В Южной России наконец-то будут, при поддержке правительства РФ, возрождать хлопководство. Директивно "упразднённое" к концу 1950-х в этом регионе, а также в Молдавии, на Юге Украины, в Крыму и Армении во имя почти повсеместного в СССР "кукурузоразведения". К настоящему времени до 20-25% общих затрат российских предприятий легпрома приходится на импорт хлопка-сырца из Центральной Азии, Азербайджана, Турции, КНР, США и ряда других стран.
До распада СССР поставки хлопка в РСФСР были, в основном, из союзных республик, но очевидно, что с с 1991-го ситуация в этой сфере изменилась: теперь не меньше 90% объема ввозимого хлопка - это валютный импорт (или импорт в пересчете по валютному курсу). Точнее, участники ЕАЭС Казахстан, Киргизия и Таджикистан обеспечивают максимум 12-15% общероссийского спроса на это сырье. Между тем, многие экспертные оценки показывают: за счет развития хлопководства на Юге РФ внутренний спрос на то же сырье будет обеспечиваться на 20, а то и на 30%.
Статс-секретарь Минпромторга РФ Виктор Евтухов в ходе недавней международной выставки "ИНТЕРТКАНЬ-2017" (28-30 августа с.г.), пояснил автору, что «расширение отечественной сырьевой базы легпрома, стимулирование производства химических волокон и нитей, как и продуктов на их основе - стратегическая линия государственной политики в отрасли. Включающая, в том числе, субсидирование производителей высококачественной сырья и, при необходимости, введение ограничений на его экспорт, как это имеет место, в частности, с кожевенными полуфабрикатами и сырыми шкурами. В целом, лён, шерсть и кожсырье - это те виды традиционного сырья для легпрома, потребности в которых вполне могут обеспечиваться собственным производством». Плюс к тому, Минпромторг РФ,по словам В.Евтухова, положительно характеризует опыт возделывания хлопка-сырца в Волгоградской области (с начала 2000-х. Прим. ред.) и выступает за расширение его географии. И «прежде всего, эту практику целесообразно распространить на Астраханскую область, где тоже выявлены возможности развития этого направления. Определённые перспективы в этом плане имеются на Ставрополье. Тем более всё это важно в условиях почти 100%-ного, причем дорожающего хлопкоимпорта».
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин высказал автору схожие оценки: «Сорт, возделываемый в Волгоградской области, мало в чём уступает сырцу по качеству и прочности, ввозимому из Средней Азии или Азербайджана. В будущем году текстильный комбинат в г. Камышине (Волгоградская область) планирует полностью перейти на местный хлопок. Полагаю, этому примеру последуют и другие предприятия. Перспективно его промышленное возделывание, как показывают опытные посевы, и в Астраханской области, Калмыкии, ряде районов Ставрополья и Дагестана. Наряду с экономическими и социальными выгодами, это ещё заполнение пустующих и, как следствие, деградируемых сельхозземель, а площади таких земель в данных регионах, как минимум, не сокращаются».
Кстати, в конце июля с.г. Всероссийский НИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства (ВНИИОБ, Астрахань) вывел особо прочный и высокопродуктивный сорт хлопчатника. В разработке ВНИИОБа - ещё сорта с голубым оттенком (такой вид издавна возделывается только в Судане, Чаде, ЦАР, Албании и США. Прим. ред.) и цвета хаки. Как отмечает директор ВНИИОБа Михаил Пучков, характеризуя выведенный сорт, "это "Астраханский-3". Он отличается от других высоким качеством, максимальной белизной высокой прочностью. Его урожайность — 4 тонны с с 1 га, в то время как у традиционных сортов - не более 3,5 т/ га, и вполне подходит для возделывания в промышленных масштабах на Юге России". По данным М.Пучкова, АС-3 уже передан на регистрацию в госкомиссию, процедура эта завершится до конца года.
Сорта нижневолжского и северокавказского хлопка успешно возделывали в конце 40-х - начале 60-х и в Румынии (Венгрии, Албании).
А.Чичкин
Постепенно возрождается хлопководство также на востоке и северо-востоке Ставрополья на базе профильных Буденновского и Прикумского исследовательских центров.
В Буденновском районе на базе Прикумской опытно-селекционной станции в мае 2015-го было высажено 15 га сортов хлопка, выведенных на основе возделываемых там же в 1930-середине 1950-х. Урожайность от 28 ц/га на богаре (т.е. без искусственного орошения) и до 41 ц/га на орошаемых. Это рекордные показатели за всё время южнороссийского хлопководства. В связи с чем, краевое правительство предписало (2016 г.) довести хлопкопосевы в крае до 5 тыс. га к 2019 году с одновременным развитием сопровождающей инфраструктуры.
Напомним, в этой связи, что хлопчатник начали возделывать в крае (и в ряде восточных районов соседнего Краснодарского края) в 1930-1932 гг. Площадь под хлопчатником в крае до середины 1950-х занимала 120 тыс. га, ежегодный валовой сбор достигал 55-60 тыс.тонн (товарный - минимум 40 тыс. т). Активно развивалось хлопководство и в Моздокском – соседнем районе Северной Осетии, в ряде районов сопредельной Грозненской области РСФСР.
Карта 1956 года (в обозначениях - осн. сорта хлопка)
А.Чичкин
плакат 1951 г. (Крымская область в составе РСФСР)
А.Чичкин
Недавние хлопководческие НИОКР в Дагестане, Астраханской области и Калмыкии тоже доказали рентабельность восстановления там этой отрасли.
Как сообщил автору Борис Фомин, почетный президент Союзлегпрома, «к концу 1990-х была подготовлена федеральная программа по восстановлению и развитию этой отрасли, но затем от нее отказались по финансовым причинам. Хотя астраханское и калмыцкое хлопководство с тех пор постепенно возобновляется, пока это "удел" энтузиастов. Для промышленных масштабов на первых порах нужны крупные капиталовложения, которые окупятся не в короткий срок. Полностью же заменить импортное сырье южнороссийское "белое золото", безусловно, не сможет, но главными результатами развития отрасли станут экономия на хлопкоимпорте и больший уровень загрузки текстильных мощностей, особенно южнороссийских. В федеральной программе поддержки текстильной отрасли до 2020 года сказано о доведении переработки хлопка до 600 тысяч тонн в год, но пока не уточнено, включается ли в этот объем южнороссийский хлопок».
По воспоминаниям министра хлопковой промышленности Украинской ССР в 1949-1954 годах Евгения Алексеевского (1906-1979), многие специально выведенные сорта неплохо прижились на юге Украины, в Молдавии, Крыму, на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, на юге Армении и, в основном, там же перерабатывались. Но «по экономическим и климатическим причинам этот хлопок в сравнении со среднеазиатским и азербайджанским имел в тот период высокую себестоимость и уступал по ряду качественных параметров. А когда в быстрый рост пошел дешевый хлопкоимпорт - с конца 1950-х (из Египта, КНР, Индии, Пакистана, США, Турции. Прим. ред.) - промышленное хлопководство упомянутых регионах стало, естественно, нерентабельным». Впрочем, по мнению Е. Алексеевского, «для мало- и среднемощных текстильных предприятий вблизи хлопкопосевов в тех же регионах местное хлопкосырье рентабельно использовать».
Во второй половине 1960-х ВНИИОБ, ВНИИ текстильной промышленности и ряд других профильных научных центров предложили восстанавливать южнороссийское хлопководство, ввиду удорожания хлопкоимпорта и ухудшения качества среднеазиатского сырья. Апеллируя и к тому, что в 1930-х - середине 1950-х южнороссийский хлопок обеспечивал до трети "хлопкоспроса" в РСФСР и, вдобавок, позволял сокращать объемы пустующих сельхоземель в обширном регионе - от Крыма и Нижнего Дона до Краснодарского Приазовья и Волжско-Каспийского бассейна РСФСР включительно. А до 70% площади таких южнороссийских земель к началу 1970-х были следствием их "повального обкукурузивания" (т.е. взамен хлопко- и бахчеводства), причем с нарушениями требуемых агротехнологий (сев зерна по зерну, недостаточная или некачественная мелиорация, переизбыточное внесение химудобрений и т.п.) в середине 1950-х – первой половине 1960-х.
Эти проекты были поддержаны руководством областей, краёв и автономных республик Северного Кавказа и Нижнего Поволжья. Поддерживал инициативу и советский премьер А.Н.Косыгин, неоднократно предлагая руководству СССР стремиться к соблюдению равных или близких пропорций в РСФСР по ввозу хлопка из других союзных республик, ввозу по импорту и южнороссийскому хлопководству.
Но в основном по политическим причинам, брежневское политбюро предпочло увеличивать ввоз сырца как из Средней Азии, так и из Египта, Индии, США, Турции. Поэтому те инициативы не были реализованы - тем более что в Москву по нарастающей поступали письма от "возмущенных" глав союзных республик Средней Азии, намекавших на возможные социальные конфликты там из-за сокращения хлопкопосевов и поставок сырца в РСФСР. А рекорды в этой среднеазиатской отрасли, нередко завышаемые в сравнении с реальными, были основной благоденствия местной партгономенклатуры, притом самой многочисленной в СССР.
Проблема растущей деградации сельхозземель в означенном регионе РСФСР усугубилась после распада СССР по известным экономическим и технологическим причинам. По имеющимся данным, последствия хрущевских «новаций» в сельхозрастениеводстве - эрозия, опустынивание и другие виды деградации пустующих и используемых сельхозземель – ныне впрямую угрожают минимум 35% всей территории сельхозпочв Нижнего Поволжья, Ростовской области и Северного Кавказа.
Примечательно, что на 19 съезде КПСС (октябрь 1952 г.) в докладах Косыгина, министра текстильной промышленности СССР, и главы Инспекционной комиссии советского совмина, и М.З.Сабурова, председателя Госплана СССР), отмечалось, что к 1956 г., на основе проведенных исследований и их апробации, урожайность сырца в Средней Азии целесообразно довести до 27-28 ц/га, в Казахстане - до 22 ц/га, в Азербайджане - до 19 ц/га, на Юге РСФСР (включая Крым), Украины, в Армении и Молдавии до 13-15 ц/га. Но, повторим, в середине - второй половине 1950-х в тех регионах хлопководство стали, в буквально смысле, директивно запахивать. Зато опытное возделывание хлопка на Нижнем, Среднем Поволжье и в некоторых районах Ставрополья, восстанавливаемое в начале 2000-х, даже превысило планы 1951-1955 годов.
А.Чичкин