Ввиду режима санкций против Крыма-РФ и непризнания ООН независимости Абхазии, привлечение туда инвесторов - дело сложное, но возможное...
Вполне может быть использована схема, по которой КНР умело и успешно обходила западные санкции в 1950-х – первой трети 1970-х. А именно: КНР активно для «проникновения» к себе зарубежных инвестиций и технологий использовала прибрежные Гонконг и Макао – британскую и португальскую территории (до конца 1990-х) на юге Китая. То есть, подавляющая часть экспорта в КНР западных инвестиций и технологий в тот период «оформлялась» как поступающая из Гонконга и/или Макао. Кстати, тогдашние советские пропагандисты чуть ли не высмеивали такую практику, обвиняя КНР в «соглашательстве с колонизаторами», при этом замалчивая преимущества такой инвестиционной политики Пекина. Зато уже к середине 1970-х КНР была одним из лидеров в Восточной и Юго-Восточной Азии по темпам роста импорта зарубежных инвестиций, технологий, научных и технических кадров.
Применительно к Крыму «каналами» такого рода могут стать либо некоторые его припортовые районы в ранге свободных портово-экономических зон, либо соседние, с аналогичным или схожим статусом, приморские районы/города Абхазии и/или России. Или - даже в сопредельных Болгарии или Турции. Кстати, похожей «зоной притока» капиталовложений и технологий из-за рубежа для Малайзии в конце 50-х – начале 70-х был сопредельный Сингапур. А, например, для Марокко в 50-х - начале 60-х тем же «инвестканалом» была тогдашняя свободная международная зона Танжер, расположенная на марокканском севере (т.е. вблизи Испании и британского Гибралтара, тоже реэкспортёра товаров и инвестиций).
И, ещё один, почти забытый пример: обложенные в 60-х – середине 80-х санкциями и эмбарго ЮАР и экс-британская Южная Родезия для притока иностранных инвестиций и технологий небезуспешно использовали реэкспортные возможности стран и территорий, образно говоря, «сопредельного квадрата» – Свазиленда, Лесото, французских и британских в тот период, соответственно, Коморских и Сейшельских островов.
Примечательно, с учетом изложенного и то, что в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) не чинится препятствий участию российского Крыма, как и независимой Абхазии, в общерегиональных программах и проектах, а Запад «не замечает» такой политики ОЧЭС. Не исключено, что это намёк на неизбежную отмену санкций против Крымского региона, да и на международное признание Абхазии?..
А.Чичкин