III Международная конференция «Практическое саморегулирование»

 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 12 декабря 2015 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (Москва, ул. Ильинка, д. 6), прошла III Международная конференция «Практическое саморегулирование».
 
 
 
Программа Конференции предусматривала работу в пяти тематических секциях и проведение по их окончании пленарного заседания. 
Секции обсуждали следующие темы:  
1. Концепция и Стратегия развития саморегулирования в России. 
2. Необходимость создания сервисов и преимуществ для членов некоммерческих организаций. 
3. Стандарты и правила профессиональной и предпринимательской деятельности в отраслях саморегулирования. 
4. Правовые аспекты саморегулирования. Особенности третейского судопроизводства и медиации. 
5. Открытость и публичность системы саморегулирования. 
На пленарном заседании обсуждался законопроект о саморегулируемых организациях в отраслях и видах экономической деятельности и предложения по совершенствованию системы саморегулирования. Такой формат позволил повысить качество итоговой резолюции благодаря учету в ней итогов работы каждой из секций конференции.
Модератором пленарного заседания был сопредседатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Константин Николаевич Апрелев.
С приветствием к участникам Конференции обратился президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Николаевич Катырин: «У российского саморегулирования история небольшая – ему всего лишь восемь лет – и непростая. Накопилось немало проблем, требующих решения, можно сказать, что российское саморегулирование находится на переломном этапе. Но главное, что, несмотря на все сложности роста, этот важнейший рыночный институт у нас уже есть. Необходимо отказаться от бессистемного локального нормотворчества в отраслях, перешедших на саморегулирование. Нужно разработать и принять единую общегосударственную базовую модель, закрепить ее законодательно и распространить на все сферы и отрасли деятельности, в которых осуществляется переход на самоуправление. Надо прийти к единому пониманию идеи саморегулирования. Мировой опыт показывает: за саморегулированием – будущее, это серьезный инструмент гражданского общества».
Затем слово было предоставлено Министру Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаилу Анатольевичу Абызову. Он отметил, что задать направление процессу развития института саморегулирования должен закон «О саморегулируемых организациях», который разрабатывается Минэкономразвития в рамках Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, ранее одобренной Правительством. Поручение создать общегосударственную модель СРО и обеспечить максимальную прозрачность их деятельности ранее дал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Одновременно с этим по поручению главы государства Правительство работает и над другой масштабной реформой – в сфере контрольно-надзорной деятельности. С учётом поставленной руководством страны задачи по оптимизации контрольно-надзорных ведомств развитие альтернативных способов контроля выходит на первый план.
«Мнение экспертного сообщества и членов правительства, что две эти масштабные реформы должны быть максимально синхронизированы между собой. При этом необходимо уточнить порядок, при котором невозможно было бы дублирование госконтроля и контроля со стороны СРО над своими членами. В противном случае это станет дополнительной нагрузкой на реальный сектор и реальные предприятия», - сказал М.А. Абызов.
В качестве существующего на сегодняшний день примера дублирования контроля он привёл ситуацию со страхованием особо опасных объектов. Иногда, по его словам, предприниматели даже выражают желание вернуться к исключительно государственной системе контроля и надзора, отказавшись и от саморегулирования, и от страхования потому, что это для них гораздо дешевле. Такие моменты надо вовремя выявлять и  анализировать, подчеркнул Министр. А при принятии решений относительно модели регулирования нужно понимать, сколько это будет стоить субъекту.
Необходимость синхронизации отмечают и в Экспертном совете при Правительстве РФ, который подготовил заключение по итогам обсуждения текущей версии законопроекта о СРО. Введение обязательного членства в СРО в той или иной отрасли может сопровождаться поэтапной передачей СРО определенной части функций государственного и муниципального контроля, полагают эксперты. Они также предлагают чётко определить принципы и механизмы принятия решений о начале и прекращении использования СРО с обязательным членством, поскольку именно эта форма саморегулирования может заместить собой госконтроль.
Кроме того, по мнению экспертов, необходимо уточнить требования к оценке эффективности таких СРО. На данный момент нет внешних объективных критериев эффективности деятельности саморегулируемых организаций, очень немногие из них имеют внутренние системы показателей эффективности, констатировал М.А. Абызов.
Как сообщил в своем выступлении директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Игоревич Херсонцев, Минэкономразвития не отказывается от курса на замену отдельных государственных форм регулирования на негосударственные. По его словам, принято решение сформировать закрытый перечень видов деятельности, для которых необходимо обязательное участие в СРО. Тем не менее, принцип исключения дублирования контроля реализовать будет не так просто. По мнению представителя Минэкономразвития, трудности могут возникнуть в строительной отрасли: готовы ли СРО, например, исключать из своих членов те компании, которые приступили к строительству объектов без разрешения?
Законопроект о масштабной реформе института саморегулирования в России будет внесен Минэкономразвития России в Правительство в ближайшее время. По словам А.И. Херсонцева, к настоящему моменту пройдены все предусмотренные регламентом Правительства процедуры, в том числе общественного обсуждения,  и в ближайшее время он будет внесен в кабинет министров.
Новый закон предусматривает решение следующего блоков задач:
- Повышение универсальности положений базового  закона.  В законопроект внесен ряд положений для того, чтобы, как сказал А.И. Херсонцев: «…пресечь практику «расползания» отраслевого законодательства и вернуть отраслевые СРО в обязательных сферах в рамки 315-го закона».
– Стандартизация в системе СРО. «Неэффективное выполнение функций по выработке отраслевых стандартов деятельности, возложенных на институт СРО, в той или иной степени характерно практически для всех отраслей, где введено саморегулирование с обязательным членством», - сообщил А.И. Херсонцев.
- Эффективность контроля СРО за соблюдением её членами установленных требований. Представитель Министерства отметил: «В законопроекте детально регламентированы вопросы контроля СРО за деятельностью своих членов».
- Совершенствование механизмов имущественной ответственности СРО по обязательствам ее членов.
– Регламентация вопросов создания и функционирования национальных объединений саморегулируемых организаций (НОСО).
Как сообщил А.И. Херсонцев, для решения проблем развития добровольного саморегулирования в законопроекте предложен абсолютно «новый и концептуальный подход к тому, как могут добровольные СРО развиваться, и как можно стимулировать участников рынка объединяться в такие добровольные СРО». Речь идет о так называемом «соглашении о признании», подразумевающим возможность признания регуляторными органами результатов деятельности «добровольных» СРО по контролю своих членов. 
«Мы предлагаем закрепить в законопроекте возможность заключения соглашений между госорганами и «добровольными» СРО, в соответствии с которыми государство в лице органа власти, признает способность СРО эффективно выполнять функции контроля за своими членами и, в свою очередь, не осуществляет или снижает интенсивность государственного контроля в отношении членов такой СРО. Эта тема может быть действительно революционной с точки зрения развития института», - подчеркнул А.И. Херсонцев.
Комментируя выступление представителя Минэкономразвития, М.А. Абызов выразил твёрдую уверенность, что у института саморегулирования в России есть будущее. Но для того, чтобы построить этот институт, потребуется много времени и усилий.
«За последнее время было много высказываний относительно того, что этот институт – СРО – не для России. Я категорически с этим не согласен. Не надо ждать от нового института, который требует высокой самодисциплины и самоорганизации, каких-то моментальных результатов. Это большая системная работа. Ответственное саморегулирование в конечном итоге даёт дополнительное качество государственным институтам», - сказал Министр.
Далее на пленарном заседании выступили еще около десяти докладчиков.
Итоговая резолюция III Международной конференции «Практическое саморегулирование» включила следующие предложения:
1. Поддержать Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования, в редакции, одобренной на заседании правительства РФ 29 января 2015 года, с учетом предложений профессионального и предпринимательского сообщества, обсужденных на конференции.
2. Направить доработанную Концепцию в правительство РФ как общественный договор между бизнесом и властью.
3. Предложить правительству РФ рассмотреть и утвердить Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования в редакции, одобренной на заседании правительства 29 января 2015 года, с учетом пожеланий профессионального сообщества.
4. Обратиться в правительство с предложением ввести мораторий на внесение поправок в федеральные законы (за исключением уже принятого в первом чтении закона о СРО для кадастровых инженеров, который Госдума собирается одобрить во втором и третьем чтении в течение декабря этого года), регулирующие сферы профессиональной и предпринимательской деятельности, до утверждения Концепции и приведения базового Федерального закона о саморегулировании №315-Ф3 в соответствие с утвержденной Концепцией.
5. Обратиться в Минэкономразвития с предложением доработать проект Федерального закона «О внесении поправок в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» после утверждения Концепции с учетом предложений профессионального сообщества.
6. Обратиться в Госдуму с предложением провести парламентские слушания по проекту Федерального закона «О внесении поправок в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» сразу после его внесения в Госдуму.
В рамках пленарного заседание состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между Советом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации по саморегулированию и Общественным советом по развитию саморегулирования. Со стороны Совета ТПП соглашение подписал сопредседатель Совета Константин Николаевич Апрелев, со стороны Общественного совета по развитию саморегулирования – ответственный секретарь организации Сергей Владимирович Афанасьев.
Подписание документа закрепляет сотрудничество сторон по созданию благоприятных условий для развития института саморегулирования в Российской Федерации.
В кулуарах Конференции М.А. Абызов ответил на вопросы корреспондента журнала «ЭкоГрад»: «Саморегулирование в строительной отрасли становится все более прозрачным, но это всего лишь начало. Как было построено саморегулирование в строительной отрасли в период с 2012 по 2014 год, это опыт со знаком «минус». Еще раз подчеркну, что решения, которые были приняты по обеспечению прозрачности саморегулирования в 2015 году, по понятной ответственности саморегулируемых организаций, для меня этот позитивный шаг очевиден. По результатам 2015 года нужно сделать более детальную оценку. Нужно посмотреть, какой объем средств СРО собрали со своих членов, где и как эти средства были размещены, какое количество выплат было проведено в рамках исполнения обязательств членов СРО, как была выполнена работа по подготовке национальных стандартов, и потом делать выводы.
 Что касается лицензирования, я против огульного огосударствления негосударственных функций. Я не уверен, что это приведет к радикальному повышению качества. Строительных организаций сотни тысяч. Я не вижу достаточного государственного аппарата, который сумел бы качественно провести оценку соответствия и выдачу соответствующих лицензий. А превратить это в простую компанию по выдачу лицензий и сертификатов, за которой не стоит реальная оценка соответствия данной организации обязательным требованиям – это вредное мероприятие».
Отвечая на вопрос о необходимости проведения рейтингования СРО и компаний, входящих в СРО, М.А. Абызов сказал: «Рейтингование СРО, исходя из критериев и принципов открытости, я поддерживаю. Это обеспечивает понимание уровня прозрачности их деятельности. Что касается рейтингования членов СРО по их уровню ответственности, то это зависит от того, предполагает ли членство в данном СРО набор информации обязательный для раскрытия ее членами. Если устав и правила СРО предполагают такое, то можно соответствующие рейтинги проводить, но в этом я не вижу большого смысла».      
 Завершилась Конференция торжественной церемонией награждения победителей Второго национального конкурса «Практическое саморегулирование-2015».
 
 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 2 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 3 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 4 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 5 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 6 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 7 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 8 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 9 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 10 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 11 III Международная конференция «Практическое саморегулирование» - фото 12
 
Сергей Козлов
Категория: Новости со всего света
Опубликовано 06.12.2015 10:24
Просмотров: 938