Проблема экспорта российского газа в обход Украины остаётся актуальной. По известным политическим и экономическим причинам. "Турецкий" поток тоже призван решить эту задачу, но...
Все новые газоэкспортные проекты в обход Украины - более протяжённые по расстоянию и, соответственно, весьма дорогостоящие. И, потом, взамен Украины на трассе новых трубопроводов - новые транзитные страны, причём члены ЕС и, в большинстве своем, - НАТО. Словом, приходиться платить по высокой ставке за то, что, в основном по политическим причинам в 60-х - 70-х почти все главные газопроводы в Европу из СССР были проведены именно через Украину. Сказалось здесь, отнюдь не в последнюю очередь, растущее влияние руководства Украинской ССР в высшем советском руководстве с хрущевского периода.
И, вдобавок, именно выходцы из украинского руководства преобладали в руководстве СССР и КПСС, заметим, до второй половины 1980-х.
А экономически рентабельные проекты через Белоруссию и Литву, ввиду намного меньший расстояний газоперекачки в Европу были лишь частично реализованы, и до сих пор некоторые из них остаются проектами.
По ряду данных, был в середине 1970-х проект газопровода с Северо-Запада РСФСР в Финляндию и далее в нейтральную Швецию (пока она, напомним, вне НАТО и евровалютной зоны). Что поддерживал известный шведский политик, многолетний премьер страны Улоф Пальме, убитый в конце февраля 1986 года... А вот "сверхувлечённость" трубопроводами через Украину внесла свою лепту в консервацию и этого проекта. Впрочем, две нитки газопровода в Финляндию, всё же, были проложены.
Если в более широком контексте, в ходе презентации 17 октября с.г. в ТПП РФ инвестиционно-экономического потенциала Республики Карелия, глава республики Александр Худилайнен утончил мне: "Ещё в 1913-м была организована пробная перевозка по железной дороге из Петрозаводска в Восточную Финляндию - в г. Йоэнсу. По разным причинам этот проект не удалось реализовать, но сегодня.,ввиду всё более активных экономических связей республики с Суоми, и всё большей заинтересованности финской стороны в транзитных возможностях Карелии, тот же проект вызывает растущий интерес у обеих сторон. Что характерно и для других проектов транспортного, в т.ч. железнодорожного и водного сообщения с Финляндией. Включая направление к её портам на северобалтийском Ботническом Заливе. Многие из этих проектов были разработаны лет 30, а тои 40 тому назад.
Газопровод | Мощность | Направление экспорта |
Через Украину: | ||
Оренбург-Западная граница (Ужгород) | 26 | Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия |
Уренгой-Ужгород | 28 | Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия |
Ямбург-Западная граница (Ужгород) | 26 | Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия |
Долина-Ужгород - 2 нитки | 17 | Словакия, Чехия, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, Италия |
Комарно-Дроздовичи - 2 нитки | 5 | Польша |
Ужгород-Берегово - 2 нитки | 13 | Венгрия, Сербия, Босния |
Хуст - Сату-Маре | 2 | Румыния |
Ананьев-Тирасполь (Молдавия)-Измаил, Шебелинка-Измаил: 3 нитки | 26 | Румыния, Болгария, Греция, Турция, Македония |
Всего через Украину: | 142 | |
Через Белоруссию: | ||
Ямал-Европа (Торжок-Кондратки-Франкфурт/Одер) | 33 | Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия, Англия |
Кобрин-Брест | 5 | Польша |
Всего через Белоруссию: | 38 | |
С.Петебург-Финляндия - 2 нитки | 6 | Финляндия |
Голубой поток (проектная мощность) | 16 | Турция (возможны поставки в Грецию, Македонию) |
Северный поток (проектная мощность) | 55 | Германия, Франция, Чехия и другие |
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ГАЗОПРОВОДЫ ВСЕГО: | 257 | |
Новые проекты (окончательное инвестрешение): | ||
South Stream | 63 | Болгария, Сербия, Греция, Италия и другие |
Прочие новые проекты: | ||
Северный поток-3 и -4 | 55 | Англия, Германия, Франция, Чехия и другие |
Ямал-Европа-2 (через Белоруссию) | 15 | Польша, Словакия, Венгрия и другие |
Новые газопроводы всего: | 133 | |
ЗАПЛАНИРОВАННАЯ МОЩНОСТЬ ВСЕГО: | 390 | |
Гарантированный объём экспорта в 2020-2025 гг. | 158 |