Поисковики обнаружили на дне Финского залива легендарный советский военный корабль «Яков Свердлов», который подорвался на мине в годы Великой отечественной войны.
Эсминец обнаружили на глубине 75 метров посередине Финского залива.
Сначала поисковики нашли архивные данные, по которым обнаружили предварительное место нахождения корабля. Окончательно версию подтвердили после глубоководного спуска.
Этот корабль в начале прошлого века считался самым быстроходным и носил наименование «эскадренный миноносец Новик». После революции его назвали «Яков Свердлов». Это был первый эсминец российской постройки с паротурбинными двигателями и котлами высокого давления, отапливаемыми только жидким топливом.
Это был первый предсерийный корабль. Серийные эсминцы — «Новики» — строились по переработанным проектам. На русских верфях, в 1911—1916 годах, в шести типовых вариантах, всего заложили 53 корабля.Технические условия для проектирования были разработаны Морским Техническим комитетом (МТК) под руководством выдающихся учёных-кораблестроителей А. Н. Крылова, И. Г. Бубнова и Г. Ф. Шлезингера.В 1910 году, когда, накануне закладки корабля, решался вопрос о включении его в списочный состав Балтийского флота, герой русско-японской войны, начальник морских сил Балтийского моря — вице-адмирал Н. О. Эссен, лично обратился к Императору с просьбой присвоить новейшему русскому «минному крейсеру» название «Новик», в память о крейсере 2-го ранга («лёгком миноносном крейсере»), которым он командовал в 1902—1904 годах.
Корабль был заложен 19 июля 1910 года на Путиловском заводе в Петербурге в присутствии морского министра И. К. Григоровича, 4 апреля 1911 года зачислен в списки БФ и спущен на воду 21 июня 1911 года.
К началу Первой мировой войны являлся лучшим кораблём в своём классе, послужил мировым образцом при создании эскадренных миноносцев военного и послевоенного поколения. Первый эсминец российской постройки с паротурбинными двигателями и котлами высокого давления, отапливаемыми только жидким топливом.
В годы Первой Мировой войны его использовали для постановки мин. Он участвовал почти во всех военных действиях на Балтике, в том числе в нападении на немецкие транспортные суда. Между войнами его модернизировали, и он стал штабным кораблём дивизиона.
В августе 41-го на нём, также как и на нескольких десятках других судов, эвакуировались защитники Таллинна. Операция называлась «Таллинский переход». Тогда результате нападения немцев, советский флот потерял свыше 60-ти кораблей. Эсминец «Яков Свердлов», который называют легендарным, подорвался на мине, переломился пополам и затонул.
«Новик» лежит посередине Финского залива на глубине 75 метров. Его корпус разломлен пополам, носовая часть перевёрнута вверх килем, корма с орудиями и надстройкой лежит на ровном киле. На корме чётко читается название корабля на момент гибели — «Яков Свердлов». Также отчётливо виден герб СССР, рассказал руководитель российской экспедиции Константин Богданов.
В результате кораблекрушения с эсминцем «Яков Свердлов» погибло 114 человек. О планах поднять корабль на поверхность пока не сообщается.
Геннадий Орешкин