Ресурсная кладовая Африки, располагающая колоссальной территорией и сверхблагоприятными условиями для сельского хозяйства, - снова перед угрозой гражданской войны и распада на "квазигосударства" как в 60-х и 90-х годах. Экономика страны, почти целиком "экспроприированная" транснациональными корпорациями(ТНК), по-прежнему остаётся сырьевым придатком Запада. Используются разнообразные меры противодействия попыткам и, тем более, планам правительства Конго по реиндустриализации нацэкономики и, в целом, по комплексному экономическому развитию страны на основе её национальных интересов.
Массовые демонстрации конголезцев приобретают всё в большей мере этно-сепаратистский характер; власти же применяют оружие против протестующих. Быстрый рост цен и столь же быстрый рост безработицы, растущие внутренний и внешний госдолг, пренебрежение со стороны ТНК социальными и экологическими нормативами в добыче и обогащении разнообразных полезных ископаемых разработке лесоресурсов, парализованность национальной финансовой системы - главные причины нынешнего кризиса. Тем более при падении мировых цен на большинство видов промышленного и особенно энергосырья, вывозимых из Конго.
Тем временем, "по меньшей мере, 400 тысяч в крайней степени истощенных детей могут умереть в регионе Касаи (центральный регион Конго). Причиной такой катастрофической ситуации являются насилие, массовое перемещение людей и сокращение аграрных работ за последние полтора года", — отмечается в заявлении Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ, 31 декабря 2017 г.). Если в более широком контексте, эксперты ЮНИСЕФ утверждают, что гуманитарное положение всех жителей станы остается крайне тяжелым и улучшений не прогнозируется минимум до июня 2018 года вследствие того, что в текущем году посевной сезон был пропущен (подробнее см. https://ria.ru/world/20171212/1510785013.html ).
Стране, повторим, вполне реально грозит распад - с выделением наиболее ресурсных регионов в некие "государства", подчиняющиеся ТНК. По образцу отделения от Эфиопии Эритреи, Южного Судана от Судана, схожих планов Турции и НАТО в отношении Сирии,Ирака, Ливии.
В Конго сосредоточено до 25% мировых запасов урана, хрома, кадмия, кобальта, ванадия, марганца, висмута, меди (по каждому из этих видов сырья). Здесь же весьма крупные, лишь частично освоенные месторождения ювелирных и технических алмазов, платины, золота, серебра, графита. Причем свыше 60% объёма всех этих богатств – в южном и юго-восточном регионах страны. Добавим к этому расположенные практически по всей стране колоссальные запасы ценнейших пород тропической древесины и чрезвычайно плодородные сельхозпочвы, позволяющие собирать урожаи дважды в год. И освоенные лишь на 15% крупные запасы нефти (в приморском, северном и северо-восточном регионах). При этом Конго - географически кратчайший транзитный "коридор" между Красным морем и Атлантикой.
Словом, в наличии немало причин, требующих транснационального контроля за этой страной. Первыми всё это осознали в Бельгии еще в 1910-х годах, когда Конго стало колонией Брюсселя, причем около 20 лет территория эта была личным владением бельгийского монарха Леопольда, который затем продал её (?!) бельгийскому государству...
Национализация коголезских ресурсов, предписанная в конце июля 1960 г. первым президентом страны Патрисом Лумумбой, вскоре вызвала бельгийскую, а следом и НАТОвскую интервенцию, официально названную «Красный дракон» - но под прикрытием ООНовских «голубых касок». Тогда же в основных сырьевых провинциях страны – Катанге (на юге Конго) и в сопредельной Касаи возникли с подачи «миротворцев» некие "государства"(вскоре появились другие их аналоги). А до этого их территории были объявлены Западом зонами деэскалации и утверждены ООН в таком "временном статусе".
Лумумба обращался с просьбами о помощи к СССР и КНР, но нарастающий политический конфликт между ними и назревающий Карибский кризис предопределили трагическую судьбу и Лумумбы, и Конго.
А законный президент страны П. Лумумба был выдан «миротворцами» сепаратистам и замучен в январе 1961-го. Глава этой операции экс-полковник бельгийских колониальных войск Жорж Мобуту стал с 1965-го диктатором Конго – вплоть до 1997 года включительно.
Ресурсами тех же провинций владели три бельгийские корпорации с участием британского и американского капитала. Они же финансировали сепаратистов, а затем и режим Мобуту. Шахты в тех регионах работали бесперебойно: их надёжно охраняли «миротворцы» и воинские формирования корпораций вместе с сепаратистами. Добываемое же сырье по 1969 год включительно экспортировалось даже без выплат центральным властям страны. Да и в последующем такие выплаты были и остаются периодическими.
А сырьевые квазигосударства самораспустились лишь к началу августа 1967-го. Существовали они как бы «про запас» – на случай, если Мобуту решится на полномасштабную национализацию недр Конго. Но таковая не состоялась. Последние «миротворческие» войска были выведены из Конго в конце июля – начале августа 1967 года: к тому времени Запад убедился в "правильности" режима Мобуту.
С тех пор ситуация в стране не меняется, ввиду применения всевозможных вариантов транснационального контроля в отношении Конго. Если местные власти пытаются изменить экономический вектор страны, предписанный ТНК, тогда в ход идут, например, межэтнические конфликты, военные конфликты соседними странами, "обрушение" мировых цен именно на конголезское сырье. А то и убийства государственных деятелей и/или влиятельных оппозиционных политиков (подробнее см. https://www.svoboda.org/a/24131063.html; http://www.sovsekretno.ru/articles/id/733/; http://www.africana.ru/biblio/diamant/Sjerra.htm ).
Словом, многострадальное Конго - снова перед угрозой расчленения, хаоса и транснационального "миротворчества".
Алексей Чичкин.