США, Россия, Европа, Китай и санкции

«Рынку трудно увидеть разницу между специфическиим риском и более широкой распродажей финансовых инструментов, — говорит Андерс Фергеман (Anders Faergemann), финансовый управляющий „Пайнбридж Инвестментс Юроуп" (Pinebridge Investments Europe) в Лондоне, контролирующей 87 миллиардов долларов и прогнозирующей снижение рейтинга России. — Поэтому невозможно исключить рост волатильности вслед за расширением антироссийских санкций».

США, Россия, Европа, Китай и санкции - фото 1
Все это несмотря на нынешний активный баланс страны и на ее пятое место в списке реальной доходности ее класса активов. Банк России обладает едва ли не крупнейшим за четыре года валютным пакетом. Нефти, основному предмету экспорта России, недостает всего нескольких долларов до достижения высочайшей отметки с 2014 года.
Это можно итожить, как настроения недели в отношении России -, 6 сентября, российские чиновники в Москве козыряли своим балансовым отчетом, и глава Центрального банка выступила в Международном валютном фонде в Вашингтоне, рассказав о своем успешном опыте управления в послекризисный период. Тем временем, правительственные облигации и рубль достиг рекордно низкого показателя более, чем за два года.
Практически одновременно в Сенате США обсуждали новые санкции: создается впечатление, что это занимает американских законодателей куда больше, чем положение собственной страны. Хотя на самом деле это взаимосвязано. Пакистанское издание The Nation считает, что отношения между Россией, США и Германией вступили в очень интересную фазу. С одной стороны, Германия недовольна тем, что Россия аннексировала Крым и проводит интервенционистскую политику в балтийском регионе. А с другой ей очень хочется как можно быстрее завершить строительство газопровода «Северного потока — 2».Многие обозреватели предсказывали, что прошедшая в прошлом месяце встреча между российским президентом Владимиром Путиным и канцлером Германии Ангела Меркель еще больше осложнит двусторонние отношения. Звучали резкие слова, к согласию стороны не пришли, но по крайней мере, два руководителя сумели сохранить этот проект, несмотря на мощное противодействие. Дебаты заинтересованных сторон о новом газопроводе из России в Германию встряхнули всю геополитику и поставили немецкого канцлера в очень сложное положение как внутри страны, так и на международной арене. «Северный поток — 2», как называют этот проект, вызвал раздражение у американского президента Дональда Трампа и серьезную обеспокоенность у лидеров на европейском континенте.
Мнение Трампа о том, что «Северный поток — 2» усилит зависимость Европы от российского газа, разделяют многие европейские политики, аналитические центры и специалисты по энергетике, в том числе, берлинские. Находящиеся между Россией и Германией страны получают плату за транзит газа, перекачиваемого через их территорию. Среди них Украина, Польша и Словакия. Они обеспокоены по двум причинам: во-первых, потому что теряют доходы, а во-вторых, потому что в периоды политических трений Россия сможет полностью отказываться от транзита через эти страны. Но больше всех по поводу «Северного потока — 2» негодует Украина, которая потеряет миллиарды остро необходимых ей долларов, если Россия начнет поставлять газ в Европу по дну Балтийского моря, а не по трубам, идущим по украинской территории. Недавно президент Петр Порошенко сказал: «Это не коммерческий проект — он неэкономичен и нерентабелен. Это целиком и полностью политический проект. С экономической точки зрения в его реализации нет никакого смысла. Это целиком и полностью геополитический проект».

США, Россия, Европа, Китай и санкции - фото 2
В марте группа американских сенаторов выступила с предупреждением о том, что из-за «Северного потока — 2» американские союзники в Европе станут более уязвимы для российского давления и злонамеренного влияния. 11 июля перед встречей с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом Трамп заявил, что Германия сделала себя «заложницей Москвы, получая оттуда так много энергоресурсов». Проведя впоследствии встречу с Путиным, Трамп пообещал, что будет бороться за европейский газовый рынок. Девять дней спустя Трамп лично договорился с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером о пошлинах, которыми он грозил Европе, и сказал, что ЕС будет в больших количествах покупать американский СПГ. Но это будет очень дорогостоящее предложение. Газ из США нельзя перекачивать по трубопроводам; его нужно сжижать, а затем перевозить в танкерах-газовозах, что обойдется Европе в кругленькую сумму. Россия же поставляет газ в Европу главным образом через трубопроводную сеть, которая работает на протяжении десятилетий. И ее газ намного дешевле. Однако президент Трамп изо всех сил пытается представить доводы против этого проекта и подтолкнуть европейцев к закупкам американского газа. Но ему будет очень непросто убедить своих европейских союзников платить больше за газ из Америки.
И тут уже Трамп оказывается в абсолютно непостижимой ситуации: ему во что бы то ни стало нужно продать товар дороже, но при этом имеется и еще обстоятельство - при этом США необходимо добиться не повышения общих цен на рынках углеводородов, а как следствие и общего повышения цен, что представляется просто нереальным.Для ситуации внутри Европы к тому же страшно , что Украина и Польша потеряют резко доходы от транспортировки газа: положение Украины такого, что ее экономика способна не пережить такого удара, - социальные последствия просчитываются с трудом даже сейчас, когда МВФ требует повышение цен на газ потребителям, угрожая дефолтом, а тем и так платить нечем. Согласно отчетности этим летом не оплата за потребленный газ составила 48% от общепотребленного на Украине!
«Учитывая почти кризисную ситуацию на развивающихся рынках, введение санкций в отношении единственного рынка (Россия), где до недавнего времени могли прятаться инвесторы, может повлечь за собой риск масштабного психоза», — анализирует Элина Рыбакова, научный сотрудник мозгового центра «Брейгель» (BREUGEL) в Брюсселе и бывший руководитель аналитического департамента по региону EMEA Дойче Банка.
Запрет американским инвесторам покупать новые российские облигации не окажет существенного влияния на способность РФ финансировать свои нужды, поскольку бюджет исполняется с профицитом, а у Центробанка достаточно средств для того, чтобы при необходимости оказать поддержку. Но Рыбакову и других беспокоит, как может повлиять утрата Россией статуса безопасной зоны на уже подорванное ранее доверие к развивающимся рынкам.
«Это неприятная ситуация для портфельных менеджеров, потому что на самом деле, когда у вас есть мандат на развивающиеся рынки, бежать особенно некуда», — говорит Владимир Тихомиров, экономист финансовой группы БКС.
Пока остается неясно, будет ли принят межпартийный законопроект, запрещающий американцам покупку нового российского госдолга. Однако с приближением промежуточных выборов в США угроза ужесточения санкций за предполагаемое вмешательство РФ в электоральный процесс усилилась, и это заставило инвесторов пересмотреть одну из их излюбленных позиций «выше рынка» в локальных валютах.
С тех пор как США ввели самый на сегодняшний день жесткий пакет санкций в апреле этого года, иностранные инвесторы избавились от принадлежащих им активов государственных облигаций, объем которых снизился с рекордных 34,5% до 26-27%, по данным Константина Вышковского, директора Департамента государственного долга Министерства финансов России.
За первые два месяца этого года локальные облигации РФ обеспечили инвесторам вторую по величине прибыль на развивающихся рынках. После апрельского раунда санкций они принесли убыток на уровне 22%, что стало самым слабым результатом после Аргентины, Турции и ЮАР. Доходность 10-летних облигаций федерального займа выросла на половину процентного пункта на прошлой неделе, то есть наиболее резко со времени падения цен на нефть в 2016 году.
«Базирующийся на основных нерыночных факторах, российский суверенный риск по-прежнему очень привлекателен для инвесторов, — говорит Вышковский. — Тот уровень доходности, который они получают, едва ли они могут получить при таком соотношении с риском».

США, Россия, Европа, Китай и санкции - фото 3США, Россия, Европа, Китай и санкции - фото 4
Любопытно, что с ним солидарны даже в самих США - причем те, кто борятся за все новые пакеты санкций в отношении России! Так сенатор Ангус Кинг, бывший некогда губернатором штата Мэн, делится своим видением происходящего : «Я голосовал и голосую за санкции в отношении России. И в то же время, как экономист, я отдаю себе отчет, что до тех пор пока тамошний рынок доходен - любые санкции бесполезны, потому что прежде всего они наносят ущерб в том числе и нашим бизнесменам. То есть нужно, чтобы на нашем рынке доходность с вложенного доллара была выше чем на российском, китайском , тайваньском или пакистанском. Возможно это? Без резкого роста рынков сбыта - нет. Способны мы заменить Россию на европейском энергорынке? Тогда прежде нужно задать вопрос - а зачем? Сжиженный газ постоянно будет чуть не в два раза дороже трубопроводного, а рынков для реализации дешевых углеводородов предостаточно. То есть, если мы и впрямь ставим своей задачей диверсификацию энергетических потоков на европейских рынках - то нам надо вкладывать средства в разработку месторождений Северной Африки и Атлантического шельфа. Но -, это не сиюминутно; это требует вложений; наконец, там нас уже опережают китайцы. Я голосую за санкции против России только рассчитывая, что нам удастся как-то договорится о том, что она станет союзником в неизбежном столкновении с Китаем. Пока договорится не получается, а президенту Трампу нужно для внутренних целей найти , куда продать дорогие нефть и газ, которые выпустил на рынки предыдущий президент Обама. Получится?»

США, Россия, Европа, Китай и санкции - фото 5

--
Геннадий Орешкин

Категория: Экология в заложницах у экономики и политики. Прогнозы
Опубликовано 17.09.2018 12:55
Просмотров: 542