Заместитель председателя Московского отделения Союза журналистов России, главный редактор журнала "Персона", заместитель председателя Всероссийского конгресса этножурналистов "Культура мира" (ВКЭЖ) Лариса Шамикова в интервью журналу "ЭкоГрад" прокомментировала ситуацию, связанную с пожаром библиотеки ИНИОН:
- Несколько дней в обществе и СМИ активно обсуждается трагедия, произошедшая с библиотекой ИНИОН (Института Научной Информации по Общественным наукам). Высказываются различные мнения о причинах пожара, масштабах ущерба, возможных отставках, дальнейшей судьбе института и библиотеки и т.д. Что Вы думаете о всей этой ситуации?
- Для нас журналистов, думаю, и для всех россиян - это огромная трагедия, потому что серьезно пострадала библиотека, в которой хранилось более 10 млн книжных изданий, большинство из которых в единственном экземпляре: это и редкие книги XVI - начала XX веков, это и собрания документов, монографий и диссертаций, в ней располагалась одной из самых крупных в России коллекций книг на славянских языках. Это одно из тех мест, которое являлась предметом гордости для нас россиян.
Озвучивается много версий, одна из основных, что это преднамеренный поджог. На мой взгляд, из-за того, что вечером в здании практически никого не было кроме охраны, поэтому случай с поджогом исключается. Также озвучиваются и другие версии: короткое замыкание, взрыв петарды на крыше, говорят также о том, что, возможно, кому-то нужна была земля, на которой находится институт, вот таким образом попытались решить проблему. Я в эти версии абсолютно не верю. Трудно поверить в то, что такой огромный институт, имеющий ценнейшее собрание архивных материалов и имеющий такое значение для страны, могли поджечь в корыстных целях. Хотя и эту версию исключать полностью нельзя.
О том, что в настоящее время многие научно-исследовательские институты находятся в плане финансового обеспечения в плачевном состоянии, ни для кого не является секретом. И эта тема не раз обсуждалась в СМИ, правда, в основном, в специализированных изданиях, которые широкий читатель особо не читает.
Когда проводилась реформа РАН, чаще звучали призывы покончить с бедственным положением организаций, занимающихся наукой. Но тогда речь шла в первую очередь об естественных науках, а о гуманитарных - даже и не заикались. И проблемы в науке копились годами и не решались.
Конечно же, большинство москвичей и столичных журналистов знали об ИНИОНе и его бесценном книгохранилище. Здесь работают первоклассные специалисты, которые являются цветом гуманитарно-исторической науки и политической в том числе, многие из них входят в состав экспертного сообщества. Директор ИНИОН Юрий Пивоваров очень известный человек, придерживается либеральных взглядов, выступает во многих телевизионных программах, принимает участие в обсуждении вопросов по межнациональным отношениям, ситуации на Украине и Юго-востоку этой страны.
Специалисты, работающие в библиотеке, выпускают несколько научных журналов. Будут ли теперь выходить эти издания?! Теперь непонятно.
Всем интересно, как будет складываться ситуация с рабочими местами. Как известно, пожар начался не в книгохранилище, а на третьем этаже, и поэтому сильно пострадали офисные помещения, оборудование, компьютеры с рабочими материалами. Что касается самого книгохранилища, то озвучивается, что 15 % книжного фонда пострадала безвозвратно. Но мы не знаем какой именно сектор пострадал. Нельзя забывать, что в библиотеке хранились редчайшие издания, которых практически больше нигде нет.
Поэтому даже потеря 1% особо ценного уникального книжного фонда может быть гораздо ценнее, чем какие-нибудь технические материалы. Из интервью Юрия Пивоварова я узнала, что часть книжного фонда можно будет восстановить из архива других библиотек, часть фонда, к счастью, оцифрована, но это малая толика имеющегося фонда.
В 20-30 годы, перед войной и после нее. здесь работали величайшие гуманитарные умы, выпускались и приобретались журналы, газеты и книги, посвященные русской словесности, литературоведению и историковедению. И если эти издания погибли в пожаре, то для меня, как человека, трепетно относящегося к словесности и развитию гуманитарных наук, истории культуры и религии, это для всех нас большая национальная трагедия.
Беседовал Вагиф АДЫГЕЗАЛОВ