Проблемы земледелия и животноводства Ярославщины не в последнюю очередь обусловлены их ретроспективой. Точнее - последствиями ущербных экспериментов полувековой давности. А по сути - не имеющих срока давности по своим последствиям...
Льноводству, другим техническим, а также бобово-крупяным сельхозкультурам Ярославщины, как и качеству местных сельхозпочв, был нанесён невосполнимый урон во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х. Последствия того периода не устранены по сей день. Впрочем, то же характерно для всех регионов обширного Нечерноземья Европейской части РСФСР.
Достаточно сказать, что в тот период в области были фактически ликвидированы до 70% льноводческих площадей, закрыты почти все крупно- и среднемощные льноперерабатывающие заводы. Резко сократились площади и под бобово-крупяными культурами. А запрет на травопольные севообороты, инициированный лично Хрущевым в 1958-м (а отменённый только в 1965-м) , существенно ухудшил, помимо всего прочего, также качество и, соответственно, естественное плодородие сельхозпочв. Всё это (и "смежное") делалось во имя того, чтобы догнать и перегнать Америку по урожаям кукурузы. Обернулись же эти "новации" всё возрастающим - вплоть до распада СССР - советским импортом зерна и мясопродуктов с 1962 года.
А одновременно из региона в 1954-1965 гг. "уводились" на Целину, тоже осваиваемую природоущербными методами, сельхозтехника, рабочая сила, АПК-кадры и даже... межрайонные железные дороги узкой колеи. По данным МПС СССР, около 150 км таких дорог области с работавшим там подвижным составом были "эвакуированы" в северо-западный Казахстан, где в 1955-1956 гг. наиболее активно развивалась целинная кампания.
Впрочем, то же осуществлялось в других регионах Европейского Нечерноземья РСФСР. Так, в исследовании "Мальцовская железная дорога" (Калужская область) отмечено: "...В 1950-х годах (информация от А. Ольшевского) участок этой узкоколейной железной дороги - Людиново — Котовичи (40 км) - был разобран. Как заявлялось, это было сделано с целью отправки материалов верхнего строения пути на строящиеся узкоколейные железные дороги в районах освоения целинных и залежных земель".
Всё это, в совокупности, привело к затяжному кризису в Нечерноземном АПК и, в частности, к почти полной ликвидации (в лучшем случае - к стагнации) льноводства и многих других традиционных отраслей регионального земледелия. С очевидными и притом де-факто бессрочными социальными последствиями. Стало быть, большинство современных АПК-проблем в регионе впрямую обусловлено теми, взаправду губительными "экспериментами", навязанными высшим советским руководством.
В исследовании Н.П.Рязанцева и Ю.Г.Саловой "Социально-экономическое развитие Ярославской области в 1954-1964 гг." отмечается: "...В 1955 г. в областном комитете партии даже состоялось совещание по вопросам выращивания кукурузы, и ученые дали на нем свои рекомендации. Они считали, что под кукурузу в нашей области можно отводить ежегодно максимум 7—8% площадей всех кормовых культур. Ни о каких массовых кукурузо-посадках на огромных площадях речи не было.
Но Хрущев ученых слушать не желал. В Ярославской области в 1956 г. под кукурузу было приказано занять 20 тысяч гектаров, а в 1959 г. — 90 тыс. га (почти 40% земледельческой площади в области в конце 50-х. Прим. А.Ч.). Специалистысельского хозяйства области пытались возражать, они утверждали, что в Ярославской области издавна существовали большие посевы многолетних трав(т.е. травопольные севообороты. Прим. А. Ч.), которые прекрасно произрастали при сравнительно небольших затратах и гарантировали надежные запасы кормов для скота. Но их не слушали.
Летом 1961 г. в Ярославль прибыл глава правительства РСФСР Д. С. Полянский, который подверг резкой критике руководителей области за медленное внедрение кукурузы, за сохранение«отжившей системы земледелия» - приверженность посевам многолетних трав и т. д.
В 1962 г. в Ярославской области кукуруза почти полностью погибла (несмотря на "сверхизобильное" многолетнее орошение из областного сектора Волги и ее притоков, что привело к обмелению этих водоресурсов в области. Прим. А.Ч.),и если бы не богатый урожай клевера, весь скот пришлось бы порезать.
Провал в сельском хозяйстве в области привел к очень серьезным продовольственным трудностям. Поставки продовольствия в города сократились; горожане были вынуждены с 6 часов утра занимать очереди за молоком. Вскоре исчез из продажи белый хлеб. В скрытой форме возрождалась карточная система снабжения продовольствием".
( * начало см.: http://ekogradmoscow.ru/novosti/pervichnost-retrospektivy ; http://ekogradmoscow.ru/novosti/yaroslaviya-est-chto-vyzvolit-iz-zabveniya; http://ekogradmoscow.ru/novosti/vodnyj-put-na-vostok ; http://ekogradmoscow.ru/novosti/na-volzhskuyu-vodu-pokushalis-ne-edinozhdy )
Алексей Чичкин