Скончался классик мирового кино, создатель "Последнего танго в Париже", "Мечтателей " и "Маленького Будды", титан киноэротизма и автор культовых символических гей-стори 77-летний режиссёр Бернардо Бертолуччи.
Мастер...
ИЗ ВИКИПЕДИИ:
Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в итальянском городе Парма. В 1960-е годы выступал как последователь Годара и Пазолини, увлекался коммунизмом и фрейдизмом, тонко переплетая в своих фильмах социальное с интимным.
Во многих лентах обращался к табуированным формам человеческой сексуальности — инцесту, триолизму, гомосексуальности.
Постоянно сотрудничал с оператором Витторио Стораро, прозванным итальянскими критиками «богом светотени».
После триумфального успеха фильмов «Конформист» (1970) и «Последнее танго в Париже» (1972) работал за пределами Италии, в том числе на буддийском Востоке, называя себя «скептическим буддистом-любителем».
Обладатель премии «Оскар» за постановку и написание сценария к эпическому байопику «Последний император» (1987).
***
Родился в Парме (Италия) в семье Аттилио Бертолуччи (англ.). Его отец, поэт, кинокритик, профессор истории искусств, поощрял интерес Бернардо к фильмам, часто брал его с собой на съёмки.
С 1957 по 1958 год осуществляет первые пробные работы в кино — любительские фильмы на 16-мм плёнке «Канатная дорога» (1957) и «Смерть свиньи» (1958). Студент философского факультета в Римском университете (в эти годы за поэтический сборник «В поисках тайны» получает Национальную литературную премию; знакомится с Пьером Паоло Пазолини). В 1961 году ассистирует Пазолини на съёмках фильма «Аккатоне».
В 1962 году бросает университет и снимает свой первый игровой фильм «Костлявая кума» (La Commare Secca). Выходит книга стихов «В поисках загадки», за которую Бертолуччи получает премию Виареджо. Два года спустя снимает фильм «Перед революцией» (Prima Della Rivoluzione).
1965—1966 годы:
* Снял полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод»
* Работает над незавершённым фильмом «Канал» (1966)
* Поставил короткометражный игровой фильм «Агония» для альманаха «Любовь и ярость» (Amore E Rabbia, 1967).
В 1968 году фильмом «Партнёр» (Partner) переносит на большой экран действие повести Достоевского «Двойник». Вместе с Серджио Леоне и Дарио Ардженто работает над сценарием культового вестерна «Однажды на Диком Западе». В 1969 году на экраны выходит телефильм «Стратегия паука» (La Strategia Del Ragno), по мотивам рассказа Борхеса.
В 1970 году получает всемирную известность благодаря ленте «Конформист» (Il Conformista), исследующей психологические истоки фашизма (фильм снят по одноименной повести Альберто Моравиа). В получившей скандальную известность ленте «Последнее танго в Париже» (Last Tango In Paris/Dernier Tango А Paris) создал романтическую версию современной трагедии любви, в которой герой оказывается жертвой ложных условностей буржуазного круга.
В 1976 году снимает эпопею «Двадцатый век» (Novecento), главные роли в которой исполнили Жерар Депардье и Роберт де Ниро — картину, в которой личные судьбы переплетаются с классовой борьбой в период с 1901 до 1945-го, года освобождения от фашизма. После встреченных критикой в штыки фильмов «Луна» (La Luna, 1979) и «Трагедия смешного человека» (La Tragedia Di Un Uomo Ridicolo, 1981) надолго порвал с итальянской тематикой.
Переездом в Англию начался его «космополитический» период творчества. В 1987 году на материале китайской истории создаёт фильм «Последний император» (The Last Emperor, 1987), получивший высокую оценку американского киноистеблишмента и «Оскар» за лучший фильм года.
В 1990 году экранизацией одноимённого романа Пола Боулза стала его психологическая драма на африканском материале «Под покровом небес» (другое название — «Чай в пустыне») (The Sheltering Sky). В ноябре 1993 года состоялась премьера фильма «Маленький Будда» (Little Buddha) с предварительной премьерой в Париже в присутствии единственного зрителя — Далай-ламы. Фильм оказался адаптацией преимущественно для американской аудитории хрестоматийных постулатов буддизма.
В 1995 году после 15 лет отсутствия снял в Италии фильм «Ускользающая красота» с Лив Тайлер в главной роли. В 2003 году на экраны выходит фильм «Мечтатели» — наполненная кинематографическими аллюзиями история сексуальной революции в отдельно взятой парижской квартире, происходящая на фоне «Красного мая» 1968 года. После него был анонсирован фильм о композиторе-убийце по имени Джезуальдо да Веноза, но запустить проект в производство Бертолуччи помешали острые боли в спине.
В 2011 году очередной Каннский кинофестиваль начался с вручения награды Бернардо Бертолуччи за вклад в киноискусство. Подобный приз уже есть в коллекции заслуженного режиссёра — в 2007 году его почтили в Венеции. Тогда же Бертолуччи объявил о начале работы над новым фильмом «Ты и я» по роману Николо Амманити.
ВАРИАНТ НЕКРОЛОГА (от проекта "Под лёд")
Сегодня в Риме в возрасте 77 лет скончался великий итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи. Это был действительно большой художник, создавший такие прекрасные картины, как «Последнее танго в Париже», «Конформист» и «Мечтатели». Мы не будем оскорблять мастера всякой унизительной пошлостью в духе «ушла эпоха». Хотя бы потому что эпоха Бертолуччи – это вечная французская весна 68-го. И эта эпоха не то, чтобы ушла, скорее мы ее про...али. Но никогда не поздно вернуть.
Большего всего на свете Бертолуччи интересовали любовь и революция. Все остальное в его фильмах шло лишь неизбежным фоном: время, герои, события и обстоятельства. Неизменным оставалось лишь твердое понимание того, что жизнь без этих двух вещей совершенно не нужна. И в этом сложно не согласиться с великим мастером. Бертолуччи как никто другой умел балансировать на грани этики и эстетики. Всего его фильмы с первого до последнего кадра феноменально красивы. При этом в них красота не избыточна, как в современном азиатском кино, а вполне натуральна и органична повествованию. Ведь ничего не может быть красивее любви и революции.
Попробуйте сегодня почтить память мастера следующим образом. Прямо сейчас позвоните самой красивой и изящной девушке из тех, что вы знаете. И пригласите ее к себе домой. Скажите, что Бертолуччи умер, нужно помянуть. Возьмите пару-тройку бутылок хорошего красного сухого и поставьте фильм «Мечтатели». Покрышки можно будет пожечь в другой раз. Попробуйте с девушкой посмотреть хотя бы первые 20 минут. С остальным вы справитесь и без наших советов. Главное, не вылезайте с ней из кровати до весны. Все равно до весны в России больше делать нечего.
...и его герои