Нобелевская премия по химии в 2017 году была присуждена за развитие криоэлектронной микроскопии высокого разрешения для определения структур биомолекул в растворах. Лауреатами стали Жак Дюбоше, Иоахим Франк и Ричард Хендерсон.
Лауреатами Нобелевской премии по химии стали швейцарец Жак Дюбоше, британец Ричард Хендерсон и американский ученый Йоахим Франк — «за развитие криоэлектронной микроскопии высокого разрешения»
Криоэлектронная микроскопия - это форма просвечивающей электронной микроскопии, в которой образец исследуется при криогенных температурах. Метод популярен в структурной биологии, так как позволяет наблюдать за образцами, которые не были окрашены или каким-либо образом зафиксированы, показывая их в их родной среде.
Ранее среди претендентов на премию по химии находился россиянин — ведущий научный сотрудник Института химической физики (ИХФ) им. Н. Н. Семенова РАН Георгий Шульпин, вместе с коллегами из США Джоном Беркоу и Робертом Бергманом он сделал весомый вклад в область углеродно-водородной функционализации — отрасли, разрабатывающей новые методы синтеза органических соединений. Также в списке возможных лауреатов значились датчанин Йенс Норсков за фундаментальные достижения в области гетерогенного катализа на твердых поверхностях и команда из химиков Тсутому Миясаки, Нам-Гю Парка и Генри Снейта за открытие минерала перовскита и разработки на его основе.
Исследования Дюбоше (Лозаннский университет, Швейцария), Хендерсона (Кембриджский университет, Великобритания) и Франка (Колумбийский университет, США), как отмечается в пресс-релизе Нобелевского комитета, помогают улучшить и упростить визуализацию биомолекул. Криоэлектронная микроскопия, разработкой которой занимались ученые, «переместила биохимию в новую эру».
«Научные прорывы часто строятся на успешной визуализации объектов, невидимых для человеческого глаза. Однако «биохимические карты» долгое время оставались пустыми. Криоэлектронная микроскопия меняет это положение», — объясняет свое решение Нобелевский комитет. Теперь исследователи могут замораживать биомолекулы в движении и впервые визуализировать многие процессы, которые являются ключевыми не только в понимании химии жизни, но и в развитии фармацевтических препаратов, отмечается в сообщении.
Вручение Нобелевской премии пройдет 10 декабря. Ее сумма в 2017 году составляет 9 млн шведских крон ($1,1 млн).
С помощью криоэлектронного микроскопа можно лучше понять действие антибиотиков, заявил РБК профессор кафедры химии природных соединений МГУ Петр Сергиев. По его словам, такие микроскопы могут применяться в медицине, к примеру, чтобы «точно понять, как антибиотики действуют на бактерию и, возможно, придумать что-то лучшее, чем уже имеется». «Криоэлектронная микроскопия является лидирующим методом, чтобы определить структуру молекулярных машин (белков), которые работают в клетке», — рассказал он. По словам Сергиева, сейчас серьезно продвинулись аппаратная база, включая электронный микроскоп, и возможности расчета полученных данных.
Нобелевская премия за разработку криоэлектронного микроскопа вручена заслуженно, считает президент Российского союза химиков Виктор Иванов. «Этим разработкам уже несколько лет, без подобных разработок нельзя дальше двигаться в своих исследованиях, в первую очередь, в области микробиологии, биохимии, медицины, химии и электроники», — пояснил он РБК. По словам Иванова, с помощью криоэлектронного микроскопа клетку сначала замораживают, а потом изучают при сильном приближении. «Медицина всегда страдает, когда не может рассмотреть те или иные процессы, которые происходят у нас в организме», — добавил он.
Год назад премию по химии получили француз Жан-Пьер Соваж, голландец Бернард Феринга и американец Джеймс Фрейзер Стоддарт за разработку и создание молекулярных машин. Нобелевская премия по химии вручается с 1901 года. Чаще всего (50 раз) ее присуждали за исследования в области биохимии, органической химии (43) и физической химии (38 раз).
По материалам Газеты.Ru и РБК.