Журнал «ЭкоГрад» в рубрике по следам ПМЭФ2025. Глава «Роснефти» Игорь Сечин на Форуме подтвердил свою заявку на главного в России оппонента глобального климатического проекта. «Чудо не случится», — сказал он. - Рост потребления электроэнергии — ключевой вызов. Вся концепция чистого нуля выбросов построена также на предположении о том, что рост концентрации углекислого газа разрушает климат. То есть предпосылки совершенно субъективны»...
Игорь Иванович Сечин также обратил внимание на такую характеристику, как плотность энергетического потока. Так, у угля это 135,1 Вт на метр квадратный, нефти — 195 Вт, газа — 482 Вт, атомной энергии — 241 Вт. При этом у солнечной энергии всего 6,6 Вт, а у ветровой — 1,8 Вт: «Таким образом, концепции чистого нуля фактически перечеркивают столетия поступательного развития общества, предлагая человечеству энергетический регресс. Однако у европейских политиков не хватает смелости публично признать этот факт. Их слепая вера в «зеленый переход» уже напоминает некоторую зависимость. Как метко выразился один из классиков французской литературы, красный нос — признак постоянства характера. Французы — веселые ребята». (Фраза вызвала смех в зале).
Эксперты «ЭкоГрада» выделили для себя ключевую фразу в выступлении ведущего нефтяника России на ПМЭФ2025: «…возобновляемая энергетика также не окажет ожидаемого эффекта на климат. Это уже доказано учеными. Так, американские физики Ричард Линдзен и Уильям Хеппер заявили, что предположительное достижение чистого нуля в США к 2050 году позволит избежать повышения температуры только на 0,02 градуса по Фаренгейту, а во всем мире — лишь на 0,13 градуса по Фаренгейту».
Немного забегая вперед, сообщим, что тема климатического скепсиса была отчасти поддержана на Форуме множеством спикеров, и прежде всего председателем ВООП Вячеславом Фетисовым. Свое выступление на сессии «Международная климатическая повестка. Новые лидеры» Фетисов начал с того, что лично он давно в международной повестке и ссылаясь на свой опыт может уверенно заявить, что линейных решений в международной политике не бывает: «Это важно сегодня, понимать людям, что происходит. Чьи-то советы и угрозы слушают, но в целом, не понимают в чем проблема».
Выявлению «интегрального значения проблемы» было посвящено выступление специального представителя Президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Бориса Титова на сессии «Международная климатическая повестка. Новые лидеры».
Как и полагается политику тяжеловесу Борис Юрьевич транслировал свой главный, как нам кажется, месседж выступления между строк. В частности, он заявил, что «Россия значительно опережает средний показатель по реализации целей устойчивого развития. Если усредненное значение колеблется в пределах 17%, то показатель, выявленный в докладе, подготовленном рядом организаций РФ, достигает 62%».
Как нам бы хотелось понять Бориса Титова, он призывает ко взвешенному подходу к климатической повестке, определясь с «выбором меньшего зла» для субъектов экономики РФ. Тем более, что многое уже сделано в направлении реализации тех же целей устойчивого развития, и отказываться придётся не только от плохого, но и от хорошего. И вообще, при определённых стечениях обстоятельств, при совершении резких движений, Россия, как участник глобального проекта может оказаться стороной, выбравшей из двух зол сразу оба.
Ответ Борису Титову прозвучал тут же. Как прилетело. Спикер Ирада Зейналова, мы её помним как блистательную журналистку, а ныне она Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Маврикий взорвалась пламенной речью, исполненной искрометной иронией, разоблачающей смыслы. Многие в этот момент почувствовали себя «зрителями у экрана телика». Вот только пара фраз из выступления и лишь для того, чтобы прочувствовать атмосферу блистательного выступления Ирады Зейналовой: «Я физик по образованию… Размытые цели устойчивого развития, которые, конечно, надо соблюдать».
Но вернемся к выступлению Игоря Ивановича Сечина.
Предлагаем вам цитаты, коллективно выбранные журналистами.
«Иначе оно подорвет мировую энергобезопасность».
«…уголь продолжает оставаться крупнейшим источником электроэнергии в мире. Его доля составляет 25% в мировом энергобалансе. Мировой спрос на это топливо в 2024 году составил новый рекорд — 8,8 млрд тонн. К тому же даже с момента подписания Киотского протокола в 1997-м потребление угля выросло на 75%, а после заключения Парижского соглашения в 2015 году — еще на 15%».
«Более того, вся концепция чистого нуля выбросов построена также на предположении о том, что рост концентрации углекислого газа разрушает климат. То есть предпосылки совершенно субъективны».
Отдельно Игорь Иванович остановился на анализе энергетических практик стран с крупнейшими экономиками.
«По моей оценке, Китай, уже обеспечивающий свою энергобезопасность, уверенно движется к полной энергонезависимости, формируя устойчивый энергобаланс, опирающийся на собственные ресурсы. Нет сомнений, принимая во внимание упорство и профессионализм наших китайских друзей, что они в обозримом будущем добьются искомого результата, что превратит Китай из импортера энергоносителей в крупного экспортера энергии».
«Китай стал мировым лидером в возобновляемой энергетике, поскольку там вводится наибольший объем новых мощностей возобновляемых источников и находится более 70% мировых мощностей по производству оборудования для «зеленой» экономики».
«Президент США Дональд Трамп подписал ряд указов по возрождению угольной промышленности. Одновременно с этим в стране отменили субсидии для «зеленой» энергетики».
«Непродуманная стратегия отказа от традиционной генерации уже привела к тому, что стоимость электроэнергии в Европе сегодня в 5 раз выше, чем в США».
«В своем последнем докладе Всемирный банк снизил прогноз роста ВВП США в текущем году до 1,4 %, а для Китая прогноз не изменился. Ожидается, что его экономика в этом году вырастет на 4,5 %».
Примечательно, что эксперт «ЭкоГрада» Михаил Юлкин, кстати, выступающий оппонентом Игорю Ивановичу Сечину в вопросах, связанных с изменением климата, также отметил в своём обзоре способность высшего руководства Китая на самые гибкие решения в политике. Например, отрицать значимость «зеленого энергоперехода», но не отказываться от выгод, сулящих участием в «глобальном климатическом соглашении. Как говорится, в этом мнения сошлись.
В обстоятельной речи Игоря Сечина нашлось достаточно места для прогноза.
«Россия, Венесуэла и Иран являются ключевыми игроками на энергетическом рынке, от поставок которых напрямую зависит мировая энергобезопасность. На них приходится треть мировых запасов жидких углеводородов и 15 процентов мировой добычи. Без их ресурсной базы невозможен переход к новому облику мировой энергетики».
Среди прочего Мэтр коснулся и вопросов, возникших вокруг развития водородной энергетики. Кстати, накануне ПМЭФ2025 «ЭкоГрад» сообщал со ссылкой на информацию Bloomberg, что крупнейший в мире водородный проект, связанный с топливом будущего, его инициатору - Саудовской Аравии ничего кроме убытков и негативного опыта не принес. Более того, аналитики дружно предрекают крупнейшему в мире проекту по производству экологически чистого водорода, который достраивают в Неоме (Саудовская Аравия), мрачное будущее. Найти международных покупателей топлива пока не удаётся. Ситуация с отсутствием спроса ставит под сомнение существование и даже сам запуск проекта. И высшим руководством королевства Саудовская Аравия рассматриваются планы заморозить работы на объекте.
На ПМЭФ2025 прозвучало, что большие надежды возлагали на водород, но на него приходится менее 1% от всех производимых объемов: «По оценке консалтинговой компании «Делойт», внедрение «зеленого» водорода обойдется в почти 10 трлн долларов к 2050 году. При этом его себестоимость варьируется от 200 долларов до 400 долларов за баррель нефтяного эквивалента».
Сечин: «Очевидно, что в таких условиях водород не выдерживает никакой конкуренции с нефтью и газом. Хочу отдельно подчеркнуть, что производство водорода в случае применения более дешевых методов, так называемого сероводорода, не позволяет снизить углеродный след. Выбросы при его производстве превышают выбросы, возникающие даже при полном цикле производства и использовании бензина».
Дошло дело и до вопроса «темной энергии» - повальном увлечении современных учены-физиков.
Игорь Иванович дал чёткую установку для понимания, чт о пусть будущее пока остаётся в будущем: «До сих пор не существует технологий, которые позволяли бы передавать огромные объемы энергии на Землю из космоса».
Зато настоящему следует стать настоящим: «Сегодня всего 7 стран, включая Российскую Федерацию, контролируют более 90% мирового производства уранового топлива и около 70% мировых запасов урана. Россия сегодня единственная в мире страна, обладающая компетенциями во всей технологической цепочке ядерного топливного цикла — от добычи урана до утилизации ядерного топлива».
«Уже сейчас становится понятно, что даже удвоение инвестиций не даст желаемого результата. По оценкам экспертов, достижение нулевого уровня выбросов к 2050 году требует более 180 триллионов долларов вложений. Иначе говоря, в среднем придется тратить более 7 триллионов долларов в год. А ведь еще Талейран говорил: все то, что избыточно, несущественно».
P\S Для иллюстрации тенденций изменений в повестках глобальных экологических проектов эксперт «ЭкоГрада» подобрал ряд цитат из СМИ, посвященные вопросу.
Обычные автомобили с ДВС не загорелись.
Обзор подготовили Игорь Солонцов и Игорь Панарин