24 октября 2018 года в зале «Олимп», Информационного центра Правительства Москвы (Новый Арбат, д. 36) состоялась пресс-конференция руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы В.Ф. Жидкина на тему: «Инфраструктурный аспект развития ТиНАО».
В своем вступительном слове руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Федорович Жидкин сообщил: «Раньше мы готовили архитектурные концепции, транспортные и инженерные схемы, то сегодня все уже разработано. Все ресурсоснабжающие организации, транспортные, все знают, что делать. Сегодня мы планово создаем новый город – Новую Москву, и в рамках координации управляем всем проектом.
Когда мы начинали проектировать город, проводили международный конкурс, пригасив десять компаний. Практически все они сказали, что территорию можно формировать по системе полицентрического развития. Мы планируем построить чуть более 100 млн кв.м на 1,5 млн жителей, что в десять раз меньше Москвы в старых границах. Учитывая, что территория в полтора раза больше, размещать объекты на всей территории было бы неэффективно. Поэтому мы выбрали полицентрический принцип. В каждом центре градразвития у нас должны быть все функции: жилье, рабочие места, социальные объекты, объекты культуры, спорта, отдыха, т.е. все необходимые услуги. Город так и развивается. Ежегодно мы приходим к выводу, что данная стратегия верная и полностью себя оправдывает.
Связанность всех точек роста – это то, чем мы занимаемся параллельно со строительством таких центров градразвития. Мы создаем инфраструктурные объекты по их соединению. Головные объекты связываю с межу собой магистрали и линии метро.
Совсем недавно в Новую Москву пришло метро: вторая ветка. Продолжает строится Сокольническая линия, которая будет достроена в начале будущего года. Начато строительство станций на двух железных дорогах: Киевском и Курском направлениях.
На сегодня мы построили 160 км дорог. К 2023 будет построено не менее 300 км. К 2035 по Генплану – 1,6 тыс км. Здесь есть реконструкции и новое строительство. Всего к 2035 году планируется 33 станции метро. На будущий год мы откроем 4 новых станции, и начнется строительство новой ветки от ТПК до Троицка. Трамвайная сеть тоже будет развиваться. К 2023 году – 51 км, к 2035 – 140 км.
Мы строим все инженерные объекты, магистральные и головные: газоснабжение, водоснабжение, канализование, электроснабжение.
На сегодня построено 59 социальных объектов: школы, детские сады, поликлиники. В ближайшие три года будет построено 77 объектов. До сегодняшнего дня мы строили 10 объектов в год, а теперь будем строить 25 объектов в год.
На сегодняшний день построено 11 млн кв.м жилья и 4 млн кв.м коммерческой недвижимости, создано 100 тыс рабочих мест. В ближайшие 3-5 лет планируется вводить в год от 2 до 3 млн кв.м в год и под 200 тыс кв.м увеличивать по вводу.
В Новой Москве существенно улучшилось качество жилья. Каждый проект включает в себя мини парковки, исключает в основных местах автомобили во дворах. С каждым годом проекты становятся качественнее. Застройщики конкурируют, приглашают, в том числе, иностранных проектировщиков. Думаю, в ближайшие 2-3 года достигнем самого современного европейского уровня.
С рабочими местами ситуация выровнялась. За этот год, когда были утверждены Правила землепользования и застройки, было принято решение о строительство жилья, внесение изменений в ПЗЗ на 400 тыс кв.м по жилью и на 1,4 млн кв.м по рабочим местам. Мы уверены, что этот тренд сохранится. К концу 2021 года мы планируем к 100 тыс рабочих мест, которые есть, создать еще 50 тыс. Не факт, что все они будут заполнены, но места дополнительные будут построены. При этом мы не предоставляем сегодня новых решений по строительству жилья. Всего в ПЗЗ их 18 млн кв.м и 35 млн кв.м рабочих мест к моменту утверждения.
На сегодня мы перевалили 900 млрд руб. инвестиций в строительство объектов. Около 700 млрд руб. - это внебюджетные деньги, деньги граждан, инвесторов, и около 200 млрд руб. - бюджетные. 1 июля 2019 году, в семилетие, мы планируем превысить планку в 1 трлн руб. По нашей оценке, для строительства всего города потребуется около 7 трлн руб., но с каждым годом объем инвестиций увеличивается и намного.
В 2021 году ожидается 240 тыс рабочих мест. Мы выдали в три раза больше ПЗЗ на рабочие места, чем на жилье. Для нового города это основной драйвер, так как все налоги идут от рабочих мест. Мы планируем их создать 1 млн.
Итак, жилья построено к концу года 11,1 млн кв.м, социальных объектов – 77, коммерческой недвижимости – 3,1 млн кв.м. Сюда включили еще пожарные депо, которых мы строем очень много – около 20, чтобы обеспечить нормативный подъезд. Рабочих мест – 110 тыс, 15 парков создано, но в каждом крупном проекте также создается парк. Это одно из самых развивающихся направлений. Житель старой Москвы может за 15-20 минут доехать до новых территорий и оказаться либо в крупном парке, либо в доме отдыха и т.д. Станций метро – 4, автомобильных дорог – 160,1 км. Вот такие результаты.
У нас был МЦФ в Троицке, теперь есть в Коммунарке. Служба МЧС качественно повысила свой уровень – множество вертолетов. Ситуация с лесом улучшилась – работает 100 человек ежедневно и очищают его. Все развивается. Идет четкая системная плановая работа создания города, где учтены все направления, и они параллельно развиваются. Когда мэр в августе встречался с жителями, было предложение построить крупный спорткомплекс. Решение было принято, и мы готовим предложение о строительстве крупного спортивного комплекса с залами, бассейнами и т.д., где можно будет проводить все соревнования. На будущий год откроется одна из самых крупных больниц города в Коммунарке».
Затем он ответил на вопросы журналистов.
- Вы сказали, что не предоставляете новых разрешений на строительство жилья.
- В.Ф.Ж. - Сегодня в ПЗЗ есть порядка 18 млн кв.м жилья. Это и малоэтажное жилищное строительство. Кроме этого, 35 млн кв.м нежилой недвижимости. Все это уже есть. Чтобы внести изменения в ПЗЗ, нужно издать Постановление Правительства о внесении изменений. Сегодня добавлено плюсом к нежилой недвижимости 1,4 млн кв.м и 400 тыс кв.м жилья. Это новые проекты, которых не было на 1 июля 2017 года. Разрешение на строительство выдаются на основании этих решений. При этом нет никаких ограничений по строительству индивидуального жилья. Там, где есть проекты планировок. Если их нет, то поселок должен сначала разработать проект планировки, а потом уже граждане смогут получить разрешение на строительство на ИЖС.
- Какое число жителей будет проживать в Новой Москве?
- В.Ф.Ж. - 1,5 млн. и 1 млн рабочих мест. Наше моделирование показывает, что это оптимальная цифра с учетом транспортного развития Новой Москвы. Трудоспособного населения будет около 800 тысяч человек. Но у нас есть прилегающая территория старой Москвы. Они смогут найти новые рабочие места на территории Новой Москвы. Сейчас выравнивается все, в том числе и зарплата. Поэтому мы с запасом планируем рабочие места. Тем более, что здесь есть вид направлений, который в старой Москве не создашь. Например, большое количество рекреационных объектов. Это одно из самых развивающихся направлений. Второе направление – это логистика. На ЦКАДе мы начинаем строить ТЦ на 500 тыс кв.м: он там никому не мешает. К нему легко подъехать. Это оптимальное место для размещения объектов логистики. Плюс транспортные крупные хабы – аэропорт Внуково, Остафьево.
На новой территории расположено 180 объектов культурного и исторического наследия. Качество их содержания ежегодно кратно улучшается.
- Вы наверняка анализировали структуру рабочих мест в будущем. Как это изменится в будущем, какой будет Новая Москва?
- В.Ф.Ж. Мы бы хотели, чтобы там, кроме основных направлений (торговля, офисные здания, логистика, производственные помещения, сельхозперерабатывающая и т.д) для нас интересно, чтобы город развивался как рекреационный. Плюс IT-технологии. Тем более, сюда приезжает все больше молодых жителей. Третье направление – образовательные кластеры.
Опять же, у нас есть 40 тыс Га свободных земельных участков в Новой Москве, где можно построить все, что угодно.
По спорту у нас предусматривается построить в Новой Москве три горнолыжных комплекса: в Красной Пахре, в Щапово, где городом уже приобретен крупный земельный участок, и у компании «101» в спортивном кластере.
Сергей Козлов