть народов — коряки, ительмены, эвены, чукчи, алеуты и айны — обитают на полуострове. Об айнах Александр Владимирович рассказал удивительную историю: оказывается, часть из них считают себя евреями, которые давным-давно отправились странствовать по миру и оказались на Дальнем Востоке. Есть у Камчатки и свое героическое прошлое. В Крымскую войну гарнизон из 900 русских солдат разбил англо-французскую эскадру, более чем в три раза превосходящую их по численности. Причем командующий эскадры еще до начала боя покончил с собой. У историков на этот счет есть три версии: он получил письмо от девушки, которая решила с ним порвать, застрелился случайно или, может быть, испугался русского оружия. С таким экскурсоводом, как Александр Владимирович, на Камчатке точно будет интересно. «А какую награду получают победители?» - спросил я в завершении нашей беседы. Оказывается, главный приз — это сертификат и беспроцентный займ на семь лет для реализации своих социальных проектов. Первый из них, полученный еще в 2011 году, удалось отдать раньше на два года. Я поблагодарил Александра Владимировича и Анечку за интервью, пожелал им всего самого лучшего — и на будущий год снова оказаться в числе победителей...
После того, как мероприятие завершилось, я подумал: «Если таких «добрых бобров» среди представителей бизнеса станет побольше, то жить нам всем будет намного проще и лучше».
Павел Калашников
Фото Михаил Подобед.
P.S. Журнал «Экоград» будет и дальше информировать наших читателей о самых интересных социальных проектах. Читайте наши репортажи о социально ответственном бизнесе:
http://ekogradmoscow.ru/eko/eko-disput/lukojl-s-neozhidannoj-storony