Нефтекомплекс РФ: требуются выверенные, не "пожарные" решения...

На днях Минэкономраазвития РФ заявило, что снятие санкций с Ирана может привести к падению цен до 55 долл. за баррель. Российские и зарубежные аналитические агентства полагают, что цены "из-за Ирана" могут упасть даже до 40 долл., ввиду значительного превышения спроса над предложением на мировом рынке. И... что тогда ожидает российскую экономику, российский рубль, и сможет ли тогда РФ быть равноправным партнером других стран-участниц БРИКС, ШОС. ЕАЭС?..
Похоже, над последним вопросом никто из властных структур не задумывается. А выход
из текущей ситуации находят "исторически традиционный" - периодические увольнения... нет, отнюдь не начальства и его" протеже", а конкретных производственников, ученых, аналитиков; сокращение производственных мощностей; консервация стратегических инвестпроектов...
Собственно говоря, на чём "экономим"? На будущем страны и её населения?..
Примитивность таких "решений" - едва ли не очевидна. И почему-то не используется вполне успешная практика многих "нефтегазовых" стран в таких ситуациях - временные (максимум, на 4 - 6 недель) сокращения добычи или экспорта нефти. От "миниатюрных" Габона и Конго до Эквадора, Брунея, Бахрейна и Тринидада и Тобаго, не говоря уже о странах ОПЕК, США. Канаде, Норвегии, - означенная практика не единожды приводили к стабилизации и некоторому повышению цен на нефть. И наиболее успешными эти "ходы" были и остаются таковыми, когда ряд стран договариваются об единовременных упомянутых мерах (или - с краткосрочным лагом по времени - для поддержания положительной ценовой тенденции). Кстати, даже сами заявления о тех же мерах зачастую выправляют нефтеценовую ситуацию.
Совокупные объемы нефтеэкспортных доходов российских компаний давно "зашкаливают", но, видимо, хочется ещё больше - вдруг рубль вообще "рухнет"? Чтобы было, за счёт чего сохранять и даже увеличивать баснословные зарплаты, бонусы, оплачивать всёвозрастающую роскошь, всевозможные дорожающие удовольствия?..
Нелишне напомнить, что в рамках Совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) СССР, Румыния и Албания - даже несмотря на советско-румынские политические разногласия и на разрыв советско-албанских отношений в начале 1960-х из-за несогласия Тираны с антисталинской политикой Москвы - в 1950-х - начале 1980-х не единожды заявляли о временном сокращение добычи или экспорта нефти, и, зачастую, реально это делали. Чтобы поднять цены. И небезуспешно.

А, например, период середины 1970-х? Чтобы резко поднять цены, большинство стран ОПЕК не "испугались" временного понижения своих доходов и... объявили даже эмбарго на поставки нефти в страны Запада (ввиду израильско-арабского конфликта). В результате, только за 1973-1974 гг. цены взлетели минимум вдвое, в сравнении с уровнем 1971-1972 гг.
К той же практике самостоятельно прибегали (и прибегают) Иран и Ливия, Судан и Бирма, Малайзия и Венесуэла, Алжир и Нигерия. Получается, что во всех означенных странах интересы и действия местного нефтегазового бизнеса в большей мере соответствуют интересам государства?..
По данным аналитиков США, "Россия продолжает страдать от значительных потерь налоговых поступлений из-за того, что некоторые российские сырьевые компании переводят прибыль в «налоговые оазисы», особенно на Кипр. По всей видимости, сырьевые доходы России поступают на Кипр через зарегистрированные в этом государстве офшорные компании, которые приобретают нефть и другие сырьевые товары в России по ценам ниже рыночных, затем продают их по рыночной цене, а прибыль переводят на Кипр. Таким образом, вместо того чтобы платить налоги в России, компании делают это на Кипре. В результате, объем экспорта РФ оказывается занижен в среднем до 5% ВВП в год " (подробнее см., например,
http://ru.paperblog.com/inosmi-glavnyie-problemyi-rossii---neft-i-putin-427744/ ) . Примечательно, что официальных или неофициальных опровержений в РФ упомянутым оценкам пока не было...
Экс-министр энергетики РФ Виктор Калюжный пояснил мне, что высокие темпы роста добычи в РФ, что не в последнюю очередь связано с экспортом нефти, привели к тому, что в стране "уже достигнут пик добычи – в районе 520 млн тонн в год. Поэтому активных запасов - с них начинается добыча, а затем приходит черед трудноизвлекаемых запасов - осталось, максимум, на 5 – 7 лет. А для этих запасов нужна принципиально иная государственная политика и требуется использование научных рекомендаций, которые в отрасли явно недостаточно учитываются.
Состояние нефтекломплекса в РФ, можно сказать, предкризисное. И это беспокоит больше, чем падение цен на топливо". Поскольку, по оценкам В.Калюжного, при существеннном приросте добычи в последние годы — добились советского уровня — упали все качественные показатели. Ибо "простаивает до трети пробуренных скважин, не соблюдаются проекты разработки месторождений. Коэффициент извлечения нефти уменьшился до 0,2, а прежде он был 0,44; у западных компаний этот коэффициент - 0,4-0,5. То есть, до 80% добываемой нефти зачастую остаётся в «глубинах». А цель западных компаний "к 2030 году - освоить технологии, позволяющие "брать" не менее 90% нефтяного сырья".
Словом, варианты оптимального, грамотного реагирования на нынешние нефтеценовые тенденции имеются, и они давно апробированы...
А.Чичкин
- Подробности
-
Категория: Новости со всего света
-
Опубликовано 16.07.2015 00:28
-
Просмотров: 791